Расчетные квитанции лагерей особого назначения ОГПУ — Блог Исторического музея

Расчетные квитанции лагерей особого назначения ОГПУ

История советского ГУЛАГА нашла свое отражение в памятниках бонистики, которые хранятся в отделе нумизматики Государственного исторического музея. В коллекции музея находится 9 экземпляров расчетных квитанций лагерей особого назначения Объединенного государственного политического управления при СНК СССР (ОГПУ). Они представлены номиналами в 2, 5, 20, 50 копеек и 1 рубль и датированы 1929 г.

Расчетные квитанции номиналами в 2, 5, и 20 копеек напечатаны на бумаге с водяными знаками, без индивидуальных номеров. Они имеют один размер – 74 х 52 мм и общее оформление, различаясь только по цвету – 2 копейки оформлены в коричневом цвете, 5 копеек – в оранжевом и 20 копеек – в зеленом. На лицевой стороне этих расчетных квитанций сверху помещена надпись: «Лагери Особого Назначения ОГПУ / Расчетная квитанция». Далее следует указание номинала. Ниже помещены факсимильные подписи члена коллегии ОГПУ СССР Г. Бокия и начальника Финотдела ОГПУ Л.И. Берензона. В центре внизу расчетной квитанции указан год – 1929.

Лицевая сторона расчетной квитанции лагерей особого назначения ОГПУ номиналом в 2 копейки.
Лицевая сторона расчетной квитанции лагерей особого назначения ОГПУ номиналом в 2 копейки.
Лицевая сторона расчетной квитанции лагерей особого назначения ОГПУ номиналом в 5 копеек.
Лицевая сторона расчетной квитанции лагерей особого назначения ОГПУ номиналом в 5 копеек.
Лицевая сторона расчетной квитанции лагерей особого назначения ОГПУ номиналом в 20 копеек.
Лицевая сторона расчетной квитанции лагерей особого назначения ОГПУ номиналом в 20 копеек.

 

Оборотные стороны расчетных квитанций номиналами в 2, 5, и 20 копеек содержат один и тот же текст: «Принимаются в платежи / от заключенных исключительно / в учреждениях и предприятиях / Лагерей Особого Назначения / ОГПУ / Никакие заявления / об утере расчетных квитанций / во внимание не принимаются / Подделка преследуется по закону».

На лицевых сторонах расчетных квитанций номиналом в 50 копеек (74 х 103 мм) и 1 рубль (74 х 103 мм) имеются индивидуальные номера и надпись: «Лагери Особого Назначения / ОГПУ / Расчетная квитанция / 1 рубль / Принимается в платежи от заключенных исключительно в учреждениях и предприятиях Лагерей Особого Назначения ОГПУ». Ниже расположены факсимильные подписи члена коллегии ОГПУ СССР Г. Бокия и начальника Финотдела ОГПУ Л.И. Берензона. На расчетные квитанции номиналами в 50 копеек и 1 рубль нанесена орловская печать, имеются водяные знаки.

Лицевая сторона расчетной квитанции лагерей особого назначения ОГПУ номиналом в 50 копеек.
Лицевая сторона расчетной квитанции лагерей особого назначения ОГПУ номиналом в 50 копеек.
Лицевая сторона расчетной квитанции лагерей особого назначения ОГПУ номиналом в 1 рубль.
Лицевая сторона расчетной квитанции лагерей особого назначения ОГПУ номиналом в 1 рубль.

На оборотных сторонах расчетных квитанций в 50 копеек и 1 рубль помещено указание номинала и надпись: «Никакие заявления / об утере расчетных квитанций / во внимание не принимаются / Подделка преследуется по закону».

