Портрет наказного атамана Астраханского казачьего войска Левенштерна — Блог Исторического музея

Портрет наказного атамана Астраханского казачьего войска Левенштерна

В ходе атрибуционной работы музейные хранители и эксперты нередко сталкиваются с проблемой путаницы в именах и фамилиях портретируемых, если речь идет о выходцах из иностранных государств, принявших российское подданство, или об остзейских дворянах. Фридрих – Федор или Теодор? Вильгельм – Владимир или Василий? Готфрид – Григорий или Богдан? Альфред – Алексей? Иван – это и Джон, и Ганс, и Иоахим.

Хорошо, если речь идет об одном и том же человеке, у которого совпадают даты жизни, службы и семейное положение. Но если мы имеем дело с портретом неизвестного военного, которого нужно определить, знание иностранных аналогов русских имен может сослужить плохую службу и увести исследование в ненужное, ошибочное направление.

Так, долгое время в Государственном историческом музее хранился портрет неизвестного со следующим описанием: «Поясной, ¾ влево, в черном мундире с красным воротником и белым отворотом, с эполетами и орденами, со светлыми волосами и усами».

В инвентарной книге фонда живописи XIX в. был указан источник поступления (Музей 1812 года) и имя дарителя (Михаил Александрович Серебряков), что существенно облегчило атрибуцию данного портрета. Дело в том, что М.А. Серебряков подарил только один живописный портрет, зафиксированный во всех документальных источниках дореволюционного Музея 1812 года. Это был портрет наказного атамана Астраханского войска Ивана Ивановича Левенштерна. На обороте холста сохранились надпись: «“Музей 1812” – От Мих. Алек-др. Серебрякова» и номер «Ин. 3551/I–112», совпавший с инвентарным номером по документам.

Надписи на обороте холста
Надписи на обороте холста

Даритель был родственником семьи Левенштерна по линии старшей дочери героя 1812 года – баронессы Юлии Ивановны Левенштерн (1827–1907), бывшей с 1847 г. замужем за начальником Николаевской железной дороги в 1855–1865 гг. Аполлоном Алексеевичем Серебряковым (1811–1895). Более точная степень родства Михаила Серебрякова пока не установлена. Можно осторожно предположить, что в какой-то момент отчество Аполлонович был заменено на Александрович, поскольку известно, что у супругов Серебряковых был сын Михаил (1858–1920), впоследствии воспитанник Императорского Александровского лицея. В описываемое время (1910-е гг.) М.А. Серебряков имел придворный чин шталмейстера и состоял при великом князе Владимире Александровиче, дослужился до полковника лейб-гвардии Кавалергардского полка. Если речь идет именно о нем, то он был супругом Ольги Владимировны Ратьковой-Рожновой (1868–1953), которая тоже была дарителем Музея 1812 года.

Иван Иванович (Иоганн Петер Эдуард) Левенштерн родился 28 марта 1790 г. в имении Расик Эстляндской губернии (ныне волость Раазику в Эстонии), и был младшим из десяти детей барона Германа Людвига Иоганна фон Левенштерна (1748–1815), именовавшегося на русской службе Ермолаем (!!!) Ивановичем. Старшим братом нашего героя был известный мемуарист генерал-майор Владимир Иванович (Вольдемар Герман) Левенштерн (1776–1858). Другой брат, Ермолай (Герман Людвиг, 1777–1836), участвовал в первом русском кругосветном путешествии И.Ф. Крузенштерна в 1803–1806 гг. Интересно, что в кругу семьи младшего брата называли не Иоганном, а Эдуардом. Под этим именем он известен и в литературе на немецком языке.

Службу Иван начал в 1806 г. юнкером в Сумском гусарском полку, в рядах которого принял участие в кампании 1806–1807 гг. Однажды под Новый 1807 год, будучи в разведке, юноша провалился с конем под лед и едва не утонул. За отличие в битве при Прейсиш-Эйлау получил солдатский Знак отличия Военного ордена и офицерский чин. В 1808 г. был произведен в офицеры и адъютанты генерала П.П. Палена, с которым участвовал в основных сражениях начала Отечественной войны. В сражении под Витебском 17 июля 1812 г. Иван едва не попал в плен: французский конный егерь уже схватил было его за ворот, но подоспевшие гусары выручили офицера. Вскоре заболевший лихорадкой Пален покинул армию, а вместе с ним и адъютант И.И. Левенштерн, тоже больной. В армию они возвратились только в феврале 1813 г.

Заграничные походы 1813–1814 гг. Иван Иванович провел командиром эскадрона гусар в партизанском отряде А.С. Фигнера, был ранен, получил целый ряд российских и иностранных орденов. После войны служил в Белорусском гусарском полку, в начале 1826 г. участвовал в подавлении восстания Черниговского полка, затем был командиром Митавского гусарского полка, принимал участие в подавлении Польского восстания в 1831 г. В 1836 г. Левенштерн был назначен наказным атаманом Астраханского казачьего войска и произведен в генерал-майоры. 5 ноября 1837 года Иван Иванович скоропостижно скончался от простуды в Астрахани, где и похоронен.

