«Барон де Бай пробудил среди военных кругов в Париже большой интерес к устраиваемому музею» — Блог Исторического музея

«Барон де Бай пробудил среди военных кругов в Париже большой интерес к устраиваемому музею»

Известно ли Вам, что в современной экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года, состоящей из 2000 памятников, бóльшая часть предметов происходит из фондов так и не открывшегося до революции Музея 1812 года?

Значительный вклад в формирование этой коллекции внес французский ученый барон де Бай.

Барон де Бай Фотоателье Александра Ройнова (Роинашвили), 1897-1898. Публикуется впервые
Барон де Бай
Фотоателье Александра Ройнова (Роинашвили), 1897-1898.
Публикуется впервые

Являясь членом Особого комитета по устройству в Москве Музея 1812 года, он не только приносил в дар многочисленные предметы, но и привлекал к этому своих соотечественников.

Амур-Огюст-Луи-Жозеф-Бертело де Бай (Amour Auguste Louis Joseph Berthelot de Baye) родился в Париже 31 января 1853 г. в старинной аристократической семье. Его предки, известные с XI в., были участниками первых Крестовых походов. С XIII в. бароны жили в родовом замке Château de Baye в 113 километрах от Парижа, недалеко от города Épernay.

В возрасте двадцати лет барон де Бай сделал научное открытие, обнаружив более ста гротов неолитической эпохи в долине Petit Morin, зарисовал их и включил рисунки в свою монографию, вышедшую в 1880 г. в Париже. Его приглашают выступать с лекциями научные общества Франции, Бельгии, Англии, Венгрии. В 1889 г. он становится членом Национального общества антиквариев Франции, потом его секретарем, а в 1906 г. – президентом.

Впервые в Россию барон де Бай приехал в 1890 г., на VIII археологический съезд, где познакомился с русскими археологами – И.Е. Забелиным, графиней П.С. Уваровой, князем П.А. Путятиным, В.Н. Поливановым. С этого момента судьба барона де Бая будет неразрывно связана с Россией. Тридцать лет жизни барон посвятит изучению археологии, этнографии и истории Российской империи, напишет более 100 статей и книг; проедет по Сибири, Уралу, Поволжью, Кавказу, Крыму, Прибалтике, Украине; посетит русские монастыри и дворянские усадьбы.

Везде, где барон бывал, он приобретал предметы старины для личной коллекции сувениров из России. Из археологических памятников, историко-бытовых предметов, икон сформировалась коллекция русского искусства, хранившаяся в парижском отеле барона на улице Grande Armée и родовом замке в провинции Champagne. Своей коллекцией де Бай очень гордился и с удовольствием экспонировал её в музеях и галереях Парижа.

В 1890 г. барон де Бай стал членом Императорского Московского Археологического общества, принимал деятельное участие в раскопках в Сибире и на Украине, принес в дар Историческому музею и Московскому археологическому обществу свои коллекции предметов каменного века, найденные в Шампани. Дары были оценены российским правительством, и барон де Бай получил свой первый русский орден – Св. Анны 3-й степени (1890).

В Государственном историческом музее хранится более двух тысяч предметов на тему франко-русского союза, подаренных бароном в середине 1890-х годов. Это, в основном сувенирная продукция, выпущенная к визитам Северной эскадры в Кронштадт в 1891 г. и русской эскадры в Тулон спустя два года.

"Paix-Union-Force" Литография G. Bataille, 1893 Дар барона де Бая
«Paix-Union-Force»
Литография G. Bataille, 1893
Дар барона де Бая

Афиши, почтовые открытки, гравюры, фаянсовые тарелки и блюда, булавки и броши, мундштуки и чубуки, салфетные кольца, спичечницы и пепельницы, изделия из стекла и керамики и др.

Бокал для шампанского Мануфактура «Дом Антонен» Стекло топазовое, травление, золочение, роспись Франция, Лотарингия, г. Нанси Дар барона де Бая
Бокал для шампанского
Мануфактура «Дом Антонен»
Стекло топазовое, травление, золочение, роспись
Франция, Лотарингия, г. Нанси
Дар барона де Бая

За этот дар дирекция Исторического музея 25 августа 1894 г. избрала барона своим «членом-соревнователем».

