«Словарь русских иконописцев XI–XVII вв.» сообщает, что самый известный художник второй половины XVII столетия Симон Ушаков в мае и июне 1660 г. принимал участие в росписи интерьеров Архангельского собора Московского Кремля. Затем, в июле и августе того же года в Кремле «знаменщик и иконник Симон Ушаков был в начале и в досмотре над мастерами, которые по указу великого государя и по наряду из Оружейной палаты, починивали стенным письмом соборную церковь Пречистыя Богородицы Успенского собора». Работы касались росписей, украшающих восточную (алтарную) и северную стены храма. Кроме этого, лично Ушаков «починивал» хранившуюся в Успенском соборе чудотворную икону Богоматери, написанную митрополитом Петром («Богоматерь Петровскую»).
Одновременно с этим в течение июля и августа он возглавлял работы по украшению росписью царских врат для церкви преподобномученицы Евдокии, расположенной во дворце Алексея Михайловича, а уже осенью реставрировал икону Богоматери Барловской в Благовещенском соборе Кремля.
В том же году Симон Ушаков сочинил рисунки травных украшений для деревянной скамьи; по собственным эскизам написал драгунские знамена; реставрировал и покрыл олифой икону Спаса Нерукотворного в бархатном киоте со створами из придворной церкви преподобномученицы Евдокии; написал киотные створы с изображениями Афанасия Афонского и архангела Гавриила; для царевны Ирины Михайловны написал на кипарисовой доске икону Знамения Божией Матери.
Наконец, самое интересное: именно Симон Ушаков в сентябре 1660 г. руководил иконописными работами в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Возглавляемая им артель из одиннадцати кормовых иконописцев (шесть мастеров первой статьи, один – второй и четверо – третьей) в течение месяца приводила в порядок иконостас центральной церкви собора. Кормовые иконописцы получали казенное содержание – «корм» – только во время работы над конкретным заказом; иконописцы, получавшие из казны помимо вознаграждения за работу еще и постоянное жалованье, назывались «жалованными».
За время работы артели в соборе были «починены» царские врата и пять икон местного ряда в иконостасе Покровской церкви. Вероятно, ввиду плохой сохранности еще две иконы – местный образ Спаса и «северная дверь» – были написаны заново. Как правило, на двери, ведущей в северную часть алтаря – жертвенник – изображали Стефана первомученика, святого Лаврентия, архангелов Михаила и Гавриила, пророков Моисея и Аарона, реже – других святых или иные сюжеты. Что было изображено на двери в иконостасе Покровской церкви не уточняется.
К сожалению, иконостас, поновленный артелью Ушакова, не сохранился до наших дней. На его месте сейчас находится барочный иконостас XVIII в., перенесенный в 1772 году из Московского Кремля. Его предшественник, в свою очередь, был за ветхостью разобран и продан в село Свистуху Тверской губернии. Уже в советское время из этого села в собор вернулись две иконы XVI в., которые, как считают специалисты, входили в состав первоначального иконостаса Покровской церкви: «Святой Василий Великий» и «Святой Иоанн Златоуст».
Таким образом, скупые строки архивных документов сегодня позволяют нам, во-первых, оценить масштабы, разнообразие и степень сохранности творческого наследия Симона Ушакова, а во-вторых, представить себе, как ненадолго пересеклись во времени судьбы одного из самых известных памятников древнерусской архитектуры и одного из самых известных древнерусских художников.