Что такое шинель? Это длиннополое пальто с хлястиком на задней части, который стягивает широкую суконную ткань в складки, благодаря чему шинель на военнослужащем смотрится более эстетично. В случае необходимости хлястик можно отстегнуть, сделав шинель более широкой и просторной, чтобы, например, полностью укутаться в неё для ночёвки в походных условиях, надеть под неё полушубок во время холодов или чтобы шинель можно было свернуть в скатку для ношения в сложенном через плечо виде.
На протяжении почти двух веков шинель была неотъемлемым предметом солдатского быта и обмундирования и радикально не менялась. Свою историю в России шинель ведёт со времён Екатерины II, когда её в середине 1760-х гг. выделили егерям (лёгкой пехоте, вооружённой нарезными ружьями). На всю армию шинели были распространены лишь в правление императора Павла I (1796–1801 гг.). В «Воинском уставе о пехотной службе», утверждённом спустя несколько недель после начала его царствования, она упоминается как одежда для холодной и ненастной погоды вместо епанчи — суконной накидки до колен, введённой ещё при Петре I и мало подходившей для походных условий.
В начале января 1798 г. Павел Петрович отменил шинели почти во всей армии, оставив их только егерям и нестроевым чинам. Вместо шинели было велено изготовить белые суконные плащи-накидки с капюшонами или без них. Но затем, в самом конце 1798 г., император снова возвращает шинель для всей армии, однако шинель образца 1799 г. уже отличалась от шинели 1797 г. наличием стоячего воротника и хлястика.
После гибели Павла I его сын-наследник император Александр I существенно изменил военную форму, но шинель упразднять не стал. Она была признана удачным нововведением, но несколько изменилась по сравнению с шинелью 1799 г. (высота стоячего воротника увеличилась, появились погоны). В экспозиции музея Отечественной войны 1812 года находятся две русские шинели нижних чинов (рядовых) первых лет правления Александра I. Сейчас мы их рассмотрим.
Начнём с шинели Малороссийского кирасирского полка, относящейся к периоду 1803–1809 гг. Это серая однобортная шинель без наружных карманов, застёгивающаяся на 6 металлических пуговиц (интересно, что в фундаментальных исследованиях по униформистике везде упоминаются 7 пуговиц, но это можно списать на неточности, которые иногда встречаются в монографиях), с разрезными, как на кирасирском колете (куртке), обшлагами (отворотами рукавов) и стоячим воротником зелёного цвета с красной выпушкой (суконным кантом по краю). На спинке на уровне поясницы находится хлястик из двух частей, а на левом плече имеется погон с выпушкой тех же цветов, что и воротник. Цвет воротника и погон обусловлен приборным (прикладным) цветом сукна — это, цвет той ткани, которой обшивались мундирные воротники, обшлага, внутренняя поверхность фалд. У каждого полка был свой приборный цвет, это было одно из решений, обеспечивавших визуальное отличие между полками. Погон в данном случае имеется только на левом плече, поскольку это отличительная особенность кавалерии того времени. У пехоты же с началом правления Александра I погоны были на обоих плечах.
Какую функцию выполняли погоны? Конкретное воинское звание по ним в начале XIX в. определить было невозможно, но цвет погон позволял узнать принадлежность к определённому воинскому подразделению или части, а их количество (один или два) — к роду войск. Помимо этого, погоны, как и раньше, продолжали служить для удержания амуничных перевязей на плечах, а впервые в таком качестве они появились ещё при Петре I. Узнать же точное звание военного по погонам стало возможно лишь в период царствования Николая I (1825–1855 гг.).
Серый цвет шинелей был характерен не только для Малороссийского кирасирского полка и обусловлен естественным оттенком шерсти. Ткань для шинелей не красилась, что позволяло в масштабах многотысячной армии сэкономить казённые средства. Так что цвет солдатских шинелей был единым во всей армии за некоторыми исключениями. При этом, хотя сукно для шинелей и не красилось, от полка к полку оттенки серого разнились, а в самом полку должен был выдерживаться единый оттенок.
По этой причине следующая шинель имеет тот же естественный серый цвет шерсти, что и предыдущая. На сей раз перед нами шинель нижних чинов лейб-гвардии Измайловского полка. Данная шинель практически не отличается от ранее представленной. У неё такой же стоячий воротник, но другого (тёмно-зелёного, с красной выпушкой) цвета, один борт из 6 пуговиц, отсутствуют наружные карманы, но погоны красного цвета (как и на мундире) имеются уже на обоих плечах (поскольку это пехотный полк), обшлага не разрезные, а цельные. Такие обшлага можно было вывернуть, чтобы было теплее рукам.
Таким образом, рассмотрев две шинели начала XIX в., мы увидели, что при их сильной схожести имеются и отличия, обусловленные принадлежностью к разным родам войск и полкам. Став результатом дальнейшего развития шинели времён Павла I, «александровская» шинель примерно в том же виде просуществовала вплоть до 1850-х гг., когда её внешний вид был заметно обновлён. Но до конца XX в. шинель оставалась на «службе» и, несмотря на все эволюционные изменения форм воротников, отворотов, способов застёгивания и других элементов, в главном она оставалась неизменной — это было по-прежнему длиннополое серое шерстяное пальто со складками на спинке и хлястиком, что в начале XIX в., что в конце XX в.
Использованная литература:
- Звегинцов В.В. Русская Армия. [В 7 ч.] Ч. 4: 1801–1825. Париж, 1973.
- Преснухин М.А. Павловская шинель // Воин. 2004. № 15. С. 40–43.
- Ульянов И.Э. Регулярная пехота 1801–1855: Боевая летопись, организация, обмундирование, вооружение, снаряжение. М., 1996.