По преданию, в начале времен Бог сотворил ангелов. Во главе их стоял Денница – самый сильный, умный и красивый ангел. Возгордившись, Денница перестал служить Божией воле и стал подстрекать других ангелов к бунту против Создателя. Тогда один из них громко провозгласил на древнееврейском: «Ми ка Эль?», что означало: «Кто как Бог?». И с сохранившими верность Богу ангелами сразился с Денницей, который впоследствии стал именоваться дьяволом, свергнув его с небес на землю. С тех пор архистратиг Михаил возглавляет святое воинство небесное.
Архангел Михаил изображается юношей с утонченными и прекрасными чертами лица, с огненным мечом в руке, стоящим на облаках и с крыльями за спиной, как символ полета и скорости вестника Божьей воли. Считается, что Михаил – страж дверей Рая, поэтому иконы с его изображением часто помещали на северных дверях иконостасов. Небесный воин оберегает сакральное пространство алтаря. Так, в Покровском соборе иконы с образом архангела Михаила – это алтарные двери иконостасов в церквах Трех Патриархов Константинопольских (XIX в.), святых мучеников Киприана и Иустины (XVIII в.), Святой Живоначальной Торицы (XVI в.) и Василия Блаженного (XIX в). С конца XVII в. парящий на облаке Архистратиг Михаил изображается в одеждах римского воина. Он облачен в хитон, поверх которого надет металлический доспех, ноги покрывают «ноговицы» и высокие сапоги «компаги». За плечами развевается короткий красный воинский плащ.
На алтарной двери иконостаса в церкви Живоначальной Троицы и в составе деисусного чина мы видим другой иконографический тип архангела Михаила. Здесь он изображен в далматике (тип византийской придворной одежды), плечи покрывает гиматий, голову украшает лента, концы которой – тороки (символ высшего слуха) свободно развеваются; в руке Михаил держит прозрачную сферу – зерцало, заключающее в себе монограмму Христа. На этих иконах архангел Михаил уже не грозный воин; мягкие, спокойные черты лица погружены в созерцательность и молитву.
Деисус переводится с греческого языка, как моление, и в деисусном ряду мы видим Богородицу, архангелов и апостолов, предстоящих Царю Небесному в молитве за судьбы мира. Иконы церкви Живоначальной Троицы написаны в XVI веке, они современники Покровского собора. Тихому умиротворению образов этого времени характерны глубокая духовная сосредоточенность и погружение в молитву.
С именем архангела Михаила связано множество чудес. Он помог Иисусу Навину сокрушить Иерихон, поразил осквернителя храма – полководца Иллиодора, который пытался вынести из Иерусалимского храма сокровища, но поражен был страхом силы Божией:
«Ибо явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Иллиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось имел золотое всеоружие».
Архистратиг Михаил особо любим и почитаем в России. Ему посвящено множество храмов и самый известный из них находится недалеко от Покровского собора – Архангельский собор Московского Кремля. Другой, не сохранившейся до наших дней Кремлёвской святыней, прославляющей имя этого святого, был знаменитый монастырь во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех.
Наличие многочисленных икон архангела Михаила в Покровском соборе не вызывает удивления: достаточно вспомнить, что этот храм – памятник военной победе, одержанной при заступничестве небесного воинства.
«Взбранный Небесных сил воеводо и рода человеческого заступниче»,
– так начинается акафист святому архангелу Михаилу – бесстрашному воину и защитнику церкви, покровительствующего военным и предстоящим у престола Божиего за весь род человеческий.