В экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года особое место отведено карикатурам: её создатели не могли обойти вниманием это ярчайшее явление русской культуры.
Известно, что до 1812 года из-за цензурных препятствий русские художники почти не прибегали к жанру карикатуры. Карикатура как жанр предполагает использование гротеска, шаржа для критики общественных явлений или отдельных лиц. Художники-карикатуристы смело подчёркивают, преувеличивают, утрируют отдельные черты персонажей, включают в свои произведения юмористические тексты, выставляющие героев в нелицеприятном свете – всё для того, чтобы вызвать смех или ироническую улыбку у зрителей. А смех во все времена был грозным оружием. Российская цензура зорко следила за тем, чтобы это оружие не обернулось против государственной власти и общественного порядка. Тем более, что в России было хорошо известно: в Англии, где со второй половины XVIII века жанр карикатуры развивался наиболее бурно, художники часто обращались именно к политическим темам, высмеивая решения действующих министров и членов парламента. Для английских карикатуристов не была неприкосновенной даже королевская семья.
В 1812 году отношение к карикатуре в России изменилось. Теперь в ней видели оружие для борьбы с внешним врагом – Наполеоном и его армией. Жанр стал активно развиваться. К нему обращались профессиональные художники академической выучки. Так, известнейшим автором сатирических образов был выпускник Академии художеств, скульптор, рисовальщик, гравер Иван Иванович Теребенёв (1780–1815). До сих пор неизвестно, было ли создание карикатур некоей централизованной пропагандистской кампанией или же художники стали обращаться к этому жанру по собственному почину. Но можно говорить уверенно: жанр стал востребован и любим.
Первые антинаполеоновские карикатуры появилась 1 июля (по старому стилю) 1812 года, примерно через полмесяца от начала войны. Подобные произведения создавались и в 1813–1814 годах – в годы заграничных походов. После победы над Наполеоном и его отречения поток антинаполеоновских карикатур иссяк. Подсчитано, что всего в период с лета 1812 по начало 1815 года разными художниками было создано около 240 карикатур [7, с. 131; 11, c. 123]. Они создавались главным образом в технике гравюры, раскрашенной акварелью. Раскрашенные оттиски расходились по стране: каждая гравюра печаталась тиражом в 200–300 копий [2, с. 332].
Важно отметить: до конца 1812 года были изданы лишь единичные гравюры. Наиболее активно художники работали уже после изгнания неприятеля из России, в 1813 году [11, c. 123]. Это кажется парадоксальным, ведь карикатуры помогали поддерживать патриотические настроения в обществе, воодушевляли его на борьбу с врагом, что было важно именно во время войны. И всё же появление наибольшего количества карикатур именно в 1813 году можно объяснить. В это время к работе подталкивала необходимость осмыслить победу русской армии и народа над мощнейшим противником. Так же важно, что в тот год русские войска продолжили борьбу с Наполеоном уже за пределами России. Хотя после испытаний 1812 года заграничные походы грозили новыми потерями, военная кампания должна была предотвратить новое вторжение Наполеона на русскую землю. Художники поддерживали русские войска в этой борьбе, внушали обществу уверенность в близости окончательной победы.
Музей Отечественной войны даёт возможность познакомиться с лучшими произведениями русских карикатуристов той эпохи. Посетители обращают внимание на ярко раскрашенные гравюры и пытаются разгадать замысел мастеров. Некоторые образы и сегодня можно расшифровать без особого труда. Такова карикатура И. И. Теребенёва «Французский вороний суп» (издана в феврале 1813 г.).
Здесь можно увидеть четырёх французских солдат во время походного обеда. Солдат, изображённый на дальнем плане, лёжа на земле, вылизывает котёл с остатками супа. На переднем плане один из его товарищей по несчастью терзает зубами воронью тушу, а двое других смотрят на него с завистью. Тот, что изображён слева, причмокивает губами, словно видит перед собой изысканное кушанье. Солдат справа, жадно открывая рот, тянется к птице.
Сами солдаты напоминают хищных птиц –– их заострённые крючковатые носы похожи на клювы. Солдатская униформа превратилась в лохмотья, обувь истоптана. Один из персонажей не нашёл, чем заменить потерянный башмак, и оставил одну ногу босой. Другому повезло больше: он обут в крестьянские лапти, правда, без обязательных портянок-онучей –– их он, видимо, не смог добыть.
Теребенёв нередко дополнял свои карикатуры стихотворными строчками собственного сочинения. Здесь можно прочесть:
Беда нам с великим нашим Наполеоном!
