В собраниях многих российских и зарубежных музеев представлены разнообразные античные керамические сосуды, украшенные изображениями сцен из древнегреческого эпоса и мифологии. Выполненные с использованием чёрного лака, эти памятники являются истинными шедеврами греческой краснофигурной и чернофигурной вазописи. Эти удивительной красоты сосуды являлись парадной посудой, которую использовали во время пиров или различных ритуалов.
В Историческом музее хранится керамический кувшин — ойнохоя, сосуд с одной ручкой и трилистниковым венчиком. Обнаружен он был археологом Бобринским во время раскопок на северном склоне горы Митридат в Крыму в 1891 году. На поверхности ойнохои изображена фигура могучего мужчины с мечом у левого бока, борющегося с огромным быком. Мужчина, стоя на правом колене, опутывает быка верёвкой. Над его фигурой висит лук и колчан, а вся сцена разворачивается на фоне виноградных лоз.
Лук и стрелы были атрибутами героя Геракла, поэтому можно уверенно сказать, что так древний художник изобразил один из его подвигов — укрощение Критского быка.
В собрании Исторического музея хранится также большое количество глиняных фигурок и бронзовых статуэток, изображающих этого героя.
Часто древние мастера изображали его с палицей в руке и львиной шкурой, накинутой на голову или перекинутой через плечо. Палица — главное оружие Геракла, а шкуру по легенде он добыл после победы над Киферонским либо над Немейским львом.
Изображение фигуры Геракла или отдельно его профиля также можно увидеть на монетах и геммах.
Почему же этот герой был так популярен в античности? В первую очередь, Геракл прославился за свою огромную силу. Всем со школьной скамьи хорошо известны истории о 12 подвигах Геракла, которые он совершил на службе у своего родственника Эврисфея. Сын бога Зевса, Геракл должен был разрешать сложнейшие задачи и побеждать опасных чудовищ древности. Сюжет на ойнохое, которую мы уже описывали выше, отсылает нас к истории, когда Эврисфей послал Геракла на Крит, чтобы побороть и привезти ему в Микены живым огромного быка, разорявшего остров.
Геракл проявил нечеловеческую отвагу и спустился в Аид, чтобы привезти оттуда многоголового пса Кербера, стража загробного мира. Надо отметить, что эти и многие другие сюжеты нашли отражение не только в античном искусстве, но также были восприняты и искусством Нового времени.
В ходе свершения подвигов Геракл часто подвергался различным опасностям. Например, по дороге к горе Эриманф, где он должен был укротить свирепого вепря, Геракл встретил своего друга кентавра Фола. Последний предложил ему выпить вина из бочки-пифоса, которую оставил кентаврам бог Дионис. Запах вина привлёк других кентавров, которые рассердились, поскольку Фол распечатал пифос без разрешения других. Они напали на Геракла и Фола, последний испугался, но сын Зевса не дрогнул и отбил нападение кентавров, смертельно ранив нескольких из них отравленными стрелами.
Изображения Геракла с кентаврами не были редкостью в античном искусстве. Например, в собрании Исторического музея хранится лекиф (сосуд вытянутой формы для хранения масла), на котором изображён Геракл, бегущий с кентавром.
Геракл прославлялся греками не только как храбрый и сильный, но и как благородный герой. Именно он освободил титана Прометея, прикованного богами к скале за то, что он даровал людям огонь с Олимпа. Геракл помог и своему другу Адмету. Чтобы отсрочить смерть Адмета, его жена Алкеста решается отправиться в Аид вместо супруга. Для Адмета это стало ужасным горем, но Геракл, видя страдания друга, отправляется на место погребения Алкесты и отбивает её у бога смерти Танатоса.
Неслучайно в поэме «Щит Геракла», которую в древности приписывали знаменитому Гесиоду, описывается, что Зевс, правитель Олимпа и отец Геракла, вступил в связь с Алкменой, женой фиванского героя Амфитриона, «бессмертным и людям трудноусердным, желая родить отвратителя бедствий».
При этом древние не наделяли Геракла исключительно положительными качествами. Так, в припадке безумия, ниспосланном богиней брака и семьи Герой, он убил собственных детей от первой жены Мегары. Но необходимо понимать, что для греческой мифологии это был распространённый сюжет, когда герои по воле богов совершали нежелательные поступки (например, знаменитый Эдип, убивший собственного отца и женившийся на своей матери).
Древние обожествляли Геракла, и во многих греческих городах его культ отправлялся наравне с культами других Олимпийских божеств. Более того, Геракл считался учредителем Олимпийских игр — одного из самых главных панэллинских сакральных празднеств. Его почитали за силу и славные деяния. И уже в историческую эпоху эллины показывали различные места, где по преданию побывал Геракл. Так, например, географ Павсаний в своём труде «Описание Эллады» описывает место рядом с городом Эпидавр:
«Если подниматься на гору Кориф, то по дороге есть дерево, так называемая “Крученая олива”; виновник этого — Геракл».
