В археологической коллекции ГИМ есть целый ряд вещей, которые не были обнаружены учёными в ходе раскопок, а которые стали случайными находками. Но эти памятники не утратили своей значимости поскольку их форма и типология могут многое рассказать об истории их бытования. Примером одного из таких памятников служит небольшой скульптурный бронзовый алтарь, представленный в экспозиции зала № 7 Исторического музея.
Алтарь был случайно обнаружен в районе села Батени на левом берегу Енисея в Минусинском округе во второй половине XIX в. и попал в Исторический музей из собрания Румянцевского музея. Алтарь представляет собой медный столик, на котором находятся 5 фигур различного размера. В центре располагается фигура мужчины, одежда которого лишена украшений. Его голова увенчана диадемой, а за спиной виден большой каплевидный нимб. Такая иконография характерна для Будды Амитабхи.
Будда — человек, испытавший опыт просветления, в результате которого ему открылась истинная реальность. По мнению многих учёных, перед нами именно Будда Амитабха, поскольку только он изображался с диадемой.
По бокам от Будды симметрично располагаются две фигуры. Они облачены в изящные одежды, на них также можно видеть большое количество украшений: ожерелья, диадемы, драгоценные пояса и т. д. Это изображения Бодхисаттв — лиц, вставших на путь просветления и помогавших другим существам выйти из круга реинкарнаций и страданий. Надетые массивные украшения служат отличительными признаками этих персонажей буддийского пантеона.
У правой фигуры в левой руке кувшин, что по буддийской иконографии можно предположительно связать с символом Бодхисаттвы Авалокитешвары, поскольку именно его часто изображают с кувшином. Он поклялся выслушать молитвы всех страдающих существ, вставших на путь буддизма, и помочь им достичь нирваны, состояния освобождения от страданий.
Другой Бодхисаттва в левой руке держит сосуд для благовоний. Ряд исследователей его идентифицирует как Бодхисаттву Махастхамапрапту, олицетворяющего силу мудрости.
Бодхисаттвы также украшены каплевидными нимбами. Все изображённые держат правую руку раскрытой ладонью, обращённой к зрителю, что символизирует жест абхая-мудра, означающий защиту и избавление от страха. Левая рука Будды показана в жесте дарения — варада-мудра (ладонь открыта, а концы сомкнутых пальцев опущены вниз).
На переднем плане расположена меньшая по размеру фигура держащегося за рукоять меча воина. Это изображение дварапала — стража, охранителя веры и защитника святилищ. Такие стражи часто стояли у ворот храмов, иногда принимая облик не только вооружённых воинов, но и страшных демонов.
Перед дварапалом на краю алтаря сидит смотрящий на него лев. Будда часто изображался среди львов в человеческом облике, такие композиции называются львиными тронами.
Алтарь же является святыней буддийского вероучения — религии, зародившейся в Северной Индии в середине 1 тыс. до н. э., а впоследствии распространившейся практически по всей Азии.
Фигуры крепятся к постаменту благодаря небольшим прямоугольным отверстиям в столике. Все антропоморфные фигуры, установленные на лотосовых постаментах различной высоты и формы, приподняты над уровнем широкой подставки в форме прямоугольного столика. Постамент Будды в настоящем виде представляет собой головку лотоса, острые концы лепестков обращены вверх; троны Бодхисаттв образованы цветами лотоса на стеблях. Фигура льва помещена непосредственно на подставке алтаря. Представленная алтарная группа насчитывает 5 фигур, а в столике проделаны 13 отверстий. На основании этого учёные считают, что изначально композиция насчитывала больше фигур и со временем часть из них была утрачена. Все эти фигуры украшают внутреннее убранство буддийских храмов, что позволяет назвать подобный алтарь буддийским храмом в миниатюре. Такой алтарь могли использовать паломники и миссионеры при проведении ритуалов, что компенсировало для них отсутствие культового сооружения.
Откуда же мог подобный алтарь попасть на берега Енисея? По его оформлению и выгравированной посвятительной надписи на китайском языке учёные полагают, что он был изготовлен на территории северного Китая. Алтарь датируется второй половиной VI в. и является ярким примером проникновения буддизма на территорию Китая. Зародившись в северной Индии, буддизм постепенно проникал в самые разные уголки Азии, ему потребовалось несколько веков, чтобы закрепиться в китайской культуре. Этот процесс протекал успешно и динамично, о чём свидетельствует обилие подобных алтарей из металла и камня.
Отметим, что бронзовый алтарь из собрания Исторического музея покрыт позолотой. Золочёная бронза была не единственным материалом, но наиболее престижным для подобных алтарей. С практической точки зрения она позволяла скрыть дефекты литья и передать «божественное свечение» образов. Это может свидетельствовать также о привилегированном положении его владельца и об особом почитании подобных святынь.
Обратим внимание, что на столике алтаря имеется ещё одна надпись на уйгурском языке. Как она могла здесь оказаться? Специалисты считают, что алтарь за свою историю много «путешествовал» и в какой-то момент оказался на северо-западных рубежах Китая, где проживало уйгурское население. Надпись покрыта слоем позолоты, как и остальные части алтаря, что позволяет предполагать её культовое значение. Это неудивительно, поскольку в среде уйгуров в ту эпоху под влиянием Китая и ряда других соседних регионов активно распространяется буддизм. Так, алтарь является памятником, подтверждающим исповедание буддизма на территории Уйгурского каганата.
Как же эта вещь оказалась за сотни километров от места её бытования в районе Минусинской котловины? С VI до начала X вв. на этих территориях существовало государство Кыргызский каганат. Кыргызы совершали набеги на территории уйгур и северного Китая, в конце концов Уйгурский каганат пал под их ударами в IX в. Видимо, в то время алтарь и совершил своё последнее путешествие в район Минусинска.
Можно ли предположить, что кыргызы забрали его как некую святыню? Это единственный буддийский алтарь из известных нам, обнаруженный на территории бывшего Кыргызского каганата. Более того, из других источников известно, что у кыргызов в то время господствовали языческие культы и шаманизм. Соответственно, они не вкладывали в данный предмет сакральный смысл, а воспринимали его как диковинную военную добычу.
Тем не менее алтарь стал свидетелем различных исторических событий, начиная от культурной экспансии буддизма в Китае и Уйгурском каганате, заканчивая разрушением последнего государства Енисейскими кыргызами. И для нас он особенно ценен, поскольку это единственный алтарь такого рода, хранящийся в музеях нашей страны. Поэтому в Историческом музее он занимает важное место среди прочих памятников Средневековья.
Использованная литература:
- http://nav.shm.ru/exhibits/477/
- Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.
- Кочевник. Между небом и землей. М., 2014.
- Неглинская М.А. Многофигурные бронзовые алтари VI в. в контексте утверждения буддизма в Китае. // Сб. XXXIV НКОГК. М., 2004. С. 184–204.