15-й зал основной экспозиции Исторического музея называется «Город и деревня в XVI–XVII вв.». Сосредоточенные здесь памятники рассказывают о повседневной жизни крестьян и горожан, представляют искусную работу русских мастеров того времени.
Среди множества интереснейших экспонатов можно увидеть деревянный складень – складную икону, состоящую из трёх створок. Время создания иконы – первая половина XVII века. Эпоха, когда Россия переживала непростые годы Смуты и оправлялась от неё в правление первых царей из династии Романовых.
Складень – небольшой неброский памятник. Его длина составляет 24,5 см, ширина – 11 см. Возможно, когда-то он был расписан: при исследовании на нём обнаружили следы левкаса – грунта, использовавшегося в иконописи. Со временем краска сошла, и теперь складень имеет светло-коричневый цвет. Посетитель музея может просто не заметить его среди более крупных и ярких памятников. И всё же стоит обратить внимание на эту скромную икону.
Она сохранила до наших дней имя первого владельца – одного из простых людей прошлого, кого не отличали знатность и богатство. Его имя должно было затеряться в веках. Но складень помогает нам узнать, пусть и немногое, об этом человеке.
![Складень из трех створ. 1 пол. XVII в.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/03/photo_2021-03-16_16-41-24.jpg)
Имя скрыто на оборотной стороне складня. На обороте левой створки в орнаментированном круге вырезан Крест Христов на Голгофской горе. А на обороте средней – в таком же круге – надпись, указывающая на владельца иконы: «СИЕ МОЛЕНИЕ ГУЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА ИВАНА ГРИГОРИЕВА МИТЮКОВЫХ УСТЮ». Хотя последнее слово не закончено, можно предположить, что имеется в виду «устюжанин» –– уроженец города Великий Устюг. В XVII в. этот город Русского Севера был известен как один из центров торговли.
Сегодня мы бы назвали владельца складня Иваном Григорьевичем Митюковым. Возможно, он был не только владельцем, но и создателем этой иконы. Или же по его заказу её исполнил неизвестный мастер-резчик. Это произведение отличает красота линий и выразительность.
![Устюг Великий. Панорама города от реки Сухоны. Березин В. К. 1795 г.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/03/x2ax-5bxnqzw3bte247nwqlsbdtge83aucqdr3xkvixmyhoiimvevtfvn0wlzves.jpg)
Иконные образы на лицевой стороне всех трёх створок были созданы в технике рельефной, высокой резьбы в прямоугольных углублениях — ковчежцах. На центральной створке представлена Пресвятая Троица. Образ во многом напоминает образ, созданный в XV в. великим Андреем Рублёвым. Три Ангела сидят вокруг изогнутого стола. Они склонили головы, словно прислушиваясь друг к другу. Как и на иконе Рублёва, здесь выстроена круговая композиция, подчёркивающая единство, единосущие лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Над Ангелами искусно вырезаны символические изображения. Слева можно увидеть каменные палаты: жилище ветхозаветного патриарха Авраама, которого, согласно библейскому тексту, посетил Господь в образе трёх странников. Одновременно это символ Божественного домостроительства, то есть предвечного Божественного замысла относительно тварного мира. Над головой среднего Ангела — изображение древа. Это библейский Мамврийский дуб, под которым Авраам приготовил трапезу трём странникам. В то же время это обозначение Древа спасения — Креста Христова. Справа же можно увидеть скалу — символ Горнего мира, Царства Небесного.
На левой и правой створках складня — образы предстоящих Троице избранных святых. Резные подписи свидетельствуют, что на левой створке помещены образы святого Архангела Михаила (военачальник ангельских сил с мечом в руке) и святого бессребреника Иоанна. Между ними — неизвестный святой, имя которого истёрлось. На правой створке изображены святая великомученица Екатерина (согласно тексту жития, она происходила из царского рода, поэтому её было принято изображать с венцом на главе), святая великомученица Варвара и святая Мария (определить точно, кто именно из круга святых с именем Мария представлен здесь, нельзя).
Чем обусловлен именно такой выбор святых? Возможно, Иван Митюков был назван в честь святого бессребреника Иоанна и считал его своим святым покровителем. А другие святые, изображённые на боковых створках, были покровителями его родственников. Можно также предположить, что выбор был отчасти связан с родным городом Ивана Григорьевича. Так, Архангелу Михаилу был посвящён древнейший из монастырей Великого Устюга. Была в городе и Варваринская церковь.
