Светозарная живопись: цветовая палитра русских икон — Блог Исторического музея

Светозарная живопись: цветовая палитра русских икон

Икона является окном в духовный мир – мир, простирающийся за пределами земного бытия, где свет и цвет играют важную роль и несут особую смысловую нагрузку. Зачастую в храме мы видим темные доски, оттого иконы кажутся мрачными и непонятными. В умелых руках реставраторов такие иконы, очищенные от копоти и застаревших слоев олифы, начинают светиться неземным светом и поражать многообразием красок.

Древнерусские мастера учились иконописи у византийцев. Вместе с композицией из Византии была заимствована символика цвета, который не мог быть случайным. На Руси цветовая гамма была частично переосмыслена и дополнена.

Икона «Спас на престоле». Конец XIX в.Из местного ряда иконостаса церкви Василия Блаженного
Икона «Спас на престоле». Конец XIX в. Из местного ряда иконостаса церкви Василия Блаженного

Иконы часто пишут на золотом фоне. Золото на них – не цвет, а свет, представление Божественного присутствия, благодати и рая. Золотом пишут нимбы святых, ассистом (золотыми штрихами) прописывают одеяния Богородицы, Спасителя и архангелов. Свет в храме, идущий от лампады или свечи, создавал особое свечение золотых образов. Таковы иконы, написанные в конце XIX в. Осипом Чириковым для иконостаса церкви Василия Блаженного Покровского собора. Тонкая резьба по золоченому левкасу на фоне создает впечатление драгоценного оклада.

Икона «Преображение Господне». XVI в. Из праздничного ряда иконостаса церкви Григория Армянского
Икона «Преображение Господне». XVI в.
Из праздничного ряда иконостаса церкви Григория Армянского

Сюжеты «Преображение Господне» и «Воскрешение Христово» являют Христа в ослепительно белых одеждах. Иконописец, создавший икону XVI в. из праздничного ряда иконостаса церкви Григория Армянского, намеренно использовал темные цвета для передачи фона, скал и одеяний. Исключение составляет лишь одежда апостола Иакова. Белый цвет символизирует чистоту и невинность, сияние Божественной Славы. Напротив, красный цвет – цвет жертвы Иисуса Христа и пролитой крови христианских мучеников. Темно-красный хитон, цвет земли, для которого получали смешиванием красной и коричневой красок, говорит о человеческой природе Христа. Характерный для византийской иконописной традиции пурпур – цвет царского величия и высшей власти – использовали для написания одежд Бога Отца.

Икона Божией Матери Знамение со святыми на полях. Конец XVII в. Восточный фасад Покровского собора
Икона Божией Матери Знамение со святыми на полях. Конец XVII в.
Восточный фасад Покровского собора

На иконе Божией Матери Знамение мы видим сферу на груди у Богородицы, в которую заключен образ Спаса-Эммануила. Красное одеяние Девы Марии, даровавшей жизнь Спасителю мира, символически несет в себе ее высшее предназначение как пречистого Сосуда. В Покровском соборе этот извод Богородичных икон входит в состав иконостасов, представлен он и в настенной росписи. Одна из самых впечатляющих икон конца XVII в. находится на фасадной стене с восточной стороны собора.

Роспись свода северного крыльца Покрвоского собора. Первая половина XVIII в.
Роспись свода северного крыльца Покрвоского собора. Первая половина XVIII в.

Цветом Пречистой Девы считается также прозрачный и чистый голубой. Храмы, посвященные Богородице, наполнены небесной синевой и звездами. Синий и голубой цвета являют собой бесконечность неба, воздух. Не случайно свод самого парадного крыльца Покровского собора – Богородичного храма – покрыт восьмиконечными звездами на небесно-голубом фоне. Это роспись датируется первой половиной XVIII в.

Икона «Рождество Христово». Конец XIX в. Из местного ряда иконостаса церкви Василия Блаженного
Икона «Рождество Христово». Конец XIX в.
Из местного ряда иконостаса церкви Василия Блаженного

Зеленый – цвет весны, пробуждения, победы жизни над смертью. Так, на иконе «Рождество Христово» мы видим много проступающей зелени. Зеленые ростки на иконе из иконостаса церкви Василия Блаженного гармонично сочетаются с таким же цветом одежд других персонажей иконы.

Икона «Воскресение Христово (Сошествие во ад)». XVI в. Из праздничного ряда иконостаса церкви Григория Армянского
Икона «Воскресение Христово (Сошествие во ад)». XVI в.
Из праздничного ряда иконостаса церкви Григория Армянского

Коричневый цвет напоминание о бренности человеческой природы. Черным цветом обозначают ад, удаленность от неба. На иконе «Воскресение» или «Сошествие во ад» из праздничного ряда иконостаса церкви Григория Армянского преисподняя изображается в виде пропасти, которая разверзлась под ногами Спасителя. На черном фоне изображены замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению. Черный цвет присутствует и на иконе «Распятие»: под голгофским крестом на черном фоне изображена глава Адама – первого согрешившего человека, грех которого своею кровь искупил Иисус. Этот же цвет символизирует так называемую «ритуальную смерть» – монашеский подвиг, связанный со смирением и отречением от земного.

Несмотря на богатство цветовой гаммы русских образов, есть цвета, которые принципиально не используют иконописцы. Один из них – серый. Этот цвет получается при смешивании черного и белого и, соответственно, символизирует смешение добра и зла, порождая двусмысленность, недопустимую в православной иконописи. Икона – это сложное произведение, которое создается по строгому канону, а иконописец, не отступая от утвержденного веками правила, где цвет и свет выступает в роли языка, так хорошо понятного верующим, передает при помощи палитры величие горнего мира.