Первое материальное воплощение Слова Божьего, известное как Скрижали Завета, хранились в специальном приспособлении «киботосе», которое в переводе с греческого означает «ящик» или «ковчег». Именно «киботос» или Кивот используется в Библии как название для хранилища первых библейских заповедей – Ковчега Завета.
В православной традиции киот – специальный ковчег для хранения икон. В христианстве восприятие иконы как святыни, как образа божественного мира и его реального присутствия на земле, породило необходимость создания для нее определенного охраняемого сакрального (священного) пространства. Согласно византийским канонам, чудотворный образ не должен был быть видимым для всех, где и когда пожелают. В русских храмах, как отмечает Стерлигова, до начала богослужения молельные иконы находились в закрытых киотах или под покровами. Традиция открытия икон лишь на время молитвы в домашней жизни сохранялась вплоть до XX века. В Очерках по церковной этнографии читаем:
«В богатую божницу вставлялись стеклянные дверцы со шторками…, которые открывались при молитве…».
Киот не только защитная оболочка иконы, это для нее еще и храм в миниатюре. Он является целостным произведением и не может существовать отдельно от образа, оказывая определенное воздействие на человека. Это воздействие формируется благодаря различным художественным особенностям предмета, поэтому такое большое значение придается его декоративному убранству. В своей статье «Храмовое действо как синтез искусств» Павел Флоренский пишет об уборе иконы – «…все это, в свойственных иконе условиях, живет вовсе не как пикантная экзотичность, а как необходимый, безусловно неустранимый, единственный способ выразить духовное содержание иконы, т.е. как единство стиля и содержания, или иначе — как подлинная художественность».
Декор киотов имеет глубокое символическое значение. Так часто в резной убор рамы киота наряду с элементами растительного характера включены символические изображения. Среди них – голубь как олицетворение Святого духа, гирлянда из роз – отображает идею небесного блаженства, телесную и духовную чистоту и является символом Богородицы.
По месту использования все киоты можно подразделить на храмовые, домашние, уличные и дорожные, традиционно называемые кузова-киоты. По особенностям размещения – на настенные или подвесные, напольные, аналойные, настольные и угловые. При этом киот может быть на одну или на несколько икон. Изредка встречаются киоты с наклонной столешницей, что подразумевает под собой возможность их использование еще и как аналоя.
Подобные предметы вы можете видеть и в коллекции церковного искусства Отдела дерева и мебели Исторического музея.