В каталоге Н. Кардакова[1] имеется информация о трех выпусках расчетных квитанций. Первый выпуск (с указанием года – 1929) номиналами в 2, 5, 20, 50 копеек и 1, 3, 5 рублей за подписью члена коллегии ОГПУ СССР Г. Бокия (занимал пост члена Коллегии ОГПУ с сентября 1923 г. по июль 1934 г.); второй выпуск тех же номиналов (также датированных 1929 г.) за подписью начальника УЛАГ ОГПУ Л. Когана (занимал этот пост с 1930 по 1932 г.) и третий выпуск 1932 г., в котором к перечисленным номиналам была добавлена квитанция в 10 рублей, за подписью начальника УЛАГ ОГПУ М. Бермана. Также расчетные квитанции ОГПУ представлены в каталоге Л.З. Каца и В.П. Малышева[2]. Исследователь Д. Харитонов утверждает, что «вероятно в каталоге Кардакова впервые появилась ошибка о выпуске 2 и 5 копеек с подписями Коган и Берман. В дальнейшем эта ошибка автоматически переписывалась из каталога в каталог и присутствует по-видимому всюду. В действительности эти номиналы известны только с подписью Бокий»[3].

Таким образом, первый выпуск расчетных квитанций ОГПУ датируется 1929 г., второй (также с датой «1929») – 1930 г. и третий – 1932 г.

В собрании АО «Гознак» сохранились эскизы денежных знаков, на основе которых были выпущены расчетные квитанции ОГПУ[4]. Их автором является художник В.В. Завьялов[5], чья подпись стоит под изображениями денежных знаков номиналами в 5 и 3 рубля, 50, 20, 5 и 2 копейки. Указано и время создания эскизов – июль 1929 г.

Интересно, что на эскизах денежных знаков номиналом в 5, 3 рубля и 50 копеек представлены проекты казначейских билетов с изображением герба СССР. Впоследствии название «казначейский билет» было заменено на «расчетную квитанцию ОГПУ», а изображение герба было снято. Трудно сказать, следствие ли это того, что В.В. Завьялов не знал о том, что разрабатывает дизайн денежных знаков для лагерей особого назначения ОГПУ или на этапе создания эскизов название бон еще не было окончательно определено.

Привлечение сил Гознака для создания лагерных денег говорит о том, что распоряжение об их выпуске было принято на самом высоком правительственном уровне. Почему именно в 1929 г. руководство страны приняло решение о необходимости выпуска специальных лагерных денег для заключенных?

В 1929 г. были приняты правительственные постановления, которые во многом реформировали уголовно-исполнительную систему, в частности, в вопросах использования труда заключенных. Вводилась практика массовой отправки арестантов, осужденных на срок более чем на три года, в исправительно-трудовые лагеря.

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об использовании труда уголовных арестантов» от 13 мая 1929 г., подписанное лично И.В. Сталиным, предписывало «перейти на систему массового использования за плату труда уголовных арестантов, имеющих приговор не менее трех лет»[6].

Постановлением СНК СССР от 11 июля 1929 г. «Об использовании труда уголовно-заключенных» было решено «осужденных судебными органами Союза и союзных республик лишению свободы на сроки на три года и выше передать и передавать впредь для отбытия лишения свободы в исправительно-трудовые лагеря, организуемые ОГПУ»[7].

Таким образом, необходимость в выпуске лагерных денег могла быть вызвана новой политикой в отношении использования труда заключенных в массовых масштабах. Расчетными квитанциями лагерное начальство премировало заключенных, помимо этого использование специальных лагерных денег усложняло побег.

В мемуарах и художественной литературе встречаются упоминания о лагерных деньгах и содержатся сведения о том, как рассмотренные выше расчетные квитанции использовались в лагерной жизни.

Вот как описывает В.Т. Шаламов, отбывший срок в Вишерском исправительно-трудовом лагере в Пермской области с 1929 по 1931 гг., в своем произведении «Вишера-антироман» денежные отношения в лагере в этот период: «За работу не платили никаких денег. Но ежемесячно составляли списки на «премию» – по усмотрению начальников, и по этим спискам давали два, три, редко пять рублей в месяц. Эти два рубля выдавались лагерными бонами – деньгами вроде «керенок» по размеру, с подписью тогдашнего деятеля лагерей Глеба Бокия. Эти лагерные боны стоили гораздо выше, чем вольные деньги. В лагере был магазин, где можно было купить все что угодно… Была в лагере и столовая – ресторанного типа, только для заключенных, где принимались деньги-боны. И где, например, порция антрекота стоила пятнадцать копеек. Так что двухрублевая премия ежемесячная кое-что значила»[8]. Здесь Шаламов описывает расчетные квитанции ОГПУ первого выпуска, называя их «лагерными бонами», в описанном отрывке они выступают даже не в качестве оплаты труда, а только в качестве поощрения, «премии по усмотрению начальников».

