Первая игрушка — Блог Исторического музея

Первая игрушка

Погремушка. Дьяковское городище. Российская империя, Московская губ., Московский уезд, с. Дьяково. Вторая половина I тыс. до н. э. – первая пол. I тыс. н. э. Материал, техника: глина.
Погремушка. Дьяковское городище. Российская империя, Московская губ., Московский уезд, с. Дьяково. Вторая половина I тыс. до н. э. – первая пол. I тыс. н. э. Материал, техника: глина.

Перед нами погремушка! На фотографии изображена удивительная находка из Дьяковского городища. Глиняная погремушка имеет вытянутую округло-овальную форму, расширенную по бокам, внутри полая камера. Стенки камер довольно тонкие, погремушки очень хрупкие, поэтому найти целую погремушку — настоящая удача. Подобные погремушки могли использоваться охотниками для создания шума во время загонной охоты, в качестве первых музыкальных инструментов сопровождать охотничьи танцы или ритуальные пляски шаманов и помогать им входить в состояние транса и отгонять злые силы громким звуком.

Обилие форм погремушек продиктовано разнообразием природных материалов, которые окружали человека, — глины, дерева, бересты, соломы, ткани, нитей, металла, кожи и пузырей, рогов и панцирей животных, гусиных горлышек и куропачьих зобов, раковин и т. д. В качестве наполнителя использовались высушенные бобовые, различные косточки и семена, крупа, камешки, а также глиняные шарики, бусины и металлические осколки. При встряхивании камеры наполнитель ударялся о её стенки, погремушка издавала гремящий звук, отсюда и само название — «погремушка» (от «погреметь у ушка»).

Памятники Исторического музея помогут нам проследить эволюцию погремушки с древних времён до XIX века.

В собрании ГИМ находится необычное зеркало круглой формы с плоской ручкой (штырём), изготовленное из двух склёпанных бронзовых пластин: рельефной и гладкой, отполированной до зеркального блеска. В центре рельефной пластины находится конус (умбон), вокруг которого сделан высокий валик. Подобный валик имеется также по краям пластины. Фриз между валиками разделён на четыре поля и украшен чеканкой. На двух боковых сегментах изображены обращённые друг к другу полуобнажённые женские фигуры, над их головами листья растений, а под фигурами — рогатые животные с копытами. В верхней части — профильное изображение человеческой головы, а в нижней — чешуйчатый орнамент. В валик (камеру между декоративной пластиной и гладким диском) помещался наполнитель в виде кусочков металла, при движении они издавали звук, поэтому данное зеркало относится к музыкальным зеркалам или зеркалам-погремушкам. Так как зеркала-погремушки являются редкими находками женских погребений, они вполне могли быть культовыми предметами, принадлежавшими жрицам (служительницам культа), а также могли использоваться в качестве ударных музыкальных инструментов и сопровождать ритуальные танцы. Это один из первых атрибутов древних верований и религий.

Зеркало. IV в. до н. э. Мечет-Сай могильник, курган 8. Россия, Оренбургская обл., Соль-Илецкий р-н. Материал, техника: бронза.
Зеркало. IV в. до н. э. Мечет-Сай могильник, курган 8. Россия, Оренбургская обл., Соль-Илецкий р-н. Материал, техника: бронза.

Погремушки округлой формы похожи на солнечный диск и напоминают о поклонении древних людей верховному солнечному божеству. Наряду с такими погремушками появляются погремушки более сложной формы — в виде фигурок птиц и животных, имеющих солярную символику и тотемное значение. Например, глиняная погремушка в виде птицы с мощным клювом и геометрическим узором. В представлении древних людей культ птиц во многом был связан со временем прилёта и отлёта перелётных птиц. Прилёт птиц совпадал с наступлением весны, а отлёт с наступлением осени, поэтому птицу принимали за существо, влияющее на природный цикл смены времён года. Она находилась ближе всех живых существ к солнцу и превратилась из простого обитателя небесного мира в его культовый символ. Птица стала считаться покровителем человека, а погремушка в виде птицы приобрела защитное значение оберега.

