На представленной иконе святая Варвара изображена с Чашей в правой руке и мечом в левой. В иконографической традиции нередко атрибутом святого становится орудие его казни или пыток. Великомученица была обезглавлена, поэтому меч является одним из основных ее атрибутов. Изображение Святого Потира связано с легендой о кончине святой Варвары. По приданию перед казнью девушка молила Бога, чтобы все, кто будут, вспоминая ее мученичество, просить ее помощи, были избавлены от внезапной смерти без исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Господь принял просьбу мученицы, и она услышала голос, обещающий ей это. Поэтому на иконах она изображается с Чашей. Великомученице Варваре молятся о том, чтобы не лишиться Святого Причастия в день кончины.
Образ великомученицы Варвары — излюбленный сюжет Киевских паломнических реликвий. Икона была, вероятно, изготовлена для нужд одного из древнейших монастырей Киева — Михайловского Златоверхого, главной святыней которого были мощи святой великомученицы Варвары Илиополийской. По приданию мощи святой были привезены из Константинополя в Киев первой женой князя Святополка Изъяславича Варварой. Вот что об этом пишет историк Н. М. Сементовский:
«Царевне Варваре даны были мощи Великомученицы в приданное, при выходе ея в супружество за В.[великого] К.[князя] Киевскаго. Это происходило в конце XI столетия… между 1065-1075годами… Святыя мощи Великомученицы Варвары… покоились в кипарисном гробе… в Златоверхой Михайловской обители до нашествия на Киев Батыя. Во дни же владычества этого хана святые мощи сохранены были церковными иноками в той же церкви, под ступенями каменного столба, поддерживающаго хоры. После нашествия, святыя мощи вынуты были из под столба и в той же церкви открыто положены в прежнем кипарисном гробе… В 1710 году открылась сильная смертная болезнь не только в Киеве, но и в окрестных городах и селах… во многих местах совершенно не стало жителей. Одной только Михайловской Златоверхой обители… не коснулась губительная язва… не взирая на то, что святая обитель была отворена для всех притекавших на полонение святым мощам. То же самое повторилось в 1770, 1830, 1848, 1853 и в 1855 годах, когда свирепствовала губительная холера».
До середины 30-х годов XX столетия мощи святой Варвары берегли древнюю обитель. После уничтожения Михайловской церкви святыня была передана в Киево-Печерский музей-заповедник, а в начале 1960-х годов положены в Киевский Владимирский собор, где и покоятся поныне.
Судя по владельческой надписи, икона была прислана из Киева в дар Екатерине Прокофьевне Соковниной (25.02.1809 г. — 26.03.1828 г.), которой, на то время, было меньше года. Она была дочерью надворного советника Прокофия Федоровича Соковнина и княгини Софьи Васильевны Хованской. Потеряв мать в три года, а отца в 10 лет, осталась со своей сестрой Софией на попечение дяди — порутчика Иркутского гусарского полка Сергея Федоровича Соковнина. Екатерина Прокофьевна Соковнина умерла в 19 лет, похоронена в Спасо-Андрониковом (Спасо-Андрониковском) монастыре.