«Ми ка Эль?» — Блог Исторического музея

«Ми ка Эль?»

По преданию, в начале времен Бог сотворил ангелов. Во главе их стоял Денница – самый сильный, умный и красивый ангел. Возгордившись, Денница перестал служить Божией воле и стал подстрекать других ангелов к бунту против Создателя. Тогда один из них громко провозгласил на древнееврейском: «Ми ка Эль?», что означало: «Кто как Бог?». И с сохранившими верность Богу ангелами сразился с Денницей, который впоследствии стал именоваться дьяволом, свергнув его с небес на землю. С тех пор архистратиг Михаил возглавляет святое воинство небесное.

Северная дверь иконостаса церкви святых Киприана и Иустины
Северная дверь иконостаса церкви святых Киприана и Иустины

Архангел Михаил изображается юношей с утонченными и прекрасными чертами лица, с огненным мечом в руке, стоящим на облаках и с крыльями за спиной, как символ полета и скорости вестника Божьей воли.  Считается, что Михаил – страж дверей Рая, поэтому иконы с его изображением часто помещали на северных дверях иконостасов. Небесный воин оберегает сакральное пространство алтаря. Так, в Покровском соборе иконы с образом архангела Михаила – это алтарные двери иконостасов в церквах Трех Патриархов Константинопольских (XIX в.), святых мучеников Киприана и Иустины (XVIII в.), Святой Живоначальной Торицы (XVI в.) и Василия Блаженного (XIX в). С конца XVII в. парящий на облаке Архистратиг Михаил изображается в одеждах римского воина. Он облачен в хитон, поверх которого надет металлический доспех, ноги покрывают «ноговицы» и высокие сапоги «компаги». За плечами развевается короткий красный воинский плащ.

Икона «Архангел Михаил». Деисусный ряд иконостаса церкви Святой Живоначальной Троицы
Икона «Архангел Михаил». Деисусный ряд иконостаса церкви Святой Живоначальной Троицы

На алтарной двери иконостаса в церкви Живоначальной Троицы и в составе деисусного чина мы видим другой иконографический тип архангела Михаила. Здесь он изображен в далматике (тип византийской придворной одежды), плечи покрывает гиматий, голову украшает лента, концы которой – тороки (символ высшего слуха) свободно развеваются; в руке Михаил держит прозрачную сферу – зерцало, заключающее в себе монограмму Христа. На этих иконах архангел Михаил уже не грозный воин; мягкие, спокойные черты лица погружены в созерцательность и молитву.

Икона «Архангел Михаил». Деисусный ряд иконостаса церкви Григория Армянского
Икона «Архангел Михаил». Деисусный ряд иконостаса церкви Григория Армянского

Деисус переводится с греческого языка, как моление, и в деисусном ряду мы видим Богородицу, архангелов и апостолов, предстоящих Царю Небесному в молитве за судьбы мира. Иконы церкви Живоначальной Троицы написаны в XVI веке, они современники Покровского собора. Тихому умиротворению образов этого времени характерны глубокая духовная сосредоточенность и погружение в молитву.

Икона «Чудо архангела Михаила в Хонех». Икона из иконостаса церкви Святой Живончальной Троицы. XVI в.
Икона «Чудо архангела Михаила в Хонех». Икона из иконостаса церкви Святой Живончальной Троицы. XVI в.

С именем архангела Михаила связано множество чудес. Он помог Иисусу Навину сокрушить Иерихон, поразил осквернителя храма –  полководца Иллиодора, который пытался вынести из Иерусалимского храма сокровища, но поражен был страхом силы Божией:

«Ибо явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Иллиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось имел золотое всеоружие».

Архистратиг Михаил особо любим и почитаем в России. Ему посвящено множество храмов и самый известный из них находится недалеко от Покровского собора – Архангельский собор Московского Кремля. Другой, не сохранившейся до наших дней Кремлёвской святыней, прославляющей имя этого святого, был знаменитый монастырь во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех.

Наличие многочисленных икон архангела Михаила в Покровском соборе не вызывает удивления: достаточно вспомнить, что этот храм – памятник военной победе, одержанной при заступничестве небесного воинства.

«Взбранный Небесных сил воеводо и рода человеческого заступниче»,

– так начинается акафист святому архангелу Михаилу – бесстрашному воину и защитнику церкви, покровительствующего военным и предстоящим у престола Божиего за весь род человеческий.