Погремушка. Вторая пол. I тыс. Мцхетская гробница. Российская империя, Тифлисская губ., Тифлисский уезд, с. Мцхета. Урочище Царца. Материал, техника: глина.
Погремушка. Вторая пол. I тыс. Мцхетская гробница. Российская империя, Тифлисская губ., Тифлисский уезд, с. Мцхета. Урочище Царца. Материал, техника: глина.

В средневековой Руси приобретают широкое распространение яйцевидные погремушки-писанки. Подобное глиняное пустотелое яйцо с зелёной поливной поверхностью найдено в московских строительных шурфах. Изготавливались полые погремушки-писанки с гремящим шариком внутри из обычной гончарной глины ленточным способом, украшались узорами, покрывались поливой зелёного или бурого цвета и обжигались в печи. Считается, что погремушки-писанки связаны со славянскими языческими магическими верованиями. Яйцо имело большое значение в славянской обрядности. Оно было олицетворением зарождающейся и вечной жизни. Культ яйца как источника жизни и плодородия был связан с весенними языческими праздниками, которые в христианское время переплелись с традициями празднования Пасхи или Воскресения Христова. Приуроченность обряда катания яиц к весеннему циклу празднеств указывает прежде всего на аграрную магию, а в растительных узорах, покрывающих писанки (полосы, кресты, ромбы и др.), читаются символы плодородия. Поэтому считается, что главное предназначение погремушек-писанок — культовое.

Погремушка. XVII–XIX вв. г. Москва, строительные шурфы. Материал, техника: глина.
Погремушка. XVII–XIX вв. г. Москва, строительные шурфы. Материал, техника: глина.

По прошествии многих веков погремушка из музыкального инструмента превратилась в ритуально-культовый предмет с функцией оберега, и перешла из взрослого мира в мир детский. К XVI–XVII вв. в России погремушки становятся обязательными спутниками и защитниками каждого ребёнка. Эти погремушки дошли до нашего времени в большом количестве в виде любимых домашних животных, например, лошадок или фигурок всадников на коне. Глиняная погремушка-коник XVI–XIX вв. была найдена в гончарной слободе Москвы. Эта находка указывает изменение способа изготовления погремушек. Значительное увеличение спроса на погремушки привело к тому, что их изготовление стало частью ремесла, сопровождавшего гончарное производство. Лепили погремушки в свободное от основного производства время из остатков горшечной глины мастера-ремесленники, или рукомесленники (от «месить руками»). Готовая глиняная погремушка просушивалась, затем обжигалась вместе с горшками. Иногда их расписывали жидкой глиной с цветным пигментом — ангобом или красками на водной основе. Погремушка, сохраняя функцию оберега, становится предметом детской забавы, доступным каждому ребёнку.

Коник-погремушка. XVI–XIX вв. Гончарная слобода. г. Москва. Материал, техника: глина.
Коник-погремушка. XVI–XIX вв. Гончарная слобода. г. Москва. Материал, техника: глина.

У представителей разных социальных слоёв погремушки различались по материалу, качеству исполнения, убранству и цене. В петровские времена в связи с проникновением европейской культуры и искусства кардинально меняется детская погремушка, используемая в высшем свете. Российские мастера вслед за европейскими начинают изготавливать погремушки из различных металлов, в том числе драгоценных — золота и серебра, украшают их полудрагоценными и драгоценными камнями. Погремушки превращаются в настоящие произведения искусства, приобретают причудливые формы, украшаются утончёнными орнаментами, дополняются свистками и колокольчиками. Яркий пример — изысканная серебряная с золочением погремушка конца XVIII в. со свистком и тремя бубенчиками.

Погремушка со свистком и тремя бубенчиками. Конец XVIII в. Россия. Материал, техника: серебро, золочение, штамп.
Погремушка со свистком и тремя бубенчиками. Конец XVIII в. Россия. Материал, техника: серебро, золочение, штамп.