Известно, что до введения гознаковских расчетных квитанций в лагерях существовали расчетные квитанции другого типа. На них от руки  писали имя, фамилию заключенного и сумму. «После каждой покупки на расчетной квитанции ставилась пометка, на какую сумму было взято товаров и сколько у заключенного осталось их на квитанции»[9]. После того, как заключенный совершил покупку, работник лагерного магазина выписывал два счета: один оставляли в магазине, а второй отправляли в расчетную контору, которая вела учет денег у заключенных[10]. В.Т. Шаламов пишет: «Тем, кто имел деньги из дома, начальник разрешал выдачу – или квитанцией, или бонами. Бонами стали рассчитываться с конца 1929 года, во время перековки. “Касса № 2” – так назывался по-бухгалтерски расчет этими бонами. А квитанционный, тюремный, расчет был отменен»[11].

Интересно, что В.Т. Шаламов в своем произведении пишет о том, что именно в конце 1929 г. в лагерях началась «перековка», которая заключалась в ужесточении лагерного режима и уменьшении норм питания заключенных: «Перековка открыла, что… достаточно ударить по животу и угрозой голода заставить арестанта работать, перевыполнять план. Довольно сентиментальностей. <…> Маленькие сроки перестали давать – сыпались пятерки и десятки, которые надо было разменивать по “зачетам рабочих дней”»[12].

С 1929 г. государство занялось реформированием тюремно-исправительной и лагерной систем, которое было направлено на извлечение максимального дохода от использования труда заключенных. В рамках этого процесса было принято решение о введении в обращение на территориях лагерей специальных расчетных квитанций, которые призваны были упростить расчеты с заключенными.

 

[1] Кардаков Н. Каталог денежных знаков России и Балтийских стран 1769–1950. Берлин, 1953. С. 31.

[2] Кац Л.З., Малышев В.П. Энциклопедия бумажных денежных знаков России. Т. I. Правительственные эмиссии 1769–1995. СПб., 1998. С. 36; 205–206.

[3] Харитонов Д. Денежные знаки в Советских Лагерях Особого Назначения ОГПУ в 1929–1932 годах // Таганский бонист. № 16. М., 1996. С. 15.

[4] Автор выражает благодарность сотруднику Выставочного комплекса АО «Гознак» А.А. Богданову за возможность ознакомиться с эскизами из собрания Гознака.

[5] Василий Васильевич Завьялов (1906–1972) – советский художник и график, работал на «Гознаке», является автором почтовых марок СССР, первая марка его работы с изображением деревянного мавзолея В.И. Ленина была выпущена в 1925 году.

[6] Полный текст постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «Об использовании труда уголовных арестантов» выглядит так: «13 мая 1929 г. Строго секретно. Перейти на систему массового использования за плату труда уголовных арестантов, имеющих приговор не менее трех лет, в районе Ухты, Индиго и т.д. Поручить комиссии в составе тт. Янсона, Ягоды, Крыленко, Толмачева, Угланова подробно рассмотреть вопрос и определить конкретные условия использования арестантского труда на базе существующих законов и существующей практики. Секретарь ЦК И. СТАЛИН» // АПРФ. Ф. 3. Оп. 58. Л. 59. // Исторический архив. № 4. 1997. С. 144.

[7] Лубянка. ВЧК – ОГПУ – НКВД – НКГБ – МГБ – МВД – КГБ. 1917–1960. Справочник / Под общей редакцией академика А.Н. Яковлева. Составители: А.И. Кокурин, Н.В. Петров. М., 1997. С. 64–65.

[8] Шаламов В.Т. Колымские рассказы: Антироман, повесть, рассказы. М., 2006. С. 160.

[9] Полчанинов Р.В. Советские лагерные деньги // Петербургский коллекционер. № 5 (26). СПб., 2003. С. 20–21.

[10] Там же. С. 21.

[11] Шаламов В.Т. Колымские рассказы: Антироман, повесть, рассказы. М., 2006. С. 160.

[12] Там же. С. 174.