Киоты из собрания Исторического музея

Первое материальное воплощение Слова Божьего, известное как Скрижали Завета, хранились в специальном приспособлении «киботосе», которое в переводе с греческого означает «ящик» или «ковчег». Именно «киботос» или Кивот используется в Библии как название для хранилища первых библейских заповедей – Ковчега Завета.

Рама - киотик Россия. XIX век Дерево, резьба, окраска 49х4,5х6 см
Рама — киотик
Россия. XIX век
Дерево, резьба, окраска
49х4,5х6 см

В православной традиции киот – специальный ковчег для хранения икон. В христианстве восприятие иконы как святыни, как образа божественного мира и его реального присутствия на земле, породило необходимость создания для нее определенного охраняемого сакрального (священного) пространства. Согласно византийским канонам, чудотворный образ не должен был быть видимым для всех, где и когда пожелают. В русских храмах, как отмечает Стерлигова, до начала богослужения молельные иконы находились в закрытых киотах или под покровами. Традиция открытия икон лишь на время молитвы в домашней жизни сохранялась вплоть до XX века. В Очерках по церковной этнографии читаем:

«В богатую божницу вставлялись стеклянные дверцы со шторками…, которые открывались при молитве…».

Киот, первая половина XVIII в.
Киот, первая половина XVIII в.

Киот  не только защитная оболочка иконы, это для нее еще и храм в миниатюре. Он является целостным произведением и не может существовать отдельно от образа, оказывая определенное воздействие на человека. Это воздействие формируется благодаря различным художественным особенностям предмета, поэтому такое большое значение придается его декоративному убранству. В своей статье «Храмовое действо как синтез искусств» Павел Флоренский пишет об уборе иконы – «…все это, в свойственных иконе условиях, живет вовсе не как пикантная экзотичность, а как необходимый, безусловно неустранимый, единственный способ выразить духовное содержание иконы, т.е. как единство стиля и содержания, или иначе — как подлинная художественность».

Рама. XVII в.
Рама. XVII в.

Декор киотов имеет глубокое символическое значение. Так часто в резной убор рамы  киота наряду с элементами растительного характера включены символические изображения. Среди них – голубь как олицетворение Святого духа, гирлянда из роз – отображает идею небесного блаженства, телесную и духовную чистоту и является символом Богородицы.

По месту использования все киоты можно подразделить на храмовые, домашние, уличные и дорожные, традиционно называемые  кузова-киоты. По особенностям размещения  – на настенные или подвесные, напольные, аналойные, настольные и угловые. При этом киот может быть на одну или на несколько икон. Изредка встречаются киоты с наклонной столешницей, что подразумевает под собой возможность их использование еще и как аналоя.

Подобные предметы вы можете видеть и в  коллекции церковного искусства Отдела дерева и мебели Исторического музея.