В 1552 г. митрополит Макарий, собиратель религиозной письменности, духовный объединитель Московской Руси, аскет и подвижник, благословил царя Ивана IV идти военным походом на Казань и предсказал ему удачу, в честь которой и был поставлен собор Покрова на Рву – памятник победе русского воинства:
«… тебе, царю, …добре стояти со всем христолюбивым воинством против супостат твоих, безбожных казанских татар, твоих изменников и отступников, иже всегда неповинне проливающих кровь християнскую».
В истории строительства Покровского собора предстоятель русской церкви, видный государственный и культурный деятель своего времени сыграл выдающуюся роль. Полагают, что именно митрополит Макарий (ок. 1482–1563), который еще в Новгороде был хорошо знаком с западноевропейскими веяниями в архитектуре, задумал выстроить многопрестольный храм в традициях Ренессансной школы. В Западной Европе в XV–XVI вв. зарождаются идеи гармоничного идеального храма, состоящего из нескольких, как правило, девяти церквей. Идея такого храма могла быть почерпнута святителем из рисунков великого флорентийца Леонардо да Винчи или других итальянских архитекторов. Изображения могли оказаться у Макария, благодаря личным связям.
Важно отметить, что митрополит Макарий занимался иконописью. С его участием был поновлен чудотворный образ святителя Николая Великорецкого, принесенный в Москву в 1555 г. на праздник апостолов Петра и Павла. Это обстоятельство кардинальным образом изменило облик храма Казанской победе. Известно, что вначале был возведен деревянный восьмипрестольный храм. Обретение чудотворной иконы способствовало его трансформации: в результате был сооружен ансамбль из девяти церквей. Девятой стала церковь Великорецкого образа святителя Николая, в которой и был поставлен список с чудотворной иконы. К сожалению, список не сохранился, он погиб в одном из частых в XVI–XVII вв. московских пожаров. В 1561 году, именно в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла Макарием был освящен Покровский собор, о чем свидетельствует текст храмозданной надписи на стенах центральной церкви храма.
И еще один пример судьбоносной роли митрополита Макария в программе посвящений церквей Покровского собора. В его составе есть церковь преподобного Александра Свирского, который был современником и духовным другом митрополита Макария. Несмотря на то, что заказчиком строительства храма выступал сам царь Иван Васильевич, главным идеологом Покровского собора можно считать митрополита Макария. Александр Свирский был канонизирован на Макарьевском соборе в 1547 г., а церковь Покровского собора стала первым храмом, посвященным новоявленному русскому святому.
Интересен тот факт, что при крещении будущего святителя нарекли во имя архистратига Михаила, а царь Иван Грозный особо почитал предводителя небесного воинства. «Михаил» – слово еврейское и означает «Кто как Бог»; в переводе с греческого «Михаил архистратиг» означает «верховный военачальник». Для царя архистратиг Михаил являлся эталоном личной жизни и борьбы. Иван Грозный олицетворял собою образ архангела Михаила в битве за Россию, и им самолично был написан «Канон Ангелу Грозному». Все чины небесных сил – а их девять – называют ангелами. Ангел означает «вестник». Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом. На иконах он изображается в латах с пламенеющим мечом в руке; часто его изображают попирающим дракона, который символизирует зло.
Не случайно в своем «Послании» царю Иоанну Васильевичу, «укрепляющем на брань с казанскими татарами» в июле 1552 г., митрополит Макарий пишет: «…да послет ти Господь свыше, на помощь вашу скораго своего Архистратига Михаила, предстателя и воеводу святых небесных Сил, бывшаго древле помощника и заступника…». С древних времен архангел Михаил прославлен на Руси своими чудесами. Для спасения русского народа и русских городов он почти всегда являлся вместе с Пресвятой Богородицей и с Небесным Воинством. Архистратиг считался покровителем русского православного войска. В его честь на Руси было построено множество храмов, самым знаменитым из которых является Архангельский собор Московского Кремля. Издревле он был усыпальницей великих князей и русских царей. Первый русский царь Иван Грозный погребен в особой усыпальнице, устроенной в алтарной части Кремлевского собора.
Гуляя по Покровскому собору, невольно обращаешь внимание на то, как много в нем икон с изображением архангела Михаила, что, несомненно, не случайно. Предлагаем вам познакомиться с ними.