В зале № 8 Исторического музея представлены вещи из захоронения женщины племени мурома.
Захоронение, обнаруженное в 1910 г., происходит из Подболотьевского могильника, который расположен неподалеку от деревни Подболотной Владимирской области на берегу реки Илевны. Графиня П. С. Уварова, жена выдающегося археолога, одного из основателей Исторического музея А. С. Уварова, и сама известный археолог, писала:
«Лето 1910 года памятно мне неожиданной находкой огромного могильника почти под самым Муромом. <…> с первых же ударов лопаты открылся сплошной огромный могильник с сохранившимися костяками, украшенными с головы до ног бронзовыми бляхами, цепками, кольцами, колокольцами, с расшитыми головными уборами и такою же обувью. Костяки лежали в полном порядке, очень близко один от другого и видимо не были никем и никогда тронуты. За мной прислали в Карачарово, и по осмотру этой удивительной находки я просила инженера, заведующего проведением дороги, принять меры для сохранения его целости, пока не рассмотрим и не запишем подробностей. Я снова телеграфировала в Москву, и к нам на помощь снова приехал Василий Алексеевич Городцов (археолог, в то время хранитель Исторического музея. — Прим. авт.) с музейным служителем, и нам удалось вырезать для музея целую женскую могилу, вдвинуть под нее доску, прикрепить к ней разные подробности (размещение костяка и вещей), упаковать и перевезти в Московский музей».
Женщина-муромка была похоронена, как это было принято у многих народов, в праздничном наряде с целым набором металлических, в основном, бронзовых, украшений. Эти украшения поражают красотой и разнообразием, их комплект включает в себя головной убор, височные кольца, гривны и ожерелья, браслеты-зарукавья, большую нагрудную бляху, накладки на пояс, разнообразные подвески, украшения обуви.
Муромский женский головной убор является одним из этноопределяющих признаков муромы. Он состоит из украшенного металлическими накладками кожаного венчика и головных жгутов, сплетенных из конского волоса и кожаных ремешков, обвитых по спирали бронзовой проволокой. Два таких жгута возвышались над головой в виде полукруглой арки и крепились к венчику. Головной убор предположительно включал в себя и основу из ткани — что-то вроде округлой шапочки с прикрепленной к ней сзади и спускающейся на спину лопастью, украшенной по краю металлическими привесками.
Такой головной убор свойственен только муроме и не встречается у других родственных ей народов. Головной убор по бокам дополняется височными кольцами по несколько штук с каждой стороны. Форма височных колец разнообразна: в виде крупных тонких обручей, на некоторые из которых нанизаны короткие спиральки, ажурная лунница и сплошная лунница из серебра.
К шейным украшениям относятся два ожерелья и массивная гривна с шумящими подвесками.
Шумящие подвески характерны для костюма всех угро-финских народов. Они служили оберегами, поскольку шум и звон металла, как считалось, отпугивал злых духов. Эти подвески имеют или бутыльчатую форму, или вид стилизованных утиных лапок. Утку, как и других водоплавающих птиц, угро-финны почитали священным существом, так как она связана с водной, земной и воздушной стихиями.
В комплекте украшений женщины-муромки шумящими подвесками снабжены круглая застежка-фибула, небольшая пластина в виде двух конских голов, объемная фигурка уточки, две крупные ажурные пластины, которые предположительно крепились к поясу сзади, накладки на обувь. Отдельные шумящие привески были нашиты по подолу одежды.
Запястья женщины-муромки украшали обычные и спиралеобразные браслеты.
Обилие металлических украшений, в том числе серебряная лунница, говорит о высоком общественном статусе этой женщины. В настоящее время исследовано множество захоронений из Подболотьевского могильника, но столь богатый убор встречается только в 5% случаев. Так что наша муромка, несомненно, занимала высокое положение в тогдашнем муромском обществе.
Мурома — исчезнувший ныне народ угро-финского происхождения. Частично мурома была ассимилирована славянами и приняла участие в формировании русской народности, частично слилась со своими соседями — мордвой-эрзей и марийцами.
Мурома обитала в бассейне Оки начиная с VI в. и занимала обширные территории нынешних Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей.
Племенным центром Муромской земли был Муром — город, до сих пор хранящий в своем названии память о древней муроме. Впервые он упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом наряду со старейшими племенными центрами славян и угро-финнов, призвавших «из-за моря» полулегендарного князя Рюрика: «И принял власть Рюрик, и раздал мужам своим города <…>. А первые насельники в Новегороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Беле-озере — весь, в Муроме — мурома».
Муромская земля издавна славилась своими дремучими лесами и полноводными реками. Хотя муромцы были охотниками и рыболовами, им был знаком и труд земледельца. Выращивать хлеб в лесном краю было непросто. Прежде чем распахать поле, его нужно было очистить от леса, выкорчевать пни и только после этого браться за пахоту. Эта тяжелая работа описана в былине об Илье Муромце — одном из самых знаменитых уроженцев Муромской земли. Обретя богатырскую силу, Илья, прежде чем покинуть родное село Карачарово и отправиться в стольный Киев-град, решает помочь родителям в поле:
Пошел Илья ко батюшке, ко матушке,
На тую на работу на крестьянскую,
Очищал поле от дубья-колодья.
Он дубье-колодье все повырубил,
Во глубоку реку повыгрузил…
Широкая и полноводная Ока, главная река Муромской земли, была частью Большого Волжского торгового пути, связывавшего Северную Европу с арабскими землями. Однако по этому пути в Муромскую землю шли не только мирные купеческие караваны. Нередко являлись и воинственные соседи. Так, известно, что Муромская земля не раз подвергалась набегам мордвы, марийцев, волжских булгар, поэтому Муром, построенный на высоком берегу Оки, с самого начала служил крепостью (правда, от его древнейших укреплений не сохранилось даже следов, предположительно их смыло водой, когда Ока изменила свое русло и вплотную подошла к городу). Прочие же неукрепленные муромские поселения, которые легко могли стать добычей неприятеля, предпочитали ставить подальше от Оки, по берегам ее притоков — Унжи, Ушны и других малых рек.
Впрочем, муромцы не только оборонялись от врагов, но и сами совершали набеги на своих соседей. Практически во всех мужских погребениях муромы археологи находят большое количество оружия.
Использованная литература:
Бейлекчи В. В. Древности летописной муромы. Муром, 2005. 275 с.
Зеленцова О. В., Сапрыкина И. А. К вопросу о женском костюме муромы по материалам погребения 57 Подболотьевского могильника // Поволжская археология. № 1. Казань, 2018. С. 220–240.