В богатой коллекции Музея Отечественной войны 1812 года особое место занимают скульптурные изображения членов семьи Наполеона Бонапарта. Великолепные мраморные бюсты выполнены знаменитым мастером Италии Антонио Кановой (1757–1822).
В первые годы XIX столетия Наполеон, постепенно расширяя Французскую империю, создаёт собственную династию. Земли завоёванных европейских королевств он разделяет между своими близкими родственниками – братьями и сёстрами.
Для усиления статуса и власти Наполеон заказал у мастера бюсты членов своей семьи. Сегодня эти мраморные изображения представлены в экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года. Рассмотрим каждое из них.
Первый бюст младшего брата императора Франции Жерома Бонапарта (1784–1860). Изображение Жерома в мраморе поистине восхищает своей реалистичностью. Скульптор подчёркивает скулы, выделяет надбровные дуги, выразительную форму глаз Жерома. Мастер также показал бакенбарды и локоны брата французского императора. На основании бюста видна надпись « Jeróme » («Жером») — имя изображаемого героя. Жером получил хорошее военное образование, в 1799 г. поступил лейтенантом на флот. После коронации Наполеона Жером принял титул французского принца. Император женил своего брата на принцессе Екатерине Вюртембергской и в 1807 г. передал ему в управление Вестфальское королевство, образованное после подписания Тильзитского мирного договора. Будучи королём, Жером имел репутацию человека, любившего праздный образ жизни. В разгар заграничных походов русской армии, когда французы терпели поражения, Жером бежал из своей резиденции обратно во Францию.
Далее рассмотрим бюст Жозефа Бонапарта (1768–1844). Мраморное изображение старшего брата Наполеона представлено на круглом основании. Скульптура Жозефа реалистична, мимика героя будто застыла в мгновении. Эффекта живой фигуры Канова добился благодаря следующим приёмам. Голова Жозефа повёрнута вправо, глаза опущены вниз. Канова подчеркнул анатомические особенности лица Жозефа: видна морщина на лбу, выделен крупный нос, в мраморе аккуратно показаны тонкие складки кожи под глазами и подбородком. Жозеф Бонапарт был первым ребёнком в семье Летиции Рамолино и Карло Буонапарте. Как и отец, Жозеф работал адвокатом, а позже он начинает военную службу. С 1808 по 1813 гг. возглавлял Испанское королевство.
Из всех бюстов визуально выделяется величественное изображение знаменитого французского маршала Иоахима Мюрата (1767–1815). Выражение его лица передаёт небольшую улыбку, голова повёрнута в левую сторону. Скульптуру Мюрата украшает роскошная копна волос до плеч. Локоны аккуратно обрамляют его лицо. Канова показывает бакенбарды и усы французского маршала, выделяет его сильную шею. На бюсте виден квадратный вырез одежды, напоминающей античное одеяние воина или доспехи. На частях одеяния — декоративные украшения. Скульптура напоминает изображение древнеримского воина или возможно Аполлона – покровителя искусств, бога света и красоты. Иоахим Мюрат — военный деятель Франции, участник Итальянского и Египетского походов, друг Наполеона Бонапарта. Свою сестру Каролину Бонапарт Наполеон выдал замуж за Мюрата и передал супружеской чете в управление герцогства Берг и Клеве и Неаполитанское королевство.
Рядом с Мюратом расположен бюст младшей сестры Наполеона Каролины (1782–1839). Младшая из сестёр французского императора обладала круглым лицом, выразительными глазами и тонкими губами. Все эти черты переданы Кановой. Голову Каролины украшает красивая высокая причёска из сплетённых и аккуратно уложенных кос. Юную красавицу скульптор представил в образе древнегреческой богини. На нижней квадратной части бюста присутствует надпись « Caroline » («Каролина»).
Скульптура незаурядной сестры французского императора Полины (1780–1825) также представлена в комплексе. Из всех женских образов Полина привлекает наибольшее внимание. Она изображена вполоборота, глаза направлены вниз. Создаётся впечатление, что нечто привлекло её взгляд. Передано практически абсолютное сходство с реальной внешностью Полины: Канова мастерски показал её тонкие черты лица, дугообразные брови, большие глаза, правильной формы нос, чуть приоткрытые губы и изящную шею. Полина предстаёт будто в образе богини красоты и любви Венеры. Восхищения заслуживает и причёска. Будучи принцессой и герцогиней Гвасталлы, женой принца Камилло Боргезе, Полина имела богатую коллекцию платьев и драгоценностей. Она обожала украшать себя бриллиантовыми диадемами, вплетала в волосы нитку жемчуга. Вьющиеся волосы скульптуры поддерживает тонкая лента, роскошные локоны Полины ниспадают у затылка.
