Мытарь, ближайший ученик Христа — Блог Исторического музея

Мытарь, ближайший ученик Христа

Евангелист Матфей. Апостол Матфей. Царские врата иконостаса в церкви Входа Господня в Иерусалим Покровского собора. XVIII в.
Евангелист Матфей. Апостол Матфей. Царские врата
иконостаса в церкви Входа Господня в Иерусалим Покровского собора.
XVIII в.

У Покровского собора длительная история в четыре с половиной столетия. За это время он претерпел не один пожар и восстановление, множество ремонтов и несколько реставраций. К настоящему времени в составе собора насчитывается 11 церквей, в каждой из которых есть иконостас.

Традиционно на царских вратах иконостасов помещают изображения сцены «Благовещения» и четырех евангелистов: Марка, Луки, Иоанна и Матфея. Апостолы на вратах означают, что через приобщение к Евангелию человеку открывается путь к спасению. Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает евангелиста Матфея — одного из ближайших двенадцати учеников Христа.

Подробности жития апостола Матфея до нас не дошли. Известно, что первоначально он носил имя Левий, был сыном Алфея, а по роду занятий – мытарем (сборщиком налогов). Однажды, когда Матфей занимался сбором налогов, мимо проходил Иисус, а за ним собралась целая толпа, с жаждой внимавшая его учению. Господь обратил свой взгляд на Матфея и сказал: «Следуй за мной!» Мытарь тут же поднялся и пошел за Христом, ни минуты не раздумывая, и даже не оглянувшись на доходное место, которое покидал, бросив весь свой дневной сбор. Подобный рассказ об этом приводят апостолы Марк и Лука.

Позднее Левий устроил большой пир, на котором присутствовал Иисус с учениками, а также множество мытарей и грешников. После встречи с Христом Матфей покаялся, раздал имущество и пошел вслед за Спасителем. Сопровождая Христа по всей Палестине, Матфей был свидетелем его учения и чудес до Распятия и после Воскресения.

Матфей стал учеником Иисуса, бросив семью и дом. Фарисеи пытались обличить Христа в том, что он приблизил к себе такого корыстного и безжалостного человека. На эти слова Спаситель ответил, что он пришел в мир, чтобы привести к покаянию не праведников, а грешников.

Среди книг Нового Завета именно Евангелие от Матфея стоит самым первым, поскольку апостол первым написал его через восемь лет после Вознесения Христа. В древности существовали свидетельства, что языком этого Евангелия изначально был древнееврейский (хотя так могли назвать и близкородственный ему арамейский). Считается, что через несколько лет Евангелие перевел на греческий язык святитель Иаков, первый Иерусалимский епископ, а переписал его апостол Варфоломей. Вскоре этот греческий вариант полностью вытеснил собой оригинальный текст, не дошедший до наших дней ни в одном экземпляре.

Апостол Матфей проповедовал в Сирии, Парфии, Мидии, Персии, а также в Эфиопии, где претерпел многие злоключения от язычников и принял мученическую кончину. В X в. мощи апостола Матфея были привезены в итальянский город Салерно, где и находятся в настоящее время в местном кафедральном соборе, привлекая паломников-христиан со всего мира. Святой считается покровителем города Салерно, а также бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.

Царские врата иконостаса в церкви Святой Живоначальной Троицы Покровского собора. XVI в.
Царские врата иконостаса в церкви Святой Живоначальной
Троицы Покровского собора. XVI в.

Уже в византийской традиции стремились представить процесс написания Евангелия как бы во времени. Матфея, как первого биографа Иисуса Христа, изображали первым, так как его Евангелие считается древнейшим: как правило, святой разворачивает свиток, сверяя текст, далее Марк чинит перо, далее Лука пишет, держа книгу на коленях. Чаще всего Матфей представлен в верхнем ряду евангелистов на царских вратах. Однако в иконостасе церкви Святой Живоначальной Троицы его икона находится в нижнем ряду справа.

Апостол Матфей. Царские врата иконостаса в церкви Василия Блаженного Покровского собора. 2013 г.
Апостол Матфей. Царские врата иконостаса в церкви Василия
Блаженного Покровского собора. 2013 г.

На всех иконах в Покровском соборе Матфей держит книгу. Исключение составляет изображение на царских вратах иконостаса церкви Василия Блаженного. В XX столетии, когда церковь была закрыта, пять икон с врат были утрачены. В 2013 году стало возможным воссоздать их каноничный облик: вновь написанные иконы евангелистов и архангела Гавриила заняли свои места. Современный художник-реставратор А.А. Киселев изобразил Матфея в соответствии с древней традицией – со свитком в руке.

Апостол Матфей. Царские врата иконостаса в церкви Григория Армянского Покровского собора. XVI в.
Апостол Матфей. Царские врата иконостаса в церкви Григория
Армянского Покровского собора. XVI в.

Символом Матфея стал ангел. Традиция изображения символов евангелистов основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов. На вратах XVI в. в церкви Григория Армянского Матфей представлен без символа, что является, скорее, исключением в иконографической традиции.

Апостол Матфей. Царские врата иконостаса в церкви Николы Великорецкого Покровского собора. XVIII в.
Апостол Матфей. Царские врата иконостаса в церкви Николы Великорецкого Покровского собора. XVIII в.

В XVIII–XIX вв. ангел всегда сопутствует Матфею. В это время евангелисты, как правило, изображаются без письменных принадлежностей и не в полный рост, как на ранних иконах, а по пояс. Таковы иконы на царских вратах иконостасов в церквах Входа Господня в Иерусалим, Киприана и Иустины, Трех Патриархов Константинопольских и Николы Великорецкого.

Евангелист Матфей. Настенная роспись церкви Василия Блаженного Покровского собора. Конец XIX в.
Евангелист Матфей. Настенная роспись церкви Василия
Блаженного Покровского собора. Конец XIX в.

Изображение Матфея сохранилось также в настенной росписи церкви Василия Блаженного. В системе храмовой монументальной живописи фигуры евангелистов за работой по созданию Евангелий помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах – четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса, как правило, находится подкупольный столб. Таким образом, место это было выбрано не случайно: евангелисты представали как столпы христианской веры. Несмотря на то, что нижний придел Покровского собора является бесстолпным храмом, в его парусах мы видим евангелистов. Масляная роспись в церкви была выполнена в конце XIX века.