В Историческом музее проходит выставка «Иван Егорович Забелин — летописец русской жизни», приуроченная к 200-летнему юбилею со дня рождения известного русского историка, археолога и одного из отцов-основателей музея.
На выставке представлены памятники от эпохи древности до нового времени, иллюстрирующие широту научных интересов И. Е. Забелина и богатство собрания музея. Одними из наиболее древних памятников являются предметы эпохи античности с территории Северного Причерноморья, часть которых Иван Егорович лично принёс в дар музею.
Разнообразие посуды в Древней Греции нашло отражение в четырёх небольших сосудах. У каждого вида посуды были свои форма, название и соответственно назначение.
Небольшой чернолаковый сосуд называется «ойнохоя» и датируется III в. до н. э., его особенность заключается в своеобразии венчика, который по форме напоминает лист клевера. Данный сосуд миниатюрный, предположительно имел ритуальное назначение. Как считается, из ойнохои большего объёма на пиршестве можно было наполнить кубки сразу трём гостям. Пиршество, называемое симпосием, в Древней Греции играло важную роль в жизни мужчины и носило ритуальный характер. На пиршестве не только употребляли разведённое водой вино и пищу, но и совершали жертвоприношения вина в честь богов, участвовали в играх, следили за выступлениями музыкантов, акробатов и певцов.
Краснофигурный сосуд IV в. до н. э. носит название «гидриск», а на его тулове имеется изображение древнегреческого бога любви Эрота с музыкальным инструментом тимпаном и девушки в длинных, задрапированных одеждах. Гидриски являлись миниатюрной версией крупного сосуда для воды — гидрии.
На выставке представлены лекиф с изображением пантеры и чернолаковый канфар. Оба сосуда относятся к IV в. до н. э. В лекифах хранили ароматические масла, а канфар с его двумя вертикальными ручками служил кубком для вина. С канфаром часто изображался бог виноградарства и виноделия Дионис. Возможно, такая разновидность кубка изначально использовалась только во время культовых обрядов. Любопытно отметить, что пантера была животным-спутником Диониса.
Производство терракотовых статуэток, широко распространённое в эпоху древности на территории городов Северного Причерноморья, иллюстрируют три терракотовых изделия, принесённые в дар музею И. Е. Забелиным.
Терракотовый налеп на саркофаг, обнаруженный на территории бывшего Боспорского царства, датируется I–II вв. н. э. Острые ушки и широкая морда с открытой пастью не оставляют сомнений, что перед нами изображение головы собаки.
Считается, что это изображение головы Цербера — мифического существа, который, согласно поэтическим сочинениям древнегреческих авторов, охранял вход в загробный мир, ласково приветствуя входящих и никого не выпуская. Многие знают Цербера как трёхглавого животного, однако у античных авторов его описание различается: это мог быть двуглавый пёс или пёс с одной головой, но хвостом в виде змеи, и т. д. Исследователи отмечают, что подобные налепы, как терракотовые, так и гипсовые, использовались для декора саркофагов и изображали страшного стража врат подземного мира, с целью защиты души умершего, т. е. являлись апотропеями — защитными амулетами.
Собака имела большое значение в религиозной жизни древней Греции и на территории Северного Причерноморья. Считалось, что собаки сопровождали мёртвых людей в их путешествии в потусторонний мир. Зафиксировано использование собак и в различных ритуалах. Так, археологи находят в колодцах совместные захоронения младенцев и собак, что могло быть посвящением богине смерти и жизни Гекате. Колодцы считались местами перехода в Подземный мир. При этом собаки были и любимыми домашними питомцами, ведь известно достаточное количество посвящённых им эпитафий, в которых владельцы их оплакивают и благодарят за службу и подаренную радость.
Фрагмент терракоты III в. до н. э. в виде головы девушки, чьи волосы украшены стефаной (женским головным убором по типу венца) был обнаружен на территории столицы Боспорского царства в городе Пантикапей. Подобные причёска и головной убор характерны для изображений богини красоты и любви Афродиты, чей культ был популярен у местного населения.
На выставке также представлена терракотовая статуэтка в виде сидящего животного, явно обезьяны, с детёнышем на коленях.
Интересно, что подобный иконографический тип характерен для изображений богини на троне или богини-матери с львёнком на коленях. Терракотовое изделие датируется V в. до н. э. и было изготовлено на острове Родос.
Завершает обзор фрагмент мраморной скульптуры I–II вв. н. э. в виде мужского торса. Это изделие было обнаружено в ходе археологических раскопок И. Е. Забелина на территории античного города Фанагория, расположившегося на Таманском полуострове. Раскопки проводились в 1869 г., фрагмент затем поступил в Румянцевский музей, а оттуда в собрание Исторического музея.
Мы видим обнажённый мужской торс, на левое плечо накинут скреплённый узлом плащ. Край плаща перекинут через левую руку, а в районе сгиба можно увидеть три круглых предмета. Судя по бахроме на оторочке плаща, не исключено, что это львиная шкура. Если это действительно так, то перед нами возможно фрагмент скульптуры Геракла с тремя яблоками Гесперид, известного античного героя, сына Зевса.
Эпоха античности хоть и не входила в область основных научных исследований москвоведа, но интересовала его по долгу службы и лично. Именно И. Е. Забелину принадлежит идея представления в музее памятников от эпохи древности до образования Древнерусского государства. Зал «Б» ранее носил название «Памятники греческих поселений Южной России на берегах Чёрного моря», где выставлялись предметы посуды, архитектурные элементы и другие памятники эпохи античности.
Литература:
- Кобылина М.М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961. 182 с.
- Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства / ред.: Кузнецов В., Толстиков В. М., 2017. 438 с.
- Johnston P., Mastrocinque A., Papaioannou S. Animals in Greek and Roman religion and myth: proceedings of the symposium grumentinum Grumento Nova (Potenza) 5–7 June 2013 / Cambridge, 2016. 523 p.
Выставки:
Иван Егорович Забелин — летописец русской жизни. Москва. С 21.10.2020
Античная вазопись из собрания Государственного исторического музея. Ярославль. 23.01.2019–01.07.2019