Церковь во имя святого образа. Часть 1 — Блог Исторического музея

Церковь во имя святого образа. Часть 1

Церковь во имя Великорецкого образа святителя Николая
Церковь во имя Великорецкого образа святителя Николая

На Руси церкви, соборы или их приделы обычно освящали во имя праздников или святых. Первоначально в составе Покровского собора было девять самостоятельных церквей, и одна из них имела особое посвящение – во имя Великорецкого образа святителя Николая. Чем же прославилась эта икона, что в честь ее назвали церковь в царском храме, построенном по обету Ивана IV Грозного в 1555–1561 гг.?

Принесение образа Николы Великорецкого в Москву. 1555 г. 29 июня 1555 г. Миниатюра Лицевого летописного свода. 1560-1570-е гг.
Принесение образа Николы Великорецкого в Москву. 1555 г. 29 июня 1555 г. Миниатюра Лицевого летописного свода. 1560-1570-е гг.

Накануне закладки Покровского собора, в 1554 году, в далеком городе Хлынове, что на Вятке, сгорел собор, стоявший на реке Великой. В нем находилась чудотворная икона святителя Николая. Икона же при пожаре осталась почти не поврежденной. Зимой 1555 г. из Вятки в Москву прибыли священники и «лучшие» люди «бити челом и воспоминати, что на Вятке образ Николы Чудотворца Великорецкого велие чудеса творит… многа лет неподелован, и горела многожды церковь, а образ невредимо пребысть, чтобы государь велел обновить».

По православной традиции, явленные в других городах чудотворные иконы привозили в Москву для поновления и общерусского прославления. Явление чудотворного образа воспринималось как благословение. Царь Иван IV повелел образ Николы Великорецкого в Москву привезти речным путем. По сути это был крестный ход с чудотворным образом, проходивший через только что завоеванные земли Казанского царства. От этой иконы «не только православные, но и неверные исцеления получиша, овии же и крестишеся».

Вначале предполагали строить восьмипридельный храм в честь Казанского взятия. Приход иконы святителя Николая – предстателя за русское воинство в покорении «бесерменского» царства – завершился освящением во имя этого образа нового, девятого, придела в обетном храме Пресвятой Богородицы что на Рву.  Пройдя водный путь, он «пришел» на уготованное ему место в соборе и стал причиной появления церкви с необычным посвящением.

Интерьер церкви
Интерьер церкви

Это южная церковь – одна из четырех больших приделов собора. Она представляет собой высокий столп, состоящий из двух восьмериков, завершенных купольным сводом на барабане. Первоначальный интерьер церкви вместе с иконостасом и списком с той самой чудотворной иконы, написанным митрополитом Макарием, погиб в огне большого московского пожара 1737 г. Дошедший до наших дней иконостас выполнен в 1786 году. Он являет собой пятиярусную, богато украшенную позолоченным лепным декором алтарную преграду. Цветы и бутоны шиповника обрамляют иконы, создавая образ цветущего рая. В нижнем ряду иконостаса расположены прямоугольные поля, заполненные тончайшей гравировкой. Они имитируют подвесные пелены из золотой парчовой ткани.

Иконостас церкви. 1786 г.
Иконостас церкви. 1786 г.
Фрагмент подместного ряда иконостаса
Фрагмент подместного ряда иконостаса

Состав и расположение икон в иконостасе необычные. Так, в местном ряду на двери жертвенника алтаря помещено редкое изображение праотца Мельхиседека; как правило, икона этого святого находится в праотеческом ряду. За ним следует образ Богоматери на престоле, который нечасто встречается в иконостасах. Здесь же находится «Святитель Николай Чудотворец» с клеймами жития. В интерьере церкви представлена также выносная икона, выполненная по образцу утраченного в пожаре образа: оплечное изображение святителя Николая Великорецкого.

Икона «Святитель Николай с клеймами жития». XVIII в.
Икона «Святитель Николай с клеймами жития». XVIII в.
Выносная икона «Никола Великорецкий». XVII в.
Выносная икона «Никола Великорецкий». XVII в.

На царских вратах, помимо традиционных сцен Благовещения и икон четырех апостолов, находятся изображения двух серафимов. Серафим, как божественный посланник, исполняющий волю Господа на земле, является наглядным образом хвалебной песни Богородице: «Достойно есть яко во истину блажите тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Мать Бога нашего. Честнейшую Херувим и прекраснейшую без сравнения Серафим, без истления Бога слово родшую, Сущую Богородицу тя величаем».

Иконы праздничного ряда иконостаса
Иконы праздничного ряда иконостаса

Праздничный ряд представлен четырьмя иконами: «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Воскресение Господне», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Крещение Господне». При этом икона «Воскресение» вынесена выше, а композиция «Тайная вечеря» – сень царских врат – оказалась в праздничном ряду. Иконостас завершается иконами «Богоматерь Знамение» и «Господь Саваоф». Все иконы написаны на золотом фоне и заключены в профилированные рамы. Иконостас этой церкви по праву может считаться шедевром декоративно-прикладного искусства.