Горбуновский клад

В 3-м зале Исторического музея представлены вещи из так называемого Горбуновского клада.

Прежде всего привлекает внимание человекообразная фигура, грубо и при этом выразительно вырезанная из дерева. Этот идол воплощал образ божества, которому поклонялись местные жители в 3–2 тыс. до н. э. У идола острый нос, едва намеченные глаза и рот таят в себе не то благосклонную, не то зловещую улыбку. Ноги присогнуты в ритуальном танце. Руки же мастер не стал вырезать — может быть, для большей лаконичности образа, а может быть, из мистических соображений, ведь в представлении наших предков руки божества могли утянуть человека в иной мир.

Идол Горбуновского торфянника. Свердловская область, Нижнетагильский район. IV - III тыс. до н.э. Сосна
Идол Горбуновского торфянника. Свердловская область, Нижнетагильский район. IV — III тыс. до н.э. Сосна

В тематическом комплексе представлена также голова другого идола. На первый взгляд она напоминает кусок дерева, однако, если приглядеться, можно увидеть проступающие черты лица.

Идол Горбуновского торфянника. Свердловская область, Нижнетагильский район. IV - III тыс. до н.э. Сосна
Идол Горбуновского торфянника. Свердловская область, Нижнетагильский район. IV — III тыс. до н.э. Сосна

Вышеупомянутые идолы предположительно представляли собой божества, которые покровительствовали охотникам или являлись хранителями болот.

Внимание привлекают также сосуд в виде фигуры лосихи и ковшик в форме утки. И лося, и утку многие древние племена почитали в качестве священных существ. Лось был одним из олицетворений солнца, его рога уподоблялись солнечным лучам, а смена дня и ночи в одном из мифов объяснялась тем, что небесный охотник гонится за лосем: когда лось скрывается под землю, наступает ночь, а когда бежит по небу, то восходит солнце.

Народы Сибири почитали и Лосиху-мать, жившую у корней Мирового древа. Когда на земле рождался человек, она рождала его душу. Мастер, изготовивший сосуд в виде фигуры лосихи, несомненно обладал художественным талантом — плавные линии древесных волокон подчёркивают округлые женственные формы. И хотя голова лосихи не сохранилась, сразу видно, что перед нами именно это млекопитающее.

Утка же, как и все водоплавающие птицы, служила посредницей между тремя мирами — небесным, поскольку она летает по воздуху, земным, поскольку ходит по земле, и подземным, поскольку плавает по воде (а водоёмы, к слову, считались проходами в подземное царство). Ковш-утица отличается устойчивой формой. Подобные ковши были распространены в средневековой Руси, а в наше время к ним зачастую обращаются мастера народной деревянной резьбы. Ковш из Горбуновского клада, вероятно, представляет собой древнейший образец.

Наряду с ритуальными предметами в витрине представлены и бытовые вещи: деревянная миска, весло, лук и т. д. Возможно, это приношения божествам.

Своё название Горбуновский клад получил по Горбуновскому торфянику неподалеку от Нижнего Тагила, где в начале XX в. велись торфяные разработки. В 1908 г. руководитель работ Г. А. Заикин обратил внимание на необычные древние вещи, которые стали попадаться в почве. Он велел приостановить работы и обратился к служащему Лесного отделения Нижнетагильского заводоуправления краеведу Н. Ф. Топоркову, который сделал первое описание находок и сообщил о них Уральскому обществу любителей естествознания.

Первый этап исследования Горбуновского торфяника, в котором принимали участие краеведы и члены местных научных обществ, именуют краеведческим, а в 1926 г. начался второй, так называемый «гимовский» этап. На протяжении нескольких десятилетий Государственный исторический музей (ГИМ) регулярно организовывал археологические экспедиции для планомерных полевых и научных работ.

Археологи установили, что когда-то на месте Горбуновского торфяника было озеро, на берегах которого находилось более 30 стоянок и поселений. Древнейшие из последних относятся к 12 тыс. до н. э. Хотя со временем озеро заболотилось, люди с его берегов не ушли. Археологи обнаружили следы деревянных настилов 3–2 тыс. до н. э., по которым можно было пройти из одного поселения в другое. Именно к этому периоду относятся вещи из Горбуновского клада. Заболоченность озера способствовала их сохранности: находясь в сырой среде, куда не проникал воздух, дерево почти не разрушалось. Всего в Горбуновском торфянике были найдены 5 идолов и более 30 фигурок животных и птиц.

В настоящее время Горбуновский клад знаменит на весь мир как уникальный памятник эпох палеолита и бронзы Урала. Вещи из него хранятся не только в ГИМе, но и в других музеях России.

Литература:

Жилин М.Г., Савченко С.Н., Косинская Л.Л., Сериков Ю.Б., Косинцев П.А., Александровский А.Л., Лаптева Е.Г., Корона О.М. Мезолитические памятники Горбуновского торфяника. М., 2020. 368 с.

Чаиркина Н.М. Археологическое исследование стоянки VI Разрез Горбуновского торфяника в 2007 г. // Древности Горбуновского торфяника. Охранные археологические исследования на Среднем Урале. Вып. 6. Екатеринбург, 2010. С. 140–164.