Кормил нас в походе из костей бульоном:
В Москве попировать свистел у нас зуб;
Не тут-то! – похлебаем же хоть вороний суп!
Целью художника было напомнить о бесславном конце Великой армии Наполеона. Она считала себя непобедимой и была уверена в своём триумфе в России. Но в итоге столкнулась с непреодолимыми трудностями, испытывала нужду в самом необходимом, и её солдаты действительно теряли человеческий облик. Выразительный образ карикатуры должен был подчеркнуть именно несоответствие честолюбивых планов Наполеона, которые он вынашивал в начале войны, и реальных итогов кампании 1812 года. Важно, что в четверостишии ответственность за жалкое состояние солдат возлагается не на них самих, а на их тщеславного главнокомандующего, который недооценил силу русского сопротивления.
Рядом на стенде можно увидеть другую известную карикатуру Теребенёва под названием «Наполеонова пляска» (издана в январе 1813 г.).
Здесь мы видим двух русских крестьян и Наполеона между ними. «Хозяин Европы» пляшет трепака, прищёлкивая себе пальцами. Он столь увлечён русской пляской, что не пытается придержать слетевшую с головы шляпу. Один из крестьян подыгрывает ему на дудке, другой грозит кнутом. Может показаться, что Наполеона здесь дрессируют словно медведя. И он усердно учится, не в силах сопротивляться. Как и в предыдущем случае, художник дополнил образ стихами:
Не удалось тебе нас переладить на свою погудку:
Попляши же, Босурман, под нашу дудку!
Образ призван напомнить о роли народной войны в победе над Бонапартом. Отечественная война не была лишь противостоянием двух армий, в борьбу вовлекались и мирные жители, что заставляло французов жаловаться на борьбу «не по правилам». Крестьяне объединялись в народные отряды, которые защищали сёла и деревни, лишали противника продовольствия и фуража. Наполеону приходилось действовать в условиях враждебности крестьянского населения. Он не смог приспособиться к этой новой «мелодии войны», не похожей на понятные стройные марши.
Русские крестьяне внесли свой вклад в победу над полководцем, сокрушавшим сильнейшие армии Европы. Бонапарт не смог подчинить себе русских людей, переладить их «на свою погудку». И вот, художник изображает его дрессированным плясуном под пристальным взглядом русских землепашцев. Снова важен контраст между замыслами Наполеона и их неудавшимся воплощением в 1812 году. Эта гравюра относится к числу тех, которым достаточно просто дать толкование. В следующей части рассмотрим известнейшее произведение И. И. Теребенёва, чей замысел понять значительно сложнее.
Продолжение следует.
Использованная литература:
- Верещагин В.А. Русская карикатура. В 3 т. Т. 2: Отечественная война (Теребенёв, Венецианов, Иванов). СПб., 1912.
- Кольцова Л. 1812 год в графике художников-современников военных событий // Искусствознание. 2013. № 1–2. С. 331–358.
- Кузьминский К.С. Отечественная война в живописи [и карикатуре] // Отечественная война и Русское общество: 1812–1912: В 7 т. М., 1911–1912. Т. 5. Гл. 13.
- Кустова А.Е. «Бродячие» сюжеты в русской и западноевропейской карикатуре эпохи наполеоновских войн из собрания Государственного Литературного музея // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13. № 4. C. 442–450.
- Кустова А.Е. Отечественная война 1812 г. и Первая мировая война в карикатуре // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2012. № 2. С. 401–407.
- Марков И. Метаморфозы русского Сцеволы // Zeitschrift für Slavische Philologie. 2015. Vol. 71. № 1. P. 73–91.
- Пельтцер М.А. Русская политическая графика и её влияние на Европу // Россия и Европа. 2007. Вып. 4. С. 119–149.
- Попов А.И. «Иван Сусанин» 1812 года // Отечественная война 1812 г. в Калужской губернии и российской провинции. Малоярославец, 2001. С. 44–60.
- Сын Отечества. 1812. № 4. 168.
- Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3 т. Т. 1. М., 1989.
- Успенский В.М., Росомахин А.А., Хрусталёв Д.Г. Медведи, Казаки и Русский мороз. Россия в английской карикатуре первой трети XIXвека. СПб., 2016. 251 с.
- Черкесова Т.В. Политическая графика эпохи Отечественной войны 1812 года и её создатели // Русское искусство XVIII– первой половины XIXвека. М., 1976. С. 11–46.