Триста шестьдесят лет назад, или Один год из жизни мастера — Блог Исторического музея

Триста шестьдесят лет назад, или Один год из жизни мастера

«Словарь русских иконописцев XI–XVII вв.» сообщает, что самый известный художник второй половины XVII столетия Симон Ушаков в мае и июне 1660 г. принимал участие в росписи интерьеров Архангельского собора Московского Кремля. Затем, в июле и августе того же года в Кремле «знаменщик и иконник Симон Ушаков был в начале и в досмотре над мастерами, которые по указу великого государя и по наряду из Оружейной палаты, починивали стенным письмом соборную церковь Пречистыя Богородицы Успенского собора». Работы касались росписей, украшающих восточную (алтарную) и северную стены храма. Кроме этого, лично Ушаков «починивал» хранившуюся в Успенском соборе чудотворную икону Богоматери, написанную митрополитом Петром («Богоматерь Петровскую»).

Одновременно с этим в течение июля и августа он возглавлял работы по украшению росписью царских врат для церкви преподобномученицы Евдокии, расположенной во дворце Алексея Михайловича, а уже осенью реставрировал икону Богоматери Барловской в Благовещенском соборе Кремля.

В том же году Симон Ушаков сочинил рисунки травных украшений для деревянной скамьи; по собственным эскизам написал драгунские знамена; реставрировал и покрыл олифой икону Спаса Нерукотворного в бархатном киоте со створами из придворной церкви преподобномученицы Евдокии; написал киотные створы с изображениями Афанасия Афонского и архангела Гавриила; для царевны Ирины Михайловны написал на кипарисовой доске икону Знамения Божией Матери.

Наконец, самое интересное: именно Симон Ушаков в сентябре 1660 г. руководил иконописными работами в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Возглавляемая им артель из одиннадцати кормовых иконописцев (шесть мастеров первой статьи, один – второй и четверо – третьей) в течение месяца приводила в порядок иконостас центральной церкви собора. Кормовые иконописцы получали казенное содержание – «корм» – только во время работы над конкретным заказом; иконописцы, получавшие из казны помимо вознаграждения за работу еще и постоянное жалованье, назывались «жалованными».

За время работы артели в соборе были «починены» царские врата и пять икон местного ряда в иконостасе Покровской церкви. Вероятно, ввиду плохой сохранности еще две иконы – местный образ Спаса и «северная дверь» – были написаны заново. Как правило, на двери, ведущей в северную часть алтаря – жертвенник – изображали Стефана первомученика, святого Лаврентия, архангелов Михаила и Гавриила, пророков Моисея и Аарона, реже – других святых или иные сюжеты. Что было изображено на двери в иконостасе Покровской церкви не уточняется.

Иконостас центральной церкви Покрова, перенесенный из Московского Кремля. XVIII в.
Иконостас центральной церкви Покрова, перенесенный из Московского Кремля. XVIII в.

К сожалению, иконостас, поновленный артелью Ушакова, не сохранился до наших дней. На его месте сейчас находится барочный иконостас XVIII в., перенесенный в 1772 году из Московского Кремля. Его предшественник, в свою очередь, был за ветхостью разобран и продан в село Свистуху Тверской губернии. Уже в советское время из этого села в собор вернулись две иконы XVI в., которые, как считают специалисты, входили в состав первоначального иконостаса Покровской церкви: «Святой Василий Великий» и «Святой Иоанн Златоуст».

Икона «Святой Василий Великий». XVI в.
Икона «Святой Василий Великий». XVI в.
Икона «Святой Иоанн Златоуст». XVI в.
Икона «Святой Иоанн Златоуст». XVI в.

Таким образом, скупые строки архивных документов сегодня позволяют нам, во-первых, оценить масштабы, разнообразие и степень сохранности творческого наследия Симона Ушакова, а во-вторых, представить себе, как ненадолго пересеклись во времени судьбы одного из самых известных памятников древнерусской архитектуры и одного из самых известных древнерусских художников.