Результаты исследований на территории Тимеревского археологического комплекса в Ярославском районе Ярославской области значительно повлияли на ход развития отечественной нумизматики последней четверти ХХ в. Обнаружение самого клада 1973 г. на территории Тимеревского поселения, зарытого в последней трети IXв., а затем и граффити на 11 дирхемах привлекло внимание специалистов к новой категории археолого-нумизматических источников.
В 2012 г., после значительного перерыва, исследования на территории комплекса памятников у бывшей деревни Большое Тимерево были возобновлены совместной археологической экспедицией Института археологии РАН, Исторического музея и НП НИЦ «Древности» под общим руководством С.Д. Захарова. Разгул грабительской активности, захлестнувший территорию комплекса с конца ХХ века, заставил действовать «на опережение». Одним из методов полевого изучения стало обследование распаханной территории поселения с помощью металлодетекторов.
В числе находок первого года исследований оказался дирхем (Аббасиды, ал-Мутаваккил ‘ала-ллах, ал-Мадинат ал-Мутаваккилийа, 247 г.х. (861 г.)) (определение к.и.н. А.А. Гомзина (ИА РАН)), превращенный в подвеску.
Вероятно, ушко протерлось и украшение потерялась.
Результаты РФ-анализа продемонстрировали значительное содержание золота на поверхности монеты, заметное и визуально. Для эффектности украшения, дирхем подвергся амальгамному золочению. Разные показатели количества золота на разных сторонах монеты могут свидетельствовать в пользу наличия у украшения лицевой стороны. Позолота оборотной стороны стиралась об одежду хозяйки.
На обеих сторонах монеты нанесены граффити, процарапанные острым предметом поверх позолоты.
Близкие, но не идентичные рисунки, скорее всего, изображают бытовые предметы. Аналогичных граффити обнаружить не удалось. Наиболее вероятной кажется версия, что на монету были нанесены изображения парных скрещенных серпов или кос. Подобные миниатюрные предметы часто входили в связки амулетов, известных, в том числе по материалам Гнездова и Бирки. Важно отметить, что серпы часто представлены несколькими экземплярами в 1 связке. Известны наборы амулетов, состоящие только из нескольких миниатюрных серпов. Вероятно, такие амулеты связаны с культом бога скандинавского пантеона Фрейра, представленного с серпом в руке на одном из камней с о. Готланд. Примеры изображений бытовых предметов, аналогичных амулетам, на дорогих украшениях не ограничиваются монетой из Тимерево. Например, на оборотной стороне одной из привесок клада из Гнездова 1867 года процарапано изображение кресаловидной.