![Покровский собор. Вид с северо-запада](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/01/imgonline-com-ua-compressed-axfxb3dg9xopm3-rotated.jpg)
Если спросить посетителей Покровского собор, что больше всего запомнилось им после знакомства с памятником, то в первую очередь, это будут многофигурные и полихромные главы. Затем – увенчанные шатрами крыльца. Возможно, отметят церковь Василия Блаженного или крытую внешнюю галерею-гульбище, опоясывающую церкви второго яруса и украшенную растительной росписью.
![Колокольня Покровского собора](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/01/imgonline-com-ua-compressed-wv2bxmpaiwqln3.jpg)
А кто-то вспомнит шатровую колокольню, которая находится на юго-восточной части собора и гармонирует с ним. Кажется, что она стоит здесь с самого начала, с середины XVI века. Все перечисленные архитектурные детали и постройки хорошо видны на современных фотографиях. Но их нет на первых известных нам изображениях Покровского собора – на древних планах Москвы конца XVI – начала XVII века.
![Фрагмент плана «Кремленаград»](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/01/3-3-1.jpg)
Как видим, собор на плане выглядит иначе. Главы церквей гладкие. Лестницы, ведущие наверх, открыты, над ними нет привычных нам сегодня крылец со сдвоенными шатрами. Отсутствовали перекрытия над гульбищем и поэтому хорошо были видны нижние ярусы церквей собора. Открытое гульбище ограничивал невысокий парапет. Благодаря всему этому, собор казался более высоким, стройным и строгим.
На переднем плане – трёхъярусная звонница, увенчанная тремя шатрами. В арках звонницы видны колокола. Почти таким выглядел Покровский собор изначально. Почти таким видел его Иван Грозный. Почти – потому, что в 1588 году, уже после смерти первого русского царя и через 37 лет после окончания строительства собора, над могилой Василия Блаженного, похороненного у стен храма, появилась церковь, освященная во имя этого святого. Эта церковь стала первой пристройкой, изменившей первоначальный облик собора. На плане – она самая низкая справа.
Стоит отметить, что Покровскому собору очень повезло: его или древний уникальный ансамбль из девяти церквей, стоящих на едином основании, полностью сохранился до наших дней. Но было бы странным, если бы за четыре с половиной столетия он совсем не изменился. Основные изменения произошли в XVII столетии.
Одним из важнейших изобразительных источников, которые показывают древнюю Москву, являются гравюры из книги «Описание путешествия в Московию» Адама Олеария, трижды побывавшего в нашей стране. Впервые книга была издана в 1647 году в Шлезвиге. На одной из гравюр прекрасно виден Покровский собор.
![Покровский собор на гравюре из книги Адама Олеария](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/01/imgonline-com-ua-compressed-gtrikwq4xglx.jpg)
Разница в датах изображений собора на плане и на гравюре составляет примерно пятьдесят лет, отличия же в облике памятника очевидны. Взглянем на главы церквей – на гравюре Олеария они уже многофигурные. Над гульбищем – деревянные треугольники – навесы, защищавшие его от непогоды.
Многофигурные главы появились на церквах Покровского собора в самом конце XVI века, после одного из страшных московских пожаров, во время которых выгорал почти весь город, погибали многие его жители. Страдал от пожаров и собор; в летописях писали: «погорели все верхи» на нём, то есть главы. С конца XVI века церкви увенчали многофигурные луковичные купола, поначалу, вероятно, одноцветные. Окончательно полихромными они стали в конце XVIII столетия.
Кардинальные изменения во внешнем облике собора произошли во второй половине 1670-х – 1680-е годы, в правление царя Фёдора Алексеевича. Вместо деревянного покрытия над гульбищами были возведены каменные своды, закрывшие от нашего взгляда с улицы нижние ярусы церквей. Своды опираются на столбики, образуя арочные проёмы. Так второй ярус собора окружила крытая арочная галерея. Для прочности этой конструкции пришлось немного увеличить в высоту и ширину, ограничивающий гульбище парапет, сузив само гульбище. В те времена арки были открытыми. Сейчас они закрыты сплошными стёклами, создающими эффект открытых арок, как в древности.
Над открытыми лестницами появились сводчатые навесы с шатрами. На месте трёхъярусной стены-звонницы построили существующую и по сей день шатровую колокольню. Рядом с ней пристроили к собору ещё одну церковь.
Известно, что своё второе название «храм Василия Блаженного» собор получил по одноименной церкви. Однако Василий Блаженный – не единственный юродивый, похороненный у стен собора. В 1589 году в Москве умирает юродивый Иоанн Блаженный. Незадолго до кончины, предчувствуя её, он просит похоронить себя неподалёку от Василия. Просьба его была исполнена. Иоанна погребли у нижней части церкви Троицы, с другой стороны от церкви Василия Блаженного.
![Святой Иоанн Блаженный. Икона из иконостаса церкви Василия Блаженного Покровского собора. Конец XIX в](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/01/5-1.jpg)
В 1672 году были обретены нетленные мощи Иоанна. Он был канонизирован, а над его могилой возвели церковь, освятив её в честь Положения Риз Пресвятой Богородицы, а позже – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Лишь в 1916 году она стала церковью Иоанна Блаженного, единственной не только в нашей стране, но и в целом мире, посвященной этому чудотворному святому, исцелявшему от хворей. Апсида этой небольшой церкви хорошо видна с восточной стороны собора.
![Апсида церкви блаженного Иоанна](https://blog.mediashm.ru/wp-content/uploads/sites/9/2021/01/imgonline-com-ua-compressed-61wchqnrrc.jpg)
Так, многие яркие детали Покровского собора и важные пристройки появились более, чем через 100 лет после завершения его строительства. Они стали неотъемлемой частью архитектурного и визуального облика Покровского собора, органично вписались в первоначальный ансамбль, дополнив его, сделав более ярким и красочным. Без них сейчас уже невозможно представить этот шедевр мирового зодчества.