Как появилось выражение «не мытьём, так катаньем», нам подскажет старинный предмет из коллекции отдела Дерева и мебели Исторического музея, не имеющей аналогов по исключительности памятников искусства и быта. Коллекция, где встречаются вещи, выполненные не только в России, но и в странах Западной Европы, на Востоке, в бывших республиках СССР, включает в себя предметы, хронологические рамки которых охватывают период с XIII в. и до современности. Особый интерес представляют рубели. Издревле для разглаживания белья русские женщины использовали этот предмет домашнего быта.
Для изготовления рубеля мастер выбирал доску из твёрдых лиственных пород дерева: дуба, рябины, клёна, березы, ветлы, липы, осины. Из неё выпиливалась заготовка длиной 80 см и шириной 10 см, острые углы и края округлялись, далее вырезалась ручка рубеля. Получалась длинная изогнутая прямоугольная доска с рукоятью. Широкая лопасть рубеля с двумя остроугольными выступами постепенно сужается от конца к ручке. Плоская ручка заканчивается круглым диском. Верхнее гладкое полотно рубеля украшено резными узорами. Боковые поверхности рубеля оставались гладкими либо украшались резьбой. В некоторых регионах рукоять рубеля выступала над его верхним полотном в виде буквы «П», иногда мастера украшали верхние рукояти объёмными скульптурами.
На нижнюю поверхность рубеля наносилась разметка, расчерчивались параллельные линии, через равные промежутки делались пропилы. Так достигались небольшие углубления между валиками, их острые грани сглаживались, получались поперечные полуцилиндрические зубцы, расположенные параллельно. Нижняя рабочая поверхность рубеля разминала жёсткую после стирки ткань. Такая форма рубеля сохранялась веками, подтверждением того служит рубель 1920-х гг.
Совместно с рубелем использовалась каталка — небольшой деревянный цилиндр длиной около 80 см и диаметром в 5 см. Вместе рубель и каталка составляли гладильный набор, применявшийся до середины XX в.
В украшении рубелей наиболее часто встречаются геометрические орнаменты, которые считаются самыми древними из известных человечеству. Резчику для их нанесения не требовался специальный инструмент, можно было использовать простой нож. Резьба служила не просто украшением, а магическим оберегом. Геометрические орнаменты издревле имели свою символику. Так, во время нанесения узоров древние мастера читали тайные заклинания и совершали ножами ритуальные взмахи, чтобы получившийся узор уберёг владельца рубеля от напастей.
Точка как самостоятельный элемент узора использовалась редко и в основном входила в состав сложного орнамента. Перекрещивающиеся крестообразно линии символизировали человека и его душу. В качестве элементов узоров встречаются также христианские многоконечные кресты из нескольких линий.
Простые прямые линии, как и точки, редко использовалась самостоятельно. Являясь частью сложного орнамента, они имели своё значение. Вертикальная линия обозначала устремлённость ввысь, а горизонтальная — покой. Чаще всего прямые линии вырезали для разграничения отдельных мотивов резьбы. Сочетаясь между собой, они превращались в геометрические фигуры.
Узоры, состоявшие из треугольников и нанесенные на рубели, отвечали за здоровье. Ромбы символизировали мощь и силу, квадраты разграничивали пространство для создания фона для того или иного узора. Ломаные и витые линии, зигзаги и спирали обозначали вихрь, беспокойство. Линии, образующие круги, круги с лучами или розетки выступали в роли солярных знаков и наносились для привлечения удачи.
После геометрических орнаментов самым популярным был растительный. Последний вырезали в виде полос или каймы с изображениями деревьев, лилий, гроздьев и листьев винограда. Так, на верхней части лопасти рубеля Русского Севера конца XIX в. хорошо видно изображение в центре букета из семи цветов с листьями. Ниже заметно древо жизни, которое символизировало связь с природой и должно было оберегать домашний очаг.
Изображения животных и зооморфные орнаменты были не столь широко распространены и носили стилизованный характер. Особого внимания заслуживает рубель Русского Севера последней четверти XIX в., на рукояти которого изображена целая рыба, покрытая чешуей. Это могло быть изображение ихтиса (др.-греч. Ίχθύς — рыба), монограммы имени Иисуса Христа, состоявшей из начальных букв слов Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).
