Эпоха Нового времени – это время крупных военных конфликтов, которые всегда требуют вложения большого количества ресурсов, в том числе денег. В 1700 г. началась война, известная под названием Северной или Великой Северной войны. Если её начало было для Швеции удачным, то уже к 1715 г. ситуация изменилась и в королевстве всё больше ощущалась нехватка ресурсов, сильное экономическое напряжение и финансовые проблемы.
Нехватка денег в казне вынудила шведского короля искать новые источники доходов. Один из приближённых Карла XII (1698–1718) барон Георг Генрих фон Гёрц (1668–1719) предложил «изящное» решение – выпустить кредитные деньги, номинал которых был значительно выше их стоимости, а после окончания войны обменять их на полноценные монеты. Выпуск этих денег в виде монет, а не бумажных денежных знаков, должен был внушить дополнительную уверенность в их качестве. Королю эта идея понравилась. Первое решение о выпуске кредитных монет было принято им ещё в марте 1715 г., но их изготовление началось лишь в апреле 1716 г. Официально они назывались «Знак с короной» (шв. Tecknet med Kronan), а впоследствии их стали именовать нёдминт (шв. nödmynt, от nöd – «нужда» и mynt – «монета») или нотдалеры (от нем. Not – «нужда» и шв. daler – «далер», с XVI в. серебряная монета, с XVII в. счётная единица шведской денежной системы). На одной из сторон такой монеты из собрания ГИМ мы видим корону и дату – 1715. На оборотной стороне – номинал – 1 DALER S M – т.е. «1 далер серебром». И никаких намёков на эмитента, страну изготовления или правителя! Да и сама монета была изготовлена из меди, почему же тогда её номинал содержал указание на серебро?
Дело в том, что важную часть экономики Швеции с XVII в. составляла торговля металлами, в значительной части медью. А серебра в стране было мало. Поэтому шведы и решили восполнить нехватку серебряной монеты выпуском медной. Сначала выпускали лишь мелкие монеты номиналом от ¼ эре (или иначе – фирк, который равнялся 1/128 далера) до 2 эре (1/16 далера).
При этом стоимость меди, шедшей на изготовление этих монет, должна была соответствовать их номинальной стоимости, поэтому и вес таких медных монет был довольно внушительным. Например, самый мелкий номинал, 1 фирк (т.е. ¼ эре), весил около 7 г! В середине 40-х гг. XVII в. начался выпуск совсем больших монет, номиналом от ½ до 8 далеров серебром.
В 1644–1645 гг. выпускались самые крупные монеты номиналом в 10 далеров серебром, весившие около 20 кг! То есть на один далер серебром шло почти два килограмма меди. Эта норма, конечно, менялась, и к 1715 г. плота в 1 далер должна была весить не более 756 г.
Но вернёмся к нотдалерам Карла XII. Небольшие монетки без указания на то, кто стоит за их выпуском, весили всего лишь около 3 г при номинальной стоимости в 1 далер. Нотдалеры с короной были выпущены тиражом более 2 миллионов экземпляров. Выгода была очевидна, и король решил не останавливаться на этом. Населению объявили, что государство впоследствии обменяет их на полноценные монеты, но пока выпуск кредитных денег будет продолжен. Нотдалеры нового типа должны были обмениваться на старые монеты, которые запрещались к обращению. Защитой от подделки должны были служить гурчение и ограничение срока хождения этих кредитных монет.
Так, уже в октябре 1716 г. были выпущены нотдалеры нового образца.
На их лицевой стороне находится аллегорическое изображение Швеции в виде сидящей женщины, держащей в одной руке пальмовую ветвь, а другой, возложенной на щит с гербом «Три короны», придерживающей копьё. Внизу дата – 1716, а вокруг надпись – PVBLICA FIDE – т.е. «Общим доверием» или «Общей верой». Нотдалеры с таким оформлением были отчеканены ещё большим тиражом в 3,8 миллиона экземпляров. За ними последовало ещё несколько эмиссий огромными тиражами.
В итоге к концу правления Карла XII в обращении находилось порядка 25 миллионов разных типов нотдалеров. Уже после гибели шведского короля по прежнему курсу 1 далер серебром в декабре 1718 г. были выпущены нотдалеры с изображением Меркурия тиражом в 6 миллионов экземпляров.
С восшествием на престол сестры Карла XII Ульрики Элеоноры (1718–1720) была осуществлена последняя эмиссия таких монет.
Несмотря на заявленный номинал в 1 далер серебром, эти монеты были выпущены в обращение по курсу в 2 эре серебром. Владельцы нотдалеров должны были обменять оставшиеся у них на руках кредитные деньги, получив половину от их стоимости. Из 16 эре серебром, полагавшихся к выплате за каждый нотдалер, они получали 2 эре монетой, а 14 эре – бумажными ассигнациями, точнее, кредитными билетами, которые можно было поменять на звонкую монету. Не обменянные монеты находились в денежном обращении ещё почти сто лет спустя. Принимались они, конечно, уже совсем по иному курсу – 1 эре медью за нотдалер (1 далер серебром = 32 эре серебром, 1 эре серебром = ~ 3–4 эре медью).
Всего с 1716 по 1719 гг. было выпущено 10 разновидностей нотдалеров, на большинстве которых были изображены античные боги. Кроме этих эмиссий, видимо, планировался выпуск ещё 10 вариантов с изображениями античных героев. Сохранилось несколько таблиц с проектами новых нотдалеров.
Среди изображений на них узнаются образы, например, Геракла и Александра Македонского.
Несмотря на то, что идея барона Гёрца была сильно искажена Карлом XII, который, по сути, стал основным виновником экономического краха Швеции, в народной памяти именно Гёрц остался злодеем. Даже после того, как Георг Генрих барон фон Гёрц был приговорён судом к отсечению головы и возведён на эшафот 17 февраля 1719 г., волна народного гнева не утихла и надолго сохранилась в памяти. Нотдалеры стали называть «богами Гёрца» и высмеивать в пропагандистских сатирических листовках.