Обратимся к иконе «Благоверный князь Александр Невский с клеймами жития» из Покровского собора. Это древнейший из сохранившихся житийных образов князя. Она написана на трех липовых досках, скрепленных двумя шпонками с двух сторон. Ее размеры: 125 × 99 см. В среднике (центральной части) иконы изображен Александр Невский в рост, в монашеской одежде. Перед смертью Александр Ярославич принимает самый полный вид монашеского пострижения – великую схиму с именем Алексий. Позднее, следуя его примеру, многие русские князья перед кончиной принимали схиму, например, отец царя Ивана Грозного – Василий III с именем Варлаам. На иконе князь изображен с благословляющей правой рукой, левая, со свитком, опущена вниз. Вокруг средника симметрично расположены клейма со сценами из жизни князя и чудесами от его мощей. Мнения исследователей о числе клейм расходятся: согласно одной точке зрения, на иконе 36 клейм; другие исследователи считают, что последние пять клейм представляют собой единую сцену с рассказом о чуде Александра в битве при с. Молоди.
Основным источником большинства клейм (13–32/36) является житие Александра Невского в редакции Ионы Думина. Архимандрит Рождественского монастыря во Владимире (с 1584 г.), архиепископ Вологодский и Великопермский (с 1589 г.) Иона Думин в 1603 г. был возведен в митрополиты Ростовские и Ярославские. Его перу принадлежит самая пространная редакция Повести о житии Александра Невского, составленная им в 1591 г. для Рождественского монастыря во Владимире. Таким образом, нижняя дата иконы ограничена концом XVI в. Возможно, она была написана в 1620–1630-е годы, когда изготавливали новое убранство для отстроенной после пожара церкви в Московском Кремле.
Только первые 12 клейм посвящены земной жизни князя, остальные – его посмертным («miracula») чудесам. Их число и последовательность расположения удивительно точно соответствуют повествованию в житии Александра Невского редакции Ионы Думина.
Очевидно, что основной задачей иконописца было показать величие князя как святого, а не как полководца. В частности, из воинских побед выделена лишь Невская битва (клейма 5–7). Для остальных клейм, посвященных земной жизни князя, иконописец избрал следующие сюжеты: хождение Александра в Орду «за христианы» (8–9, 11), спор с послами папы Иннокентия IV «о вере» (10), принятие пострига и схимы перед смертью (12).
Посмертные чудеса начались уже при погребении: Александру хотели вложить в руку духовную грамоту, но он сам протянул руку и взял ее (13). В 15 клейме показано чудо о помощи Александра Невского своему сроднику Димитрию в Куликовской битве. Клейма 18–31 повествуют об исцелениях от мощей святого, которые были обретены в 1380 г.
На последних пяти клеймах мы видим малоизвестную битву при селе Молоди, состоявшейся в правление царя Ивана Грозного. В 1571 г. хан Девлет-Гирей подступил к Москве и сжег ее, уведя в полон огромное число христиан. На следующий год орды Девлет-Гирея снова двинулись на Москву, но были остановлены и разбиты русским войском во главе с князем М.И. Воротынским у села Молоди в 45 км от столицы. По мнению автора жития, победа была одержана, в том числе благодаря заступничеству святого благоверного князя Александра Невского, князей Бориса и Глеба, а также сродников князя: Всеволода III Большое Гнездо, Андрея Юрьевича Боголюбского, отца и дяди Александра – Ярослава Всеволодовича и Юрия Всеволодовича, погибшего на реке Сити в 1238 г.
Автор жития Иона Думин, а затем иконописец заменили реальный образ князя Александра Невского на образ идеального, благочестивого подвижника, закончившего свою жизнь принятием равноангельского образа (схимы).
В заключение отметим, что в 1724 г. святые мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в первую каменную церковь Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Святой князь стал покровителем северной столицы и примером для Петра I в борьбе со шведами. Накануне перенесения мощей был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 г., в котором постановили:
«Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ, во одеждах великокняжеских».
С тех пор во исполнении указа иконы великого князя были писаны уже в другой манере и по другим источникам