На одном полотне рубеля причудливо сочетались разнообразные орнаменты, образуя неповторимое оформление. Рубели также раскрашивались или расписывались.
Как гладили рубелем бельё? Стиранная и отжатая вручную, подсушенная, слегка влажная ткань закреплялась и наматывалась на каталку, сверху накладывался рубель. Так начиналось катание вперёд и назад правой рукой, расположенной на рукояти, а левая рука прижимала рубель к каталке. При этом ткань натягивалась и выпрямлялась.
Старинные ткани изготавливались вручную, в основном из льна и шерсти, и были настолько плотными и грубыми, что после стирки «стояли колом». Поэтому глажение рубелем не только удаляло складки на ткани, но и делало её мягче. После такой процедуры даже плохо постиранное белье становилось белоснежным и выглаженным.
Катание белья рубелем повторялось множество раз и требовало огромных усилий. В связи с этим появилось выражение «не мытьём, так катаньем», то есть добиваться результата если не одним, так другим способом, порой не самым простым.
В старину стирка и глажка белья считались самой тяжёлой домашней работой. В народе говорили, что «не варило (готовка) бабу постарило, а возня с грязными сорочками и портками». На стирку и глажку тратились огромные силы. Бельё предварительно замачивалось в корытах в стиральном растворе (отваре фасоли, картофельной воде, кислом молоке, щёлоке на основе золы), укладывалось на мостки на речке и стиралось рубелем. Далее бельё полоскали в речной воде, отжимали, развешивали для сушки во дворах. Затем подсушенные вещи многократно прокатывали рубелем, пока всё не станет чистым и выглаженным.
Стирка и глажка считались женским делом, а профессия прачки была одной из первых женских профессий. Когда-то эти занятия имели не только бытовое, но и сакральное значение очищения, поэтому рубель участвовал в различных обрядах. Так, рубель клали в качестве оберега в колыбель к новорождённому или помещали во время обряда первой стрижки волос под голову младенца. Роженицы не только подкладывали рубель себе под спины, но и могли слегка поколотить им мужа, присутствовавшего при родах. Считалось, что это облегчит страдания во время схваток.
Рубель был традиционным подарком от жениха невесте. Этот предмет часто изготавливали похожим на женскую фигуру: рабочая часть напоминала туловище, рукоятка — шею, а круг на её конце — изящную девичью головку. В дополнение на рубеле размещались инициалы невесты. Нередко именно глажкой проверяли будущую жену на готовность к семейной жизни. Если невеста гладила одной рукой, то должна была стать хорошей женой, а если двумя, то ей ещё рано было выходить замуж — надо было набраться мастерства.
В разных регионах нашей страны рубели отличались формой, декором, особенностями применения. Интересно, что при помощи рубелей не только гладили бельё, но мяли кожу и валяли валенки. Этим объясняется ещё одно его название — валек рубчатый.
Иногда в рукояти рубеля вырезалось полое пространство, которое заполняли камушками, сухими горошинами или другими мелкими предметами, чтобы они гремели при раскатывании белья. Так рубель становился похожим на детскую погремушку. Рубель могли также использовать как музыкальный инструмент. В центральной части рубеля делали прорезь, которая служила резонатором. Во время игры рубель держат в левой руке за ручку, а правой рукой проводят вверх и вниз по рабочей поверхности деревянной ложкой, палочкой или колотушкой. При этом раздаётся характерный трещащий звук. Играть на рубеле можно, ударяя по внешней или внутренней его стороне, а скользящий удар производя по ребристой поверхности. Хотя большим разнообразием звуков инструмент не обладает, сейчас звучание рубеля иногда можно услышать в исполнении фольклорных коллективов.
Со временем рубель из обычного бытового предмета превратился в самобытный музыкальный инструмент русского народного ансамбля, оставил след в устном народном творчестве и литературе, стал объектом декоративно-прикладного искусства.