Любопытно, что часто изображения Геракла можно встретить на предметах, происходящих не только из греческих, но, например, из скифских памятников. Так, в кургане Куль-Оба были обнаружены золотые бляшки с рельефным изображением борьбы Геракла со львом. Обнажённый Геракл, опираясь на правое колено и, обхватив голову зверя руками, душит его, прижав к своему телу. Лев сопротивляется, упираясь лапами в правое колено и левую ступню Геракла, однако исход этого боя очевиден для зрителя. В собрании Исторического музея имеются 5 таких бляшек, в каждой из которых проделаны отверстия для крепления к балдахину или парадной одежде погребённого.
Очевидно, что на бляшках изображена сцена первого подвига Геракла — победа над Немейским львом. Шкура этого зверя была неуязвима для железа, бронзы или камня, поэтому герою пришлось задушить льва голыми руками в его логове. Но как герой греческой мифологи может быть связан со скифами? Проникновение этого образа в скифскую среду обусловлено культурным взаимодействием, которое происходило между кочевниками Северного Причерноморья и греками, основывавшими свои колонии в этом регионе. Так, например, историк Геродот среди прочих легенд о происхождении скифов упоминает сюжет, в котором Геракл, гоня в Микены коров великана Гериона, прибыл в землю под названием Гилиея, где разбрелось всё стадо. Скитаясь, Геракл набрёл на пещеру, где ему повстречалась полуженщина-полузмея. Он спросил у неё, не видела ли она животных, а та ответила, что Геракл не получит их, пока не вступит с ней в любовную связь. От этого союза родятся трое сыновей, одного из которых будут звать Скиф. И от этого Скифа по легенде затем произойдут все скифские цари.
Некоторые исследователи также считают, что изображение Геракла у скифов отождествлялось с Таргитаем — прародителем всего человеческого рода. Отсюда и проистекает такая популярность его образа.
Геракл считался также прародителем многих правителей и аристократов эпохи древности. Самым ярким примером может послужить династия Аргеадов, правителей Македонии. Наиболее известными представителями этой династии были царь Филипп II, покоривший Грецию, и Александр Македонский, создавший одну из самых крупных держав того времени. Такое происхождение было важным элементом, позволявшим людям из этой династии интегрироваться в эллинский мир.
Наиболее ярким свидетельством уподобления македонских правителей Гераклу являются тетрадрахмы Александра Великого.
На них отчеканено изображение молодого правителя в так называемом львином шлеме (шлем из шкуры льва), который был важным атрибутом его предка Геракла. В дальнейшем этому образу будут подражать некоторые последователи Александра. Например, Селевк I, который также будет чеканить монету, где он изображён в львином шлеме. Это был важный пропагандистский шаг, поскольку Селевк считал себя одним из преемников Александра: он станет основателем крупного государства на Ближнем Востоке, которое возникнет на руинах державы Александра Македонского.
Образ Геракла играл огромную роль в эпоху античности, причём не только в области мифологии и искусства, но и в сфере государственной символики и пропаганды.
Как один из самых известных героев древности, он станет образцом уже для художников Нового времени. Сюжеты из мифов о Геракле будут основанием для шедевров таких художников, как Рубенс и Йорданс. Его подвиги будут изображаться не только на полотнах, но и на предметах интерьера в домах знати. Например, в собрании Исторического музея хранится прекрасный интерьерный щит, созданный европейским мастером, на котором в округлых медальонах изображены различные подвиги Геракла. Герой изображён в центральном медальоне несущим в Микены Керинейскую лань. Щит является прекрасным образцом работы мастера Нового времени, вдохновлённого античным сюжетом.
Так, Геракл по праву считается одним из величайших героев древности. Его почитали не только древние греки, но и народы, с которыми они контактировали, торговали, а также с которыми происходило активное культурное взаимодействие. Его образ стал примером как для художников древности, так и последующих эпох, а имя его было увековечено.
Использованная литература:
- Gruppe O. Herakles // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. S III. 1918. Sp. 910–
- Блаватский В.Д. Чернофигурная ойнохоя Государственного Исторического музея. // Вестник древней истории. № 2 (16). 1946. С. 165–169.
- Граков Б.Н. Скифский Геракл. // КСИИМК. Вып. XXXIV. 1950. С. 7–18.
- Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Шемаханская М.С. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба в собрании Исторического музея. Историко-технологическое исследование. М., 2014.
- Русяева М.В. Образ Геракла на произведениях торевтики IV в. до н. э. из Северного Причерноморья // Античный мир и археология. № 11. 2002. С. 178–182.
- Савостина Е.А. У истоков фигуративного языка греческой вазописи. Пояснительная система знаков-символов // Античный мир и археология. № 15. 2011. С. 31–54.