В 22-м зале Исторического музея, посвящённом периоду правления Петра I, находится уникальный памятник — один из двух сохранившихся в России печатных станков XVIII в. В данной статье речь пойдёт об истории создания и эксплуатации этого станка, его устройстве и работе.
Данный станок изготовлен в России в 1711 г. по распоряжению Петра I:
«Велеть сделать станок печатный, чтобы мочьно возить в дороге, мерою в аршине, а как делать, то знают иноземцы, которые у нас на Печатном дворе, а делать немешкав».
Из этой цитаты ясна суть технического задания: мастера должны были срочно сделать станок, который было бы нетрудно транспортировать и который по каждому из трёх измерений был бы не сильно больше аршина (71 см).
Из цитаты можно почерпнуть также сведения об изготовителях. То были некие иностранцы, работавшие на московском Печатном дворе, который появился ещё при Иване Грозном в середине XVI в. В итоге получился компактный печатный станок из дуба и металла размером 105х109х65 см. Станок не имеет собственных ножек, что позволяло его перевозить вместе с армией на повозке и печатать на нём различные документы (распоряжения командования, например).
История эксплуатации этого станка весьма любопытна, поскольку после изготовления он использовался по назначению. В том же 1711 г. станок «участвовал» в Прутском походе против Турции, чем объясняется спешка с изготовлением, судя по всему.
Этот военный поход не увенчался успехом. У реки Прут на территории современной Молдавии российская армия попала в окружение и оказалась не в состоянии одолеть турецкое войско. По итогам переговоров Петру и его армии удалось избежать плена, сохранить знамёна и практически всё вооружение в обмен на ряд уступок.
«Наш» печатный станок из этого похода благополучно вернулся в Россию. В следующий раз он пригодился Петру в 1722 г., когда император отправился в Персидский поход. Перед началом этой кампании в московской типографии для станка была отлита «турецкая азбука» (арабский шрифт предназначался для печатания воззваний, направляемых в лагерь противника и местному населению).
После Персидского похода походный станок в течение долгого времени использовался в московской Синодальной типографии на Никольской улице. В Исторический музей он поступил в 1938 г. из Типографического музея, находящегося при библиотеке Московского печатного двора.
Как станок устроен и как он действовал? Данный экземпляр являет собой станок системы Иоганна Гуттенберга, которую первопечатник разработал в 1440-х гг. Походный станок представлял собой пресс, закреплённый на деревянной станине. Для осуществления печати сначала создавался макет страницы, набираемый из отдельных металлических букв (литер). Далее специальными губками он покрывался чернилами и затем листом бумаги. Движением боковой рукояти всё это отправлялось по салазкам под пресс. Затем пресс опускался большой продолговатой рукоятью, в результате чего получался оттиск. После этого пресс поднимался, короб откатывался из-под пресса, готовый лист вешался для просушки и можно было повторить печать той же страницы либо заменить макет.
При наличии готовых макетов возможно было в среднем отпечатать около 80–100 страниц за час. Так, самым долгим этапом работы была сборка макетов, а сама печать осуществлялась относительно быстро — в этом и заключалось основное достоинство данного изобретения. Оно оказалось настолько удачным, что печатные станки Гуттенберга просуществовали без особых изменений до начала XIX в., когда Фридрих Кёниг создал высокоскоростную печатную машину, в которой плоская нажимная плита была заменена вращающимся печатным цилиндром. Причём в движение этот цилиндр приводился не вручную, а паровым двигателем. Спрос на печатную продукцию рос, ручные станки уже не могли удовлетворить его, поэтому будущее книгопечатания было за машинами.
Так мы познакомились с походным печатным станком — уникальным памятником российского XVIII столетия, узнали его необычную историю, связанную с самим Петром I и его походами, принцип работы и некоторые сведения об истории книгопечатания.