Живописный портрет Ивана Ивановича Левенштерна экспонировался единственный раз в жизни, в 1912 году на юбилейной выставке в Историческом музее в Зале Героев.

Портрет И.И. Левенштерна (№ 44) в Зале героев Отечественной войны. Фототипия 1911 г.
Портрет И.И. Левенштерна (№ 44) в Зале героев
Отечественной войны.
Фототипия 1911 г.

На портрете изображен молодой офицер с коротко постриженными волосами и слегка закрученными вверх кончиками усов, в темно-зеленом сюртуке с кавалерийскими эполетами, толстая бахрома и две звездочки позволяют безошибочно определить, что перед нами генерал-майор.

Неизвестный художник Портрет И.И. Левенштерна. Холст, масло Публикуется в цвете впервые
Неизвестный художник
Портрет И.И. Левенштерна. Холст, масло
Публикуется в цвете впервые

В петлицу сюртука продета лента со знаком ордена Св. Георгия 4-й степени, который И.И. Левенштерн получил 18 декабря 1830 г. за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах (22 календарных года и 3 за награждения орденами).

Строгие правила запрещали носить при сюртуке навыпуск иные награды кроме знака ордена Св. Георгия. Обычно они носились под верхней одеждой, скрытые от глаз. На портрете под раскрытыми отворотами сюртука видны ордена И.И. Левенштерна: Св. Владимира 3-й ст., Св. Анны 2-й ст. с алмазами и прусский «За заслуги» (Pour le Mérite). Все они носились на шее. Остальные же награды Ивана Ивановича – медали за Отечественную войну 1812 г. и за взятие Парижа, а также рыцарская степень шведского ордена Меча – носились на груди, поэтому при такой форме вовсе не надевались.

Иван Иванович, как и брат, оставил после себя воспоминания, которые были изданы в 1910 г. в берлинском издательстве Эрнста Зигфрида Миттлера и сына (Löwenstern E. Mit Graf Pahlens Reiterei gegen Napoleon: Denkwürdigkeiten des russischen Generals Eduard von Löwenstern). В книге был опубликован овальный портрет Левенштерна с надписью: «Акварель, выполненная им собственноручно в 1837 г.».

Портрет И.И. Левенштерна Воспроизведение: Löwenstern E. Mit Graf Pahlens Reiterei gegen Napoleon: Denkwürdigkeiten des russischen Generals Eduard von Löwenstern. Berlin, 1910
Портрет И.И. Левенштерна
Воспроизведение: Löwenstern E. Mit Graf Pahlens
Reiterei gegen Napoleon: Denkwürdigkeiten des
russischen Generals Eduard von Löwenstern. Berlin,
1910

Иконографический тип графического портрета полностью совпадает с живописным, поэтому акварель можно назвать возможным прототипом портрета И.И. Левенштерна из собрания ГИМ.

В фондах отдела изобразительных материалов ГИМ хранится фоторепродукция с композиционно идентичного портрета Ивана Ивановича, но уже в вицмундире и при всех знаках отличия.

Портрет И.И. Левенштерна Репродукция с живописного портрета кисти неизвестного художника. Начало 1910-х гг. Картон, серебряно-желатиновый отпечаток
Портрет И.И. Левенштерна
Репродукция с живописного портрета кисти
неизвестного художника. Начало 1910-х гг.
Картон, серебряно-желатиновый отпечаток

В колодке на груди, кроме знака ордена Св. Георгия 4-й ст., расположились: серебряные медали «В память Отечественной войны 1812 года» и «За взятие Парижа», между ними – шведский орден Меча, а также бронзовая дворянская медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Местонахождение оригинала этого портрета И.И. Левенштерна пока не установлено, как и местонахождение миниатюрного портрета отставного полковника Белозерского пехотного полка Карла Карловича Левенштерна, который был подарен Музею 1812 года в мае 1916 г. его единственным внуком Павлом Ивановичем Хлюстиным.

Между тем, как показали дальнейшие поиски, Карл Карлович Левенштерн оказался не просто однофамильцем, а родственником Ивана Ивановича, хотя и очень дальним. Их общий предок, Иоахим Ригеман (ум. 1625), в начале XVII века был ратманом в шведской Риге. Его дети в 1650 г. получили от королевы Кристины фамилию Левенштерн (Leijonstierna, Loewenstern) и герб. Со временем одна линия этого рода (предки Ивана Ивановича) обосновалась в Эстляндии, другие же остались в Лифляндии. Иван Иванович и Карл Карлович оказались шестиюродными братьями.