Буфет по проекту В.М. Васнецова

Среди авторских произведений мебели в собрании Исторического музея находится буфет, выполненный в начале ХХ в. по проекту В.М. Васнецова (1848—1926). Знаменитый русский живописец в своем творчестве неоднократно обращался к древнерусскому искусству, используя его наследие не только в своих изобразительных произведениях, но и в области декоративного искусства. Наш буфет — яркий тому пример.

Васнецов В.М. (рисунок). Буфет, начало ХХ века
Васнецов В.М. (рисунок). Буфет, начало ХХ века

Первое, что обращает наше внимание, это — конструктивное решение. Если следовать известному высказыванию о том, что мебель представляет  собой архитектуру малых форм, то буфет напоминает древний терем с подклетом в нижней части и светлицей, украшенной резным кокошником — в верхней.  Но не только внешний облик вызывает реминисценции с искусством древности. Из глубины веков автором заимствован принцип функционирования волоковых окон, т.е. закрывающихся ставней, двигающихся по направляющим. Именно так сконструированы глухие дверцы, находящиеся по сторонам от ящиков. Кроме того, у буфета есть распашные дверцы, рамы которых вместо стекол заполнены слюдой с металлическими переплетами, что использовалось часто в архитектуре допетровского периода.

Архаичность образа предмета поддержана и декоративным оформлением: кованный металл ручек, петель и ключевин, замысловатые барельефы между пилястрами, напоминающие вязь.

Значительное место в украшении предмета отведено растительной орнаментике довольно натуралистической трактовки. Она будто бы сплетена из цветов, плодов и ягод, среди которых легко узнаваемы яблоки, груши, вишня, рябина — все то, чем так богаты русские летние и осенние сады. Это — новаторский прием в отделке отечественной мебели. Однако он находит аналогии в другом искусстве — во французском. Именно в это же время в мастерской известного мебельщика Луи Мажореля (1859 – 1926) был создан гарнитур с резным декором, буквально «проросший» виноградом — столь любимым и наполняющим повсеместно территорию этой страны растением.

Так художники разных стран искали национальные особенности своих земель не только в историческом наследии прошлого, но и в личностном восприятии родины, выявляя нечто, что, с их точки зрения, было особенное и узнаваемое среди множества культур других государств мира. Результат этого творческого процесса они талантливо воплощали  в различных произведениях, в том числе, и в области мебельного искусства.