Русская карикатура эпохи Отечественной войны 1812 года — Блог Исторического музея

Русская карикатура эпохи Отечественной войны 1812 года

Карикатура как особый жанр изобразительного искусства достигла своего расцвета в Англии в конце XVIII века, незадолго до начала антинаполеоновской кампании. Художники, вооружившись пером и кистью, в своих рисунках, наполненных острой сатирой на пороки общества, не щадили и королей. Так, английскому художнику-графику Д. Гилрею (James Gillray, 1756–1815) принадлежат первые антинаполеоновские сатирические листы 1798 г., где Бонапарт представлен карликом, а собственный безумный король – «величайшим из монархов»; на другой карикатуре французский генерал и английский буржуа делят пирог в виде земного шара («Плум пудинг»). Критическая направленность рисунков, подвергающих осмеянию не только социальные и политические явления, но и реальных лиц, делала карикатуру необычайно популярной среди широких слоев населения – им этот жанр искусства был более понятен и доступен, нежели, скажем, живопись.

Карикатуристы, и в первую очередь Т. Роуландсон, И. Круикшенк, Д. Гилрей, направляют острие сатиры в сторону главного врага – Наполеона, не забывая при этом и Павла I, ставшего в результате заключения Люневильского мира из союзников Англии ее противником. Чтобы больнее уколоть «изменника», русского императора изобразили с треуголкой в руке, непременным атрибутом будущего французского императора, и с мальтийским крестом на груди.

Джеймс Гилрей Карикатура на императора Павла I. Великодушный союзник. 1799 г. Бумага, офорт раскрашенный
Джеймс Гилрей
Карикатура на императора Павла I. Великодушный
союзник. 1799 г.
Бумага, офорт раскрашенный

Не пощадили англичане и полководца А.В. Суворова, изобразив того в виде пучеглазого людоеда, поглощающего французских солдат.

Джон Коуз Карикатура на А.В. Суворова. «The great Swallow all!!! Disgorging or French bullie too hot for the bears stomach». 1799 г. Бумага верже, офорт, акварель
Джон Коуз
Карикатура на А.В. Суворова.
«The great Swallow all!!! Disgorging or French bullie
too hot for the bears stomach». 1799 г.
Бумага верже, офорт, акварель

Первым русским художником, подхватившим инициативу европейских карикатуристов, стал академический живописец Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847). Именно ему принадлежат первые рисунки, обличающие «французоманию» русского дворянства и низкопоклонство перед заезжими гувернерами и гувернантками, поварами и парикмахерами. Губернатор Москвы, граф Ф.В. Ростопчин, ярый противник галломании, в 1807 г. в своей брошюрке «Мысли не вслух на Красном крыльце», подписанной псевдонимом Сила Богатырев, выступил с резкой критикой преклонения перед Западом: «Спаси Господи, чему детей нынче учат – выговаривать чисто по-французски, вывертывать ноги и всклокочивать голову…». Художник Венецианов откликнулся на это созданием ряда сатирических листов: «Французское воспитание», «Французский магазин помады и духов», «Французский парикмахер», «Деятельность француженки в магазине» и др.

Алексей Гаврилович Венецианов Французский парикмахер. 1813 г. Бумага, гравюра раскрашенная
Алексей Гаврилович Венецианов
Французский парикмахер. 1813 г.
Бумага, гравюра раскрашенная

Вторжение наполеоновской армии в пределы России в июне 1812 г. и начало Отечественной войны вызвали всплеск национального самосознания и пробудили интерес ко всему отечественному, народному. В губерниях создаются народные ополчения, в Москве появляются так называемые «летучие листки», или «ростопчинские афиши». Две из них были проиллюстрированы лубочными картинками. Одна изображала защитников Отечества – ратника Ивана Гвоздилу и милицейского мужика Долбилу, расправляющихся с «басурманами», осмелившимися напасть на их землю.

Русский ратник Иван Гвоздила. 1812 г. Бумага, гравюра раскрашенная
Русский ратник Иван Гвоздила. 1812 г.
Бумага, гравюра раскрашенная

Другая, под названием «Корнюшка Чихирин», представляла московского мещанина, вышедшего из питейного заведения и выступающего с патриотической речью перед собравшимися крестьянами. Обе народные картинки появились в июле – августе 1812 г., еще до захвата российской столицы наполеоновской армией. Эти первые карикатуры на события Отечественной войны 1812 г. анонимны, выполнены в грубоватой манере и сопровождены заведомо безграмотными подписями – в «стиле» простонародья.

И если в начале кампании в Москве вышли только эти две картинки, то в Петербурге карикатур появилось значительно больше. Скульптор Иван Иванович Теребенев (1780–1815), живописец Алексей Гаврилович Венецианов, гравер и рисовальщик Иван Алексеевич Иванов (1779–1848) создали своеобразный триумвират единомышленников, создавших около двухсот сатирических листов. Все они главным образом посвящены теме отступления французской армии и прославляют героизм русского.

