15-й зал основной экспозиции Исторического музея называется «Город и деревня в XVI–XVII вв.». Сосредоточенные здесь памятники рассказывают о повседневной жизни крестьян и горожан, представляют искусную работу русских мастеров того времени.
Среди множества интереснейших экспонатов можно увидеть деревянный складень – складную икону, состоящую из трёх створок. Время создания иконы – первая половина XVII века. Эпоха, когда Россия переживала непростые годы Смуты и оправлялась от неё в правление первых царей из династии Романовых.
Складень – небольшой неброский памятник. Его длина составляет 24,5 см, ширина – 11 см. Возможно, когда-то он был расписан: при исследовании на нём обнаружили следы левкаса – грунта, использовавшегося в иконописи. Со временем краска сошла, и теперь складень имеет светло-коричневый цвет. Посетитель музея может просто не заметить его среди более крупных и ярких памятников. И всё же стоит обратить внимание на эту скромную икону.
Она сохранила до наших дней имя первого владельца – одного из простых людей прошлого, кого не отличали знатность и богатство. Его имя должно было затеряться в веках. Но складень помогает нам узнать, пусть и немногое, об этом человеке.
Имя скрыто на оборотной стороне складня. На обороте левой створки в орнаментированном круге вырезан Крест Христов на Голгофской горе. А на обороте средней – в таком же круге – надпись, указывающая на владельца иконы: «СИЕ МОЛЕНИЕ ГУЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА ИВАНА ГРИГОРИЕВА МИТЮКОВЫХ УСТЮ». Хотя последнее слово не закончено, можно предположить, что имеется в виду «устюжанин» –– уроженец города Великий Устюг. В XVII в. этот город Русского Севера был известен как один из центров торговли.
Сегодня мы бы назвали владельца складня Иваном Григорьевичем Митюковым. Возможно, он был не только владельцем, но и создателем этой иконы. Или же по его заказу её исполнил неизвестный мастер-резчик. Это произведение отличает красота линий и выразительность.
Иконные образы на лицевой стороне всех трёх створок были созданы в технике рельефной, высокой резьбы в прямоугольных углублениях — ковчежцах. На центральной створке представлена Пресвятая Троица. Образ во многом напоминает образ, созданный в XV в. великим Андреем Рублёвым. Три Ангела сидят вокруг изогнутого стола. Они склонили головы, словно прислушиваясь друг к другу. Как и на иконе Рублёва, здесь выстроена круговая композиция, подчёркивающая единство, единосущие лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Над Ангелами искусно вырезаны символические изображения. Слева можно увидеть каменные палаты: жилище ветхозаветного патриарха Авраама, которого, согласно библейскому тексту, посетил Господь в образе трёх странников. Одновременно это символ Божественного домостроительства, то есть предвечного Божественного замысла относительно тварного мира. Над головой среднего Ангела — изображение древа. Это библейский Мамврийский дуб, под которым Авраам приготовил трапезу трём странникам. В то же время это обозначение Древа спасения — Креста Христова. Справа же можно увидеть скалу — символ Горнего мира, Царства Небесного.
На левой и правой створках складня — образы предстоящих Троице избранных святых. Резные подписи свидетельствуют, что на левой створке помещены образы святого Архангела Михаила (военачальник ангельских сил с мечом в руке) и святого бессребреника Иоанна. Между ними — неизвестный святой, имя которого истёрлось. На правой створке изображены святая великомученица Екатерина (согласно тексту жития, она происходила из царского рода, поэтому её было принято изображать с венцом на главе), святая великомученица Варвара и святая Мария (определить точно, кто именно из круга святых с именем Мария представлен здесь, нельзя).
Чем обусловлен именно такой выбор святых? Возможно, Иван Митюков был назван в честь святого бессребреника Иоанна и считал его своим святым покровителем. А другие святые, изображённые на боковых створках, были покровителями его родственников. Можно также предположить, что выбор был отчасти связан с родным городом Ивана Григорьевича. Так, Архангелу Михаилу был посвящён древнейший из монастырей Великого Устюга. Была в городе и Варваринская церковь.
