У Покровского собора длительная история в четыре с половиной столетия. За это время он претерпел не один пожар и восстановление, множество ремонтов и несколько реставраций. К настоящему времени в составе собора насчитывается 11 церквей, в каждой из которых есть иконостас.
Традиционно на царских вратах иконостасов помещают изображения сцены «Благовещения» и четырех евангелистов: Марка, Луки, Иоанна и Матфея. Апостолы на вратах означают, что через приобщение к Евангелию человеку открывается путь к спасению. Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает евангелиста Матфея — одного из ближайших двенадцати учеников Христа.
Подробности жития апостола Матфея до нас не дошли. Известно, что первоначально он носил имя Левий, был сыном Алфея, а по роду занятий – мытарем (сборщиком налогов). Однажды, когда Матфей занимался сбором налогов, мимо проходил Иисус, а за ним собралась целая толпа, с жаждой внимавшая его учению. Господь обратил свой взгляд на Матфея и сказал: «Следуй за мной!» Мытарь тут же поднялся и пошел за Христом, ни минуты не раздумывая, и даже не оглянувшись на доходное место, которое покидал, бросив весь свой дневной сбор. Подобный рассказ об этом приводят апостолы Марк и Лука.
Позднее Левий устроил большой пир, на котором присутствовал Иисус с учениками, а также множество мытарей и грешников. После встречи с Христом Матфей покаялся, раздал имущество и пошел вслед за Спасителем. Сопровождая Христа по всей Палестине, Матфей был свидетелем его учения и чудес до Распятия и после Воскресения.
Матфей стал учеником Иисуса, бросив семью и дом. Фарисеи пытались обличить Христа в том, что он приблизил к себе такого корыстного и безжалостного человека. На эти слова Спаситель ответил, что он пришел в мир, чтобы привести к покаянию не праведников, а грешников.
Среди книг Нового Завета именно Евангелие от Матфея стоит самым первым, поскольку апостол первым написал его через восемь лет после Вознесения Христа. В древности существовали свидетельства, что языком этого Евангелия изначально был древнееврейский (хотя так могли назвать и близкородственный ему арамейский). Считается, что через несколько лет Евангелие перевел на греческий язык святитель Иаков, первый Иерусалимский епископ, а переписал его апостол Варфоломей. Вскоре этот греческий вариант полностью вытеснил собой оригинальный текст, не дошедший до наших дней ни в одном экземпляре.
Апостол Матфей проповедовал в Сирии, Парфии, Мидии, Персии, а также в Эфиопии, где претерпел многие злоключения от язычников и принял мученическую кончину. В X в. мощи апостола Матфея были привезены в итальянский город Салерно, где и находятся в настоящее время в местном кафедральном соборе, привлекая паломников-христиан со всего мира. Святой считается покровителем города Салерно, а также бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.
Уже в византийской традиции стремились представить процесс написания Евангелия как бы во времени. Матфея, как первого биографа Иисуса Христа, изображали первым, так как его Евангелие считается древнейшим: как правило, святой разворачивает свиток, сверяя текст, далее Марк чинит перо, далее Лука пишет, держа книгу на коленях. Чаще всего Матфей представлен в верхнем ряду евангелистов на царских вратах. Однако в иконостасе церкви Святой Живоначальной Троицы его икона находится в нижнем ряду справа.
На всех иконах в Покровском соборе Матфей держит книгу. Исключение составляет изображение на царских вратах иконостаса церкви Василия Блаженного. В XX столетии, когда церковь была закрыта, пять икон с врат были утрачены. В 2013 году стало возможным воссоздать их каноничный облик: вновь написанные иконы евангелистов и архангела Гавриила заняли свои места. Современный художник-реставратор А.А. Киселев изобразил Матфея в соответствии с древней традицией – со свитком в руке.
Символом Матфея стал ангел. Традиция изображения символов евангелистов основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов. На вратах XVI в. в церкви Григория Армянского Матфей представлен без символа, что является, скорее, исключением в иконографической традиции.
В XVIII–XIX вв. ангел всегда сопутствует Матфею. В это время евангелисты, как правило, изображаются без письменных принадлежностей и не в полный рост, как на ранних иконах, а по пояс. Таковы иконы на царских вратах иконостасов в церквах Входа Господня в Иерусалим, Киприана и Иустины, Трех Патриархов Константинопольских и Николы Великорецкого.
Изображение Матфея сохранилось также в настенной росписи церкви Василия Блаженного. В системе храмовой монументальной живописи фигуры евангелистов за работой по созданию Евангелий помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах – четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса, как правило, находится подкупольный столб. Таким образом, место это было выбрано не случайно: евангелисты представали как столпы христианской веры. Несмотря на то, что нижний придел Покровского собора является бесстолпным храмом, в его парусах мы видим евангелистов. Масляная роспись в церкви была выполнена в конце XIX века.