В январе 1908 г. в Москве был создан Особый комитет по устройству Музея 1812 года, куда почти сразу вошел корреспондент от Франции барон де Бай. Статус официального представительства в комитете Музея 1812 года предоставлял барону широкие полномочия: возможность привлекать своих соотечественников к делу сбора материалов для музея и передавать их через Российское посольство во Франции, свободный доступ в национальные архивы с целью поиска документов и возможного их копирования, посещение заседаний комитета.

Казалось бы, археолог, специалист по каменному и бронзовому векам должен был быть далек от эпохи наполеоновских войн. Но как любитель российской истории, он не мог остаться в стороне и с интересом погрузился в эпоху 1812 года. Написал четыре книги, посвященные этой тематике: «Borodino», «Voronovo. Le Château de Rostoptchine», «Smolensk. Les origines l`épopée de Smolensk en 1812 d`après des documents inédits», «Episodes de l’histoire du Couvent de St Sawa. Le Prince Eugène à St Sawa, 1812».

Став официальным представителем комитета Музея 1812 года от Франции, барон приступил к сбору материалов для будущего музея. На собственные средства он приобретал все, что имело отношение к эпохе наполеоновских войн. Состав его коллекции самый разнообразный. Барон дарил французские гравюры с портретами маршалов и генералов Великой армии, произведения живописи и скульптуры, литографии с изображением членов королевской семьи, монеты и медали, фарфоровые бюсты, предметы из стекла и керамики, курительные трубки, табакерки с барельефом Наполеона, чернильницы, книги о Наполеоне, миниатюры и рисунки.

Так, в фонде оригинальной графики ГИМ хранится уникальный экспонат – рисунок тушью на шёлке «Le Pardon».

Неизвестный художник. "Le Pardon" Франция, начало XX в.(?) Шелк на картоне, перо Дар барона де Бая. Публикуется впервые
Неизвестный художник.
«Le Pardon»
Франция, начало XX в.(?)
Шелк на картоне, перо
Дар барона де Бая. Публикуется впервые

Он, очевидно, был скопирован с гравюры Encina 1855 г. по рисунку Жюля Давида (Jean-Baptiste David,1808–1892), опубликованной во французской прессе. Под гравюрой имеется надпись: «Napoleon à l’école de Saint-Cyr. Le Pardon, dessin», поясняющая сюжет изображения. Он связан с посещением императора Наполеона I военной школы Сен-Сира (École spéciale militaire de Saint-Cyr) в пригороде Парижа зимой 1805 г. Напомним, что сен-сирская школа была основана в 1802 г. для подготовки военных офицеров. На обороте паспарту нашего рисунка сохранилась французская подпись «A Vitry || Le Pardon || dessin à la plume sur étoffe», возможно, указывающая на место исполнения рисунка или автора. Примечательно, что в годы Первой мировой войны супруга барона и младшая дочь Иоланда основали в этом городке Vitry-le-François военный лазарет для помощи раненым (в том числе русским солдатам). К тому же у барона де Бая был приятель по фамилии Vitry, правда, звали его Полем…

К юбилейному 1912 г. общий объем фондов Музея 1812 года достигал уже нескольких тысяч предметов. Члены комитета не успевали регистрировать все поступления. Барон де Бай, приезжая в Россию, сам распаковывал посылки с французскими коллекциями и описывал их.

Портрет Гортензии Богарне, супруги Луи Бонапарта и матери Наполеона III Гравюра Э.Ж. Рамю по рисунку Ф. Филиппото с живописного оригинала Франсуа Жерара Франция, 1845-1860 гг. Дар маркиза де Жирардена
Портрет Гортензии Богарне, супруги Луи Бонапарта и матери
Наполеона III
Гравюра Э.Ж. Рамю по рисунку Ф. Филиппото с живописного оригинала
Франсуа Жерара
Франция, 1845-1860 гг.
Дар маркиза де Жирардена

Ближайшими помощниками и единомышленниками де Бая во Франции были, в первую очередь, родственники: дочь Иоланда, кузен барона Фернан-Жак маркиз де Жирарден, подаривший музею большое количество иллюстративного материала, правовед Андре Брюн и капитан Эммануэль Цезарь Мартен, шеф эскадрона жандармов.