О бережном отношении к складню как к личной святыне говорит железная оправа, в которую заключены створки. Она защищала их от внешних воздействий. Тем не менее, время не пощадило складень-триптих. Поверхность рельефа истёрта, серьёзно пострадали лики. Возможно, истёртость указывает на то, что владелец иконы много путешествовал и брал складень в свои странствия.
В старину складни назывались путными, поскольку воспринимались как предмет, связанный с путешествиями и походами. На Руси складные иконы небольших размеров носили на шнуре на шее или на груди. Архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший патриарха Антиохийского в путешествии из Османской империи в Россию в середине XVII в., так описал обычай русских людей иметь при себе путный складень: «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели» [цит. по: 2, с. 102]. Складни большего размера, подобные складню Ивана Митюкова, так же было принято брать с собой в дорогу.
Во владельческой надписи на складне Иван Григорьевич назван «гулящим человеком». Это ещё одно подтверждение того, что его жизнь была связана с дорогой. В XVII в. гулящими людьми называли тех, кто не состоял на государевой службе (не был дворянином, стрельцом, пушкарём и т. д.), не нёс тягла (т. е. не платил государственных податей: не был торговцем, ремесленником, крестьянином) и не был никому обязан личной службой (не был холопом). Гулящий человек мог сам выбирать себе место жительства и занятие. Представители этой социальной группы зачастую жили наёмным трудом. В поисках работы они могли проводить много времени в странствиях. Так, истёртость складня и надпись на нём позволяют, пусть и в самых общих чертах, представить жизненный путь его владельца.
Складень гулящего человека впервые подробно исследовала С. К. Просвиркина (1881–1971) [5]. Художник, искусствовед Софья Константиновна была научным сотрудником Исторического музея и посвятила себя изучению народного искусства. Просвиркина известна как активный участник и инициатор историко-бытовых экспедиций. Сотрудники музея выезжали в разные области России (среди них Архангельская, Вологодская, Нижегородская), изучали крестьянский быт и народные промыслы, открывали имена мастеров. Благодаря экспедициям собрание музея пополнилось большим количеством памятников народного искусства.
Складень гулящего человека, впрочем, не был экспедиционной находкой. Он поступил в музей в составе коллекции знаменитого коллекционера и мецената П. И. Щукина (1853–1912). Представитель известнейшей купеческой династии, Пётр Иванович был страстным коллекционером старинных документов и предметов. В 1905 г. он решил передать огромное собрание, насчитывавшее около 300 тыс. памятников, Историческому музею.
Неудивительно, что предметы из этой коллекции привлекли внимание Просвиркиной. Ведь среди них немало шедевров народного искусства, которое Щукин любил и ценил. К таковым можно отнести и знакомый нам складень. Ему Просвиркина посвятила отдельную научную статью. Работа была написана в 1947 г., но опубликована только в 1990 г., уже после смерти автора. Ко времени публикации статья не потеряла научного значения. Она и до сих пор остаётся образцом для исследователей.
Именно статья Просвиркиной послужила основой для создания данного текста. Возможно, он побудит вас познакомиться с подлинным памятником, посетив музейную экспозицию, и с первым исследованием, открывшим для нас имя устюжанина Ивана Григорьевича Митюкова.
Использованная литература:
- http://nav.shm.ru/exhibits/425/
- Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI – начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., 2000.
- Зайцев А. А. Домостроительство // Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. C. 642–643.
- История иконописи. М., 2014.
- Просвиркина С. К. Складень «гулящего человека» // Памятники русской народной культуры XVII – середины XIX веков: Исторический музей. Труды. Вып. 75. М., 1990. С. 6–12.
- Экспедиционные поиски Государственного исторического музея 1920-х годов. Письма С.К. Просвиркиной к В.С. Воронову. Материал подготовила Г.С. Кириллова // Традиционная культура. 2003. № 3 (11). C. 21–28.
- Юхименко Е. М. Первый, Российский, Исторический. К 125-летию открытия Государственного исторического музея. М., 2008.