Подобные погремушки становятся дорогим и желанным подарком на рождение или крестины ребёнка. Их хранили как семейную реликвию, передавали по наследству как фамильные драгоценности. Изображения таких погремушек можно встретить на детских парадных портретах XVIII в. Так, будущий российский император Александр I изображён на детском портрете именно с такой парадной погремушкой: золотая поверхность погремушки украшена не только растительным прорезным узором, но и россыпью драгоценных камней — бриллиантов, изумрудов и рубинов. Рукоять погремушки сделана из слоновой кости, а на верхушке находятся свисток и колечко для шнурка. Эта погремушка была изготовлена в 1740 г. мастерами-ювелирами Самсоном Ларионовым и Михаилом Бельским по заказу Анны Иоанновны для младенца-императора Иоанна Антоновича. Позже погремушка была подарена Екатериной II внуку Александру и передавалась по наследству следующему наследнику престола. Как парадные погремушки и детские портреты были в то время достоянием только придворных кругов, так погремушка стала дорогим аксессуаром и статусной вещью.

Портрет великого князя Александра Павловича (1777–1825) в младенчестве. Копия с Ж.Л. Вуаля (?). Неизвестный художник. Российская империя. Конец 1770-х гг. Материал, техника: холст, масло.
Портрет великого князя Александра Павловича (1777–1825) в младенчестве. Копия с Ж.Л. Вуаля (?). Неизвестный художник. Российская империя. Конец 1770-х гг. Материал, техника: холст, масло.

Погремушка трансформировалась из оберега в предмет, помогавший ребёнку в его развитии. Рационализм эпохи Просвещения возвращает детской погремушке её основное развлекательное назначение, однако при этом погремушка должна была развивать моторику, внимание и интеллект ребёнка.

Изготовители погремушек возвращаются к изначальной округлой форме и природным материалам. Одна из таких погремушек — погремушка-мячик 1840-х гг. Ранее погремушки-мячики шили из кожи, а потом для их изготовления стали использовать яркий текстиль и разноцветные нити, дополнительным украшением служили нашитые сверху маленькие фигурные кусочки блестящей фольги.

Погремушка-мячик. 1840-е гг. Материал, техника: шёлк, фольга.
Погремушка-мячик. 1840-е гг. Материал, техника: шёлк, фольга.

Возвращается, приобретая новый вид, и становится популярной интересная древняя погремушка «гусиное горлышко». Её камера изготавливалась из очищенного от жира и высушенного горлышка гуся, которое сворачивали в кольцо, соединяя края, красили или обвязывали яркими нитями. Погремушки, сделанные из натуральных материалов, также служили безопасными и эффективными прорезывателями для первых детских зубов.

Погремушка «гусиное горлышко» (из сумочки). 1870-е гг. Россия.
Погремушка «гусиное горлышко» (из сумочки). 1870-е гг. Россия.

С древних времён погремушкам-оберегам приписывалась особая магическая сила. Считалось, что их громкий звук способен отпугнуть злые силы. Погремушки развлекали и помогали развитию ребёнка, поэтому они стали верными спутниками детей и с самого рождения сопровождали малышей. Их укладывали вместе с ребёнком в колыбельку или подвешивали над ней, вешали детям на шею или на ручку, привязывали к поясу или прикрепляли к одежде. В Историческом музе хранится необычная маленькая детская сумочка 1870-х гг., специально изготовленная для хранения погремушек. Подобные сумочки шились из дорогой ткани, плелись из соломы или вязались из нитей.

Сумочка детская. 1870-е гг. Комплект: Сумочка с погремушками («гусиные горлышки» и «орешки») и флакончиком внутри. Россия (?). Материал, техника: тафта, соломка, ручной пошив, плетение.
Сумочка детская. 1870-е гг. Комплект: Сумочка с погремушками («гусиные горлышки» и «орешки») и флакончиком внутри. Россия (?). Материал, техника: тафта, соломка, ручной пошив, плетение.

Использованная литература:

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.