К истории создания живописной панорамы