Карикатуры, вышедшие из-под пера этих художников в 1813–1814 гг., после ухода французской армии утратили свою актуальность: враг был уже неопасен, и его высмеивали, порой в самой грубой форме – так, например, Венецианов изобразил Наполеона, изрыгающего обломки якорей.

Алексей Гаврилович Венецианов Прощай, брат. Кланяйся своим да не забывай наших. 1810-е гг. Бумага, гравюра раскрашенная
Алексей Гаврилович Венецианов
Прощай, брат. Кланяйся своим да не забывай наших.
1810-е гг.
Бумага, гравюра раскрашенная
Иван Иванович Теребенев Наполеон претерпевает кораблекрушение. 1814 г. Бумага, раскрашенная гравюра
Иван Иванович Теребенев
Наполеон претерпевает кораблекрушение. 1814 г.
Бумага, раскрашенная гравюра

Более половины сатирических листов, выпущенных в эти годы, посвящены Наполеону и его армии: «Наполеон претерпевает кораблекрушение», «Наполеон продает с лотка похищенные им антики», «Триумфальное прибытие в Париж Наполеона», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы», «Не все коту масленица», «Бивак французских войск под Вильной».

Михаил Богучаров Бивуак французских войск под Вильною, на попятном их пути. 1813 г. Бумага, гравюра раскрашенная
Михаил Богучаров
Бивуак французских войск под Вильною, на
попятном их пути. 1813 г.
Бумага, гравюра раскрашенная

И если неприятеля художники изображали в заведомо искаженном виде, всячески умаляя полководческие таланты французского императора, то образы русских героев были значительно гиперболизированы. Они шутя справляются с французами, нанизывая тех на штыки.

Иван Иванович Теребенев Разрушение всемирной монархии. 1813 г. Бумага, акварель, офорт
Иван Иванович Теребенев
Разрушение всемирной монархии. 1813 г.
Бумага, акварель, офорт

Как правило, подписи к своим листам, придумывали сами художники, упражняясь в остроумии.

А вот И.Иванов старался избегать подробных надписей: художественная сторона его работ явно превалирует над текстовой. Сюжетные композиции рисунков Иванова гораздо сложнее, например, теребеневских; в них меньше юмора, нет политической заостренности. Среди популярных работ Иванова, относящихся к теме 1812 г., следует назвать многофигурную композицию «Наполеон формирует новую армию из разных уродов и калек» и «Хлебосольство отличная черта в характере народа русского».

Иван Алексеевич Иванов Наполеон формирует новую армию из разных уродов и калек.1813 г. Бумага, гравюра раскрашенная
Иван Алексеевич Иванов
Наполеон формирует новую армию из разных
уродов и калек.1813 г.
Бумага, гравюра раскрашенная

На карикатурах пропорции фигур людей и лошадей соблюдены, гримасы лишь в незначительной степени искажают лица.

В начале 1815 г. в Санкт-Петербурге, в типографии Плавильщикова, была издана книга небольшого формата в футляре – «Подарок детям в память о событиях 1812 года», ныне более известная как «Теребеневская азбука».

Подарок детям в память 1812 года. Обложка. Типография Плавильщикова.1814 г. Бумага, гравюра
Подарок детям в память 1812 года. Обложка.
Типография Плавильщикова.1814 г.
Бумага, гравюра

В основу этого издания легли уже известные карикатуры, награвированные художниками Теребеневым, Венециановым, Ивановым и др. в уменьшенном виде на больших медных досках – 34 рисунка (по числу букв алфавита), исполненные в технике офорта с ручной акварельной раскраской. Под каждым рисунком приводилось четверостишие. После отпечатывания листы разрезались и наклеивались на плотную бумагу. Рисунки раскрашивались вручную, акварелью, подчас довольно небрежно.

В целом, это издание, предназначенное, для детей, в действительности, оказалось крайне вредно для детского восприятия, учитывая содержание подписей и «недобрый» характер изображений. В некоторые издания азбуки добавлялась еще одна картинка, 35-я, копия с карикатуры немецкого художника Иоганна Фольца под условным названием «Лицо из трупов», явно не прибавлявшая оптимистического настроения.

Теребенев с гравюры И. Фольца Лист "Наполеон Бонапарт" из альбома " Подарок детям в память 1812 года». 1814 г. Бумага, акварель
Теребенев с гравюры И. Фольца Лист «Наполеон Бонапарт» из альбома «Подарок детям в память 1812 года». 1814 г. Бумага, акварель

Тем не менее нельзя недооценивать вклад русских художников, впервые обратившихся к неизвестному до той поры в России жанру изобразительного искусства – карикатуре. И хотя, по словам В.А. Верещагина, их смех не смешил, а стрелы сатиры не ранили, их произведения представляют живую картину исторической эпохи, грозившей перевернуть судьбы мира.