Икона является окном в духовный мир – мир, простирающийся за пределами земного бытия, где свет и цвет играют важную роль и несут особую смысловую нагрузку. Зачастую в храме мы видим темные доски, оттого иконы кажутся мрачными и непонятными. В умелых руках реставраторов такие иконы, очищенные от копоти и застаревших слоев олифы, начинают светиться неземным светом и поражать многообразием красок.
Древнерусские мастера учились иконописи у византийцев. Вместе с композицией из Византии была заимствована символика цвета, который не мог быть случайным. На Руси цветовая гамма была частично переосмыслена и дополнена.
Иконы часто пишут на золотом фоне. Золото на них – не цвет, а свет, представление Божественного присутствия, благодати и рая. Золотом пишут нимбы святых, ассистом (золотыми штрихами) прописывают одеяния Богородицы, Спасителя и архангелов. Свет в храме, идущий от лампады или свечи, создавал особое свечение золотых образов. Таковы иконы, написанные в конце XIX в. Осипом Чириковым для иконостаса церкви Василия Блаженного Покровского собора. Тонкая резьба по золоченому левкасу на фоне создает впечатление драгоценного оклада.
Сюжеты «Преображение Господне» и «Воскрешение Христово» являют Христа в ослепительно белых одеждах. Иконописец, создавший икону XVI в. из праздничного ряда иконостаса церкви Григория Армянского, намеренно использовал темные цвета для передачи фона, скал и одеяний. Исключение составляет лишь одежда апостола Иакова. Белый цвет символизирует чистоту и невинность, сияние Божественной Славы. Напротив, красный цвет – цвет жертвы Иисуса Христа и пролитой крови христианских мучеников. Темно-красный хитон, цвет земли, для которого получали смешиванием красной и коричневой красок, говорит о человеческой природе Христа. Характерный для византийской иконописной традиции пурпур – цвет царского величия и высшей власти – использовали для написания одежд Бога Отца.
На иконе Божией Матери Знамение мы видим сферу на груди у Богородицы, в которую заключен образ Спаса-Эммануила. Красное одеяние Девы Марии, даровавшей жизнь Спасителю мира, символически несет в себе ее высшее предназначение как пречистого Сосуда. В Покровском соборе этот извод Богородичных икон входит в состав иконостасов, представлен он и в настенной росписи. Одна из самых впечатляющих икон конца XVII в. находится на фасадной стене с восточной стороны собора.
Цветом Пречистой Девы считается также прозрачный и чистый голубой. Храмы, посвященные Богородице, наполнены небесной синевой и звездами. Синий и голубой цвета являют собой бесконечность неба, воздух. Не случайно свод самого парадного крыльца Покровского собора – Богородичного храма – покрыт восьмиконечными звездами на небесно-голубом фоне. Это роспись датируется первой половиной XVIII в.
Зеленый – цвет весны, пробуждения, победы жизни над смертью. Так, на иконе «Рождество Христово» мы видим много проступающей зелени. Зеленые ростки на иконе из иконостаса церкви Василия Блаженного гармонично сочетаются с таким же цветом одежд других персонажей иконы.
Коричневый цвет напоминание о бренности человеческой природы. Черным цветом обозначают ад, удаленность от неба. На иконе «Воскресение» или «Сошествие во ад» из праздничного ряда иконостаса церкви Григория Армянского преисподняя изображается в виде пропасти, которая разверзлась под ногами Спасителя. На черном фоне изображены замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению. Черный цвет присутствует и на иконе «Распятие»: под голгофским крестом на черном фоне изображена глава Адама – первого согрешившего человека, грех которого своею кровь искупил Иисус. Этот же цвет символизирует так называемую «ритуальную смерть» – монашеский подвиг, связанный со смирением и отречением от земного.
Несмотря на богатство цветовой гаммы русских образов, есть цвета, которые принципиально не используют иконописцы. Один из них – серый. Этот цвет получается при смешивании черного и белого и, соответственно, символизирует смешение добра и зла, порождая двусмысленность, недопустимую в православной иконописи. Икона – это сложное произведение, которое создается по строгому канону, а иконописец, не отступая от утвержденного веками правила, где цвет и свет выступает в роли языка, так хорошо понятного верующим, передает при помощи палитры величие горнего мира.