Тарелка «Дивизионный генерал Кантен на борту ялика проплыл среди 70 английских парусников и сумел спасти остров Бель-Иль» Франция, XIX в. Фаянс Дар Эммануэля Мартена Публикуется впервые
Тарелка
«Дивизионный генерал Кантен на борту ялика проплыл среди 70 английских
парусников и сумел спасти остров Бель-Иль»
Франция, XIX в.
Фаянс
Дар Эммануэля Мартена
Публикуется впервые

Все они, в отсутствие барона, собирали материалы для музея и отправляли в Москву через Российское посольство в Париже. Как правило, все дары французских граждан подписывались: либо на самих предметах пером или тушью, либо на бумажных наклейках.

Так, благодаря сохранившимся дарственным надписям на оборотах холстов были выявлены два живописных полотна, подаренных бароном де Баем Музею 1812 года. Это картина Пьера Пти-Жерара (Pierre Petit Gérard, 1852–1933) с изображением эпизода сражения при Прейсиш-Эйлау и ранением генерала Жозефа-Леопольда Гюго и картина другого французского художника начала XX в. – Мишеля Труайена (Michel Troyen, 1875–1915) под условным названием «Стреляющий француз».

Пьер Пти Жерар Сражение при Прейсиш-Эйлау. Раненый генерал Жозеф-Леопольд Гюго, 1912 Холст, масло Дар автора. Публикуется впервые
Пьер Пти Жерар Сражение при Прейсиш-Эйлау. Раненый генерал Жозеф-Леопольд Гюго, 1912 Холст, масло Дар автора. Публикуется впервые
Мишель Тройон Французский гренадер Франция, Начало XX в. Холст, масло Дар барона де Бая. Публикуется впервые
Мишель Тройон
Французский гренадер
Франция, начало XX в.
Холст, масло
Дар барона де Бая. Публикуется впервые

Дарственные надписи сохранились на некоторых миниатюрах, предметах из стекла и керамики, на гравюрах и титульных листах книг. Так, неожиданной находкой явилось наличие одного иллюстрированного издания в отделе изобразительных материалов ГИМ. Это книга «Napoléon» Армана Дайо, подаренная Музею 1812 года парижским редактором Эрнстом Фламарьоном и переданная через барона де Бая.

Барон де Бай принимал активное участие в организации юбилейной выставки, устроенной Особым комитетом Музея 1812 года в Историческом музее. Выставка, разместившаяся в девяти залах, состояла из двух отделов: русского и французского. Барон де Бай и его помощник, член военного общества «La Sabretache» Альбер Депрео, заведовали французскими залами. Стоит отметить, что экспозиция залов Наполеона и французской армии целиком состояла из предметов, подаренных Музею 1812 года французскими гражданами. Не только частные лица откликнулись на просьбу де Бая оказать содействие молодому музею, но и различные учреждения Франции. Так, архив Военного министерства подарил карты, Генеральный Штаб – документы, Лувр – гравюры с оригиналов Антуана Гро, Франсуа Жерара и других придворных живописцев французского императора.

Коронация Наполеона I в Notre Dame 2 декабря 1804 года Гравюра Э.Ж. Сюльписа по живописному оригиналу Жак-Луи Давида Франция, 1911 Дар музеев Лувра
Коронация Наполеона I в Notre Dame 2 декабря 1804 года
Гравюра Э.Ж. Сюльписа по живописному оригиналу Жак-Луи Давида
Франция, 1911
Дар музеев Лувра

Президент Франции Раймон Пуанкаре подарил молодому музею восемь гипсовых бюстов французских маршалов и генералов. Это гипсовые слепки с оригиналов, хранящихся в Национальном музее замка Версаль.

Портрет маршала Даву Луи-Николя Неизвестный скульптор с оригинала Ж. Бозио Франция, 1912. Дар Раймона Пуанкаре
Портрет маршала Даву Луи-Николя
Неизвестный скульптор с оригинала Ж. Бозио
Франция, 1912.
Дар Раймона Пуанкаре

Успех выставки был огромным. Ее посетило более 42 000 человек, в том числе лица императорской семьи, был издан иллюстрированный каталог, который и сегодня является бесценным источником по истории многих коллекций, разрозненных после революции. Сохранилась памятная фотография членов бюро выставки в Историческом музее, где среди прочих запечатлены два французских дарителя – барон де Бай и Альбер Депрео.

