170 лет назад, 27 (15) ноября 1850 года родилась Елена Дмитриевна Поленова — художница, график, иллюстратор, сестра художника Василия Дмитриевича Поленова.
Елена Дмитриевна родилась в Санкт-Петербурге, в семье чиновника особых поручений при государственном канцлере, статского советника Дмитрия Васильевича Поленова и его жены Марии Алексеевны, урождённой Воейковой. Все члены семьи и по отцовской и по материнской линии так или иначе были связаны с научным или художественным миром. В детстве Поленова подолгу жила в родовом имении Имоченцы Олонецкой губернии, среди карельской природы, а также в родовой усадьбе Ольшанка Тамбовской губернии.
Как и все дети в семье Поленовых, Елена с юных лет приобщалась к искусству. Мать, Мария Алексеевна Поленова, будучи художницей-любительницей и детской писательницей, дала детям первые уроки рисования. В 1859 году в семью в качестве учителя рисования был приглашен студент Академии Художеств Павел Петрович Чистяков. Он давал уроки два раза в неделю: обучал рисунку Василия, Веру, Алексея и самую младшую — девятилетнюю Елену.
Девочка рано проявила художественное дарование, но не могла стать студенткой Академии художеств, как её старший брат Василий, так как в те годы женщины к учёбе в высших учебных заведениях не допускались. Поэтому формального высшего художественного образования Елена Дмитриевна не получила. Но в 14 лет она поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств (ОПХ), где её наставником был сам И. Н. Крамской. Однако своим главным учителем Поленова всю жизнь называла П. П. Чистякова.
Поленова совершила несколько поездок во Францию в 1869—1870 гг., где посещала частную школу-студию Шарля Шаплена в Париже. По возвращении в Россию она сначала занималась в частной мастерской П. П. Чистякова (1870—1877), а потом снова в Школе Общества поощрения художеств (1878—1880) одновременно в двух классах: акварельном и керамическом.
Увлечение керамикой дало прекрасные результаты. На экзаменах Елена Поленова была удостоена серебряных медалей (золотых в школе при ОПХ не давали). В качестве поощрения ей было предложено поехать на стажировку в Париж. Для того времени пенсионерство женщин-художниц — случай исключительный.
«Какой скандал, Вася, — писала она брату, — меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.».
В Париже Елена Дмитриевна освоила различные керамические техники, занимаясь в мастерских известных французских керамистов Ж.-Т. Дека и Л.-Э. Зиферта и в Парижской керамической мастерской русских художников, которой руководил Е. А. Егоров.
Вернувшись в Петербург, в 1881—1882 годах Поленова около года преподавала живопись по фарфору и фаянсу в созданном ею классе майолики в ОПХ. С 1882 года она жила преимущественно в Москве.
Кроме художественного образования, Поленова получила звание домашней учительницы по истории, окончив Высшие женские курсы в Петербурге.
В собрании Исторического музея хранится несколько предметов работы Поленовой — декоративные тарелки, столик, а также книжные иллюстрации. Елена Дмитриевна была мастером декоративного дизайна, одной из первых художников-иллюстраторов детской книги в России и одной из основоположников стиля модерн в русском искусстве.