![Святые ворота в Архангельском монастыре в Великом Устюге. Маковский А. 1912 г.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/04/oxrrxh-lu-e7jzwczznutdmlymvkdqgbndvisxwdx9cclh98vh1j1ewaipat2mke.jpg)
О бережном отношении к складню как к личной святыне говорит железная оправа, в которую заключены створки. Она защищала их от внешних воздействий. Тем не менее, время не пощадило складень-триптих. Поверхность рельефа истёрта, серьёзно пострадали лики. Возможно, истёртость указывает на то, что владелец иконы много путешествовал и брал складень в свои странствия.
В старину складни назывались путными, поскольку воспринимались как предмет, связанный с путешествиями и походами. На Руси складные иконы небольших размеров носили на шнуре на шее или на груди. Архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший патриарха Антиохийского в путешествии из Османской империи в Россию в середине XVII в., так описал обычай русских людей иметь при себе путный складень: «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели» [цит. по: 2, с. 102]. Складни большего размера, подобные складню Ивана Митюкова, так же было принято брать с собой в дорогу.
Во владельческой надписи на складне Иван Григорьевич назван «гулящим человеком». Это ещё одно подтверждение того, что его жизнь была связана с дорогой. В XVII в. гулящими людьми называли тех, кто не состоял на государевой службе (не был дворянином, стрельцом, пушкарём и т. д.), не нёс тягла (т. е. не платил государственных податей: не был торговцем, ремесленником, крестьянином) и не был никому обязан личной службой (не был холопом). Гулящий человек мог сам выбирать себе место жительства и занятие. Представители этой социальной группы зачастую жили наёмным трудом. В поисках работы они могли проводить много времени в странствиях. Так, истёртость складня и надпись на нём позволяют, пусть и в самых общих чертах, представить жизненный путь его владельца.
Складень гулящего человека впервые подробно исследовала С. К. Просвиркина (1881–1971) [5]. Художник, искусствовед Софья Константиновна была научным сотрудником Исторического музея и посвятила себя изучению народного искусства. Просвиркина известна как активный участник и инициатор историко-бытовых экспедиций. Сотрудники музея выезжали в разные области России (среди них Архангельская, Вологодская, Нижегородская), изучали крестьянский быт и народные промыслы, открывали имена мастеров. Благодаря экспедициям собрание музея пополнилось большим количеством памятников народного искусства.
Складень гулящего человека, впрочем, не был экспедиционной находкой. Он поступил в музей в составе коллекции знаменитого коллекционера и мецената П. И. Щукина (1853–1912). Представитель известнейшей купеческой династии, Пётр Иванович был страстным коллекционером старинных документов и предметов. В 1905 г. он решил передать огромное собрание, насчитывавшее около 300 тыс. памятников, Историческому музею.
![Щукин Петр Иванович. Неизвестный фотограф. Левицкий Д. (?). 1900-е гг.](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/04/x2ax-5bxnqzw3bte247nwrnsx9zmrtkoi3yxqsel1ss9tmrsjchyio5esip6lhhr.jpg)
Неудивительно, что предметы из этой коллекции привлекли внимание Просвиркиной. Ведь среди них немало шедевров народного искусства, которое Щукин любил и ценил. К таковым можно отнести и знакомый нам складень. Ему Просвиркина посвятила отдельную научную статью. Работа была написана в 1947 г., но опубликована только в 1990 г., уже после смерти автора. Ко времени публикации статья не потеряла научного значения. Она и до сих пор остаётся образцом для исследователей.
Именно статья Просвиркиной послужила основой для создания данного текста. Возможно, он побудит вас познакомиться с подлинным памятником, посетив музейную экспозицию, и с первым исследованием, открывшим для нас имя устюжанина Ивана Григорьевича Митюкова.
Использованная литература:
- http://nav.shm.ru/exhibits/425/
- Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI – начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., 2000.
- Зайцев А. А. Домостроительство // Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. C. 642–643.
- История иконописи. М., 2014.
- Просвиркина С. К. Складень «гулящего человека» // Памятники русской народной культуры XVII – середины XIX веков: Исторический музей. Труды. Вып. 75. М., 1990. С. 6–12.
- Экспедиционные поиски Государственного исторического музея 1920-х годов. Письма С.К. Просвиркиной к В.С. Воронову. Материал подготовила Г.С. Кириллова // Традиционная культура. 2003. № 3 (11). C. 21–28.
- Юхименко Е. М. Первый, Российский, Исторический. К 125-летию открытия Государственного исторического музея. М., 2008.