Члены Бюро выставки в Историческом музее. Москва, 1912 Сидят: третий справа барон де Бай, пятый справа Альбер Депрео
Члены Бюро выставки в Историческом музее. Москва, 1912
Сидят: третий справа барон де Бай, пятый справа Альбер Депрео

Вклад французских граждан был по достоинству оценен царским правительством. За принесенные в дар Музею 1812 года предметы барону де Баю был пожалован орден Св. Станислава 1-й степени, Альберу Депрео – орден Св.Станислава 3-й степени. Трем французским гражданам – Андре Брюну, Эммануэлю Мартену и маркизу де Жирардену – была выражена официальная благодарность через Российское посольство. В личном фонде московского генерал-губернатора В.Ф. Джунковского и в документах Особого комитета были обнаружены послужные списки французских дарителей, высланные бароном де Баем для представления к награждению.

После закрытия юбилейной выставки здание для Музея 1812 года так и не было построено. Потешный дворец Кремля, в котором Музею было отведено несколько комнат, не мог вместить все коллекции, которые продолжали поступать еще в течение семи лет. Общий объем предметов, включая архив и библиотеку, достиг к 1916 г. двадцати четырех тысяч. Запечатанные ящики с коллекциями Музея 1812 года временно помещали в кладовых других музеев и учреждений: Музея изящных искусств, Оружейной палаты. Картины Верещагина, к примеру, были развешены в доме генерал-губернатора.

Несмотря на отсутствие собственного здания, Музей 1812 года активно функционировал. Он был инициатором проведения двух выставок и участником одной зарубежной выставки, регулярно проводил экскурсии по двум залам своей временной экспозиции в Потешном дворце Кремля; издавал печатную продукцию; вел обширную переписку с потомками участников Отечественной войны 1812 года; принимал активное участие в юбилейных Бородинских торжествах 1912 г. Сам барон де Бай вместе с супругой (известной французской поэтессой Анн-Мари-Беатрис) и дочерью Иоландой был свидетелем юбилейных мероприятий, посвященных столетию Отечественной войны 1812 года.

Приехав в Россию в июле 1914 г., перед самым началом Первой мировой войны, барон оказался здесь в вынужденной эмиграции на шесть долгих лет. Он продолжал свою деятельность в Музее 1812 года: разбирал французские посылки и описывал предметы, участвовал в заседаниях, в том числе в самом последнем (1 июня 1919 г.), решившим окончательно судьбу Музея 1812 года: переход в ведение Отдела по делам музеев.

К концу 1921 г. фонды Музея 1812 года были сосредоточены в одном хранилище, располагавшемся в бывшем доме Юсупова у Красных ворот. Там в мае 1923 г. открылся Военно-исторический музей, где эпоха наполеоновских войн была частично представлена собраниями бывшего Музея 1812 года. К примеру, в 10 витринах экспонировалось более 340 предметов из коллекции де Бая: медали, жетоны, гравюры, бюсты, барельефы. В отделе нумизматики ГИМ хранится редчайший памятник медальерного искусства «В память учреждения ордена Железного креста». Напомним, что сам Железный крест, учрежденный в 1813 году Фридрихом Вильгельмом III, был изготовлен по проекту самого короля художником и архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем (Karl Friedrich Schinkel, 1781–1841). А вот памятная медаль в честь этого события была приобретена бароном де Баем и подарена Музею 1812 года в 1913 г., и именно она экспонировалась спустя 10 лет в Военно-историческом музее.

Оттиск лицевой и оборотной стороны медали в память учреждения прусского Железного креста Германия, 1814 Дар барона де Бая
Оттиск лицевой стороны медали в память учреждения
прусского Железного креста
Германия, 1814
Дар барона де Бая
Оттиск лицевой и оборотной стороны медали в память учреждения прусского Железного креста Германия, 1814 Дар барона де Бая
Оттиск оборотной стороны медали в память учреждения
прусского Железного креста
Германия, 1814
Дар барона де Бая. Фрагмент

В сентябре 1920 г. барон де Бай смог вернуться во Францию. На родине его ждала заслуженная награда – орден Почетного легиона и титул маркиза.

О вкладе французских граждан в создание московского музея как нельзя лучше сказал московский генерал-губернатор В.Ф. Джунковский:

«Барон де Бай пробудил среди военных кругов и исторических кружков в Париже большой интерес к устраиваемому музею, последствием чего в музей поступило очень много ценных предметов, гравюр, писем, коллекций эпохи войны 1812 года, любезно присланных соотечественниками барона де Бай».

Эти коллекции французских дарителей существенно обогатили фонды Государственного исторического музея по теме наполеоновской эпохи и украсили экспозицию нового музея, открывшегося в год двухсотлетнего юбилея.