Как купола Покровского собора стали разноцветными — Блог Исторического музея

Как купола Покровского собора стали разноцветными

Главы Покровского собора
Главы Покровского собора

Покровский собор узнают во всем мире, прежде всего, благодаря его разноцветным главам, которые принято называть куполами. Но такими они были не всегда. Предполагают, что сразу после строительства, завершившегося в 1561 г., собор венчали золотые главы. Сегодня лишь самая высокая центральная церковь сохраняет этот цвет.

В древности Покровский собор неоднократно страдал от опустошительных пожаров, и в первую очередь горели, как сообщают летописи, его «верхи», то есть главы. На протяжении столетий их красили в разный цвет, и только с 1780-х годов они приобретают привычную для нас расцветку.

Летом 1780 г. архитектору Ивану Яковлеву указом Коллегии экономии было велено описать «наружные и внутренние в строении [Покровском соборе] ветхости» и определить сумму, которая потребуется на возобновление и исправление этих самых ветхостей, на покупку материалов и за работу мастеровым людям.

Фр. Гильфердинг Вид на Красную площадь и Покровский собор. 1770-е годы
Фр. Гильфердинг Вид на Красную площадь и Покровский собор. 1770-е годы

Осенью того же года И. Яковлев направил в Коллегию чертежи и опись со сметой на сумму 16 682 рубля 89 копеек. Стоит отметить, что яковлевские чертежи – самые ранние из сохранившихся детальных планов первого и второго этажей собора. Перечень работ включил среди прочего ремонт глав с их окраской ярью-медянкой на масле. Закладывая в смету покупку медянки для глав и мумии для кровель, архитектор решил повторить их прежние цвета. Зеленый цвет глав и красные кровли Покровского собора, указанные на чертежах и в смете Яковлева, видны на полотне Ф. Гильфердинга 1770-х годов.

Памятная доска о возобновлении собора на средства императрицы Екатерины II
Памятная доска о возобновлении собора на средства императрицы Екатерины II

Однако вскоре в планы архитектора были внесены коррективы. Их автором выступил архиепископ Московский Платон (Левшин). Он собственноручно руководил ремонтными работами в Покровском соборе, ежегодно утверждая план работ, сокращая ненужные расходы, и давая детальные указания. Зимой 1781 г., «персонально осмотрев собор», он принимает ряд важных решений. Они касались упразднения престолов церквей, пристроенных к собору в XVII столетии, что позволило существенно сократить расходы на ремонт. По мнению архиепископа, на возобновление собора было достаточно «десяти тысячи рублей». Эту сумму и выделила императрица Екатерина II.

В начале 1783 г. архиепископу Платону прислали рапорт о выполненных работах: кресты на церквах собора были починены и вызолочены, а главы внутри и снаружи исправлены. Однако дальнейшие работы по главам были приостановлены. В мае того же года протопоп собора Иоанн Герасимов обратился к Платону за разъяснениями касательно окраски девяти «разноманерных» глав, кроме золоченой главы церкви Покрова Богородицы. Во время ремонта на покрытии глав были обнаружены остатки цветной покраски. Обращение свидетельствует о том, что сохранившихся следов было недостаточно, чтобы окрасить их «по-прежнему» самостоятельно, без рапорта архиепископу. Тем более «по-прежнему» нельзя было покрасить сделанную в 1738 г. заново и не сохранявшую следов цветного окрашивания главу придела Николы Великорецкого, сильно пострадавшую в страшном московском пожаре.

Дж. Кваренги. Вид на Покровский собор. 1780-е годы
Дж. Кваренги. Вид на Покровский собор. 1780-е годы

Упомянутые в архивных документах «учиненные отметки» на главах собора, а также желание окрасить их «по-прежнему» дают основание считать их цветовое решение в 1783 г. реконструкцией старой покраски, сделанной по сохранившимся следам. О том, что главы в XVII столетии какое-то время были разноцветными, упоминает Павел Алеппский. Во второй половине XVIII в. в Москве уже были другие храмы с многоцветными главами. На гравюре Дж. Кваренги мы видим, в какие цвета архиепископ Платон велел выкрасить главы храма.

При Платоне новую расцветку получили не только главы, но и фасады. Черты «пещерного» храма с наружной покраской под дикий камень были приданы нижнему ярусу Покровского собора на Рву. Его фрагменты сегодня сохраняются на стенах архитектурной выставки справа при входе в собор. Живописное решение стен верхнего яруса храма, символизировавшее «церковь небесную», многократно возобновлялось в XIX в., а затем постепенно исчезло к 1980-м годам. Многоцветным главам Покровского собора, «возвращенным» митрополитом Платоном, было суждено стать неотъемлемой частью самого яркого национального архитектурного символа России.