Известно, что в 1805 г. Камилло Боргезе заказал у Кановы скульптуру своей жены в натуральную величину. Полина несколько раз встречалась с мастером и даже позировала ему полуобнажённой. Скульптура получила название «Венера Победительница» и стала одной из самых узнаваемых работ Кановы.
Необходимо отметить, что шестой бюст в экспозиции — скульптура Гортензии Богарне, падчерицы Наполеона. Мраморное изображение выполнено французским мастером Мари-Луи Гишаром в 1806 г., а не Кановой. Об этом говорит авторская надпись на произведении.
Сегодня произведения Антонио Кановы можно увидеть в лучших музеях мира: в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Музее искусств «Метрополитен» Нью-Йорка, в парижском Лувре, в Музее Пио-Клементино в Ватикане, в Палатинской галерее во Флоренции, в галерее Боргезе в Риме.
Антонио Канова родился в 1757 г. в северо-западном районе Италии в местечке Поссаньо. Будущий скульптор рано потерял отца, поэтому его воспитывал дед Пазино Канова, владелец камнетёсной мастерской. С детства Антонио учился искусству создания объёмных и визуально невесомых форм из твёрдого мрамора. Одним из первых, кто заметил талант юного Кановы, был заказчик его деда Пазино сенатор Валье. Позже Антонио отправился в Венецию, затем в Рим, где изучал живопись, скульптуру и архитектуру.
Со временем Канова приобрёл репутацию талантливого мастера: он получает множество заказов от монастырей, а также от влиятельных людей Европы, среди которых и аристократы, и сенаторы, и представители знати. На период первой четверти XIX века приходится расцвет творчества скульптора. Канова получил мировое признание и был награждён Папой Пием VII Орденом Золотой Шпоры, стал членом Парижского института и президентом Академии Сан Лука. А в 1804 г. мастер получил звание почётного вольного общника от Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств.
В историю искусства Антонио Канова вошёл как представитель неоклассицизма. Его называли новатором, модернизировавшим скульптуру. В своих произведениях Канова опирался на эстетические каноны и идеалы Древней Греции и Древнего Рима. Археология Помпеи и Геркуланума, история Плутарха и Полибия, поэмы Вергилия и Цицерона, шедевры Фидия и Мирона вдохновляли итальянского мастера. Однако Канова не копировал произведения прошлого. Директор музея Поссаньо в Италии Марио Гудерзо, описывая творчество Кановы, отметил: «Он вдохновлялся античными скульптурами, но он всегда создавал свою собственную версию».
Одним из самых влиятельных заказчиков Кановы был и император Франции Наполеон Бонапарт. В 1800-х гг. французский император сделал заказ своей статуи «Наполеон-Марс-Победитель» из мрамора и позолоченной бронзы. Известно, что за время работы над статуей Канова встречался с императором пять раз. Несмотря на это, величественное изваяние из камня принесёт Канове славу как одного из самых талантливых скульпторов Европы.
Бюсты членов семьи французского императора, рассмотренные выше, объединяют общие черты. Антонио Канова создал свой уникальный стиль в изобразительном искусстве, а также особую технику. Мастеру удалось добиться особой обработки мрамора. Каждая работа выглядит идеальной. Белоснежная матовая поверхность камня создаёт впечатление, что перед нами предстаёт живой человек.
Перед началом непосредственно работы с камнем Канова создавал несколько набросков модели на бумаге. Затем по ним мастер создавал предварительную фигуру в натуральную величину из глины с деревянным каркасом. Чтобы глиняная поверхность не испортилась и не высохла, её покрывали мокрой тканью на некоторое время. Следующий этап заключался в изготовлении гипсовой модели по глиняной форме, то есть делался слепок. Канова часто работал с помощниками. Их задача заключалась в измерении и соотнесении основных параметров будущей скульптуры. Над гипсовой формой устанавливались деревянные каркасы, образующие раму. В гипсовую модель вбивались бронзовые винты — они обозначали основные точки, формировавшие лицо или детали будущей скульптуры, которые после с помощью циркуля переносились на мрамор. Только после этих этапов Канова приступал к резьбе по мрамору. В конце работы каждую скульптуру полировали воском. Причём отдельные детали уже готового изделия, будь то кисти рук, части лица, складки одежды, элементы декора, Канова полировал по-разному, добиваясь необходимой фактуры и тона. Одни детали скульптуры выглядят полностью матовыми, другие высветлены почти до прозрачности. Эта невероятно выверенная и точная техника позволила создать мастеру безупречные произведения изобразительного искусства.
Особый интерес представляет история бытования памятников. Каким образом произведения искусства Кановы оказались в Музее Отечественной войны 1812 года?
Большую исследовательскую работу по изучению скульптурных изображений семьи Наполеона провёл искусствовед, художник-реставратор Яхонт Олег Васильевич. Из его статьи «Забытые произведения Антонио Кановы из московского музейного собрания» мы узнаём об истории уникальных памятников: «…эти произведения были приобретены П. И. Щукиным в 1909 г. из коллекции петербургского антиквара Михаила Михайловича Савостина, о чём любезно нам сообщила Наталья Викторовна Горбушина, готовящая к изданию материалы по деятельности П. И. Щукина и издавшая его воспоминания.
Эти скульптуры поступили к М.М. Савостину от Александра Яковлевича Якобсона. Как сообщил М.М. Савостин в одном из писем П.И. Щукину, ранее они находились в собрании Анатолия Николаевича Демидова, князя Сан Донато. По многим источникам известно, что князь А.Н. Демидов был женат на Матильде де Монфор, дочери бывшего короля Вестфальского и брата Наполеона I Жерома Бонапарта. Князь, будучи поклонником Наполеона I, приобрёл резиденцию ссылки императора на Эльбе и создал там музей, посвящённый ему и его семье. По ряду графических произведений и некоторым публикациям известно, что там находились скульптуры Кановы и других мастеров, изображавшие Наполеона I и членов его семьи». И далее: «Так как А.Н. Демидов, князь Сан Донато уже в 1868 году (он умер в 1870 году) начал распродавать своё собрание, то, вполне возможно, московские коллекционеры, следившие за этой коллекцией, приобрели оттуда названные ранее скульптуры Кановы».
Косвенным подтверждением совместного коллекционного хранения скульптур музея Наполеона I (созданного Н.А. Демидовым, князем Сан Донато) могут служить надписи на бюстах с именами изображённых (вырубленные в мраморе и позолоченные), видимо, для узнавания их посетителями. Интересно данное замечание исследователя. Из рассмотренных выше произведений надписи присутствуют только на двух бюстах – Жерома и Каролины. Этот факт, указанный Яхонтом О.В., объясняет, почему мы видим надписи не на всех скульптурах. Все другие работы Кановы выполнены без каких-либо пояснительных выбитых изображений.
Мраморные бюсты приобрёл коллекционер Пётр Иванович Щукин, а позже памятники были переданы Историческому музею и даже выставлялись на юбилейной выставке 1912 г., посвящённой столетнему юбилею Отечественной войны. Сегодня великолепными работами выдающегося итальянского скульптора и талантливого мастера Антонио Кановы посетители могут полюбоваться на постоянной экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года в Москве.
Список литературы
- Каталог Исторического музея. https://catalog.shm.ru/
- Российская Академия Художеств.https://rah.ru/news/detail.php?ID=13763
- Федотова Е.Д. Личность, позволяющая понять духовные стремления эпохи // Федотова Е.Д. Канова и его эпоха: Сборник научных статей. М., 2005.
- Яхонт О.В. Забытые произведения Антонио Кановы из московского музейного собрания // Федотова Е.Д. Канова и его эпоха: Сборник научных статей. М., 2005.
- Antonio Canova, a sculptor for the selfie age. Financial Times. 2018. https://www.ft.com/content/6dc4e92a-9972-11e8-88de-49c908b1f264
- Pollitt B. Canova, Paolina Borghese as Venus Victoius. 2015. https://www.khanacademy.org/humanities/renaissance-reformation/rococo-neoclassicism/neo-classicism/a/canova-paolina-borghese-as-venus-victorius
- Raphael C. A Closer Look at Psyche Revived by Cupid’s Kiss. Musée Du Louvre. 2012. http://musee.louvre.fr/oal/psyche/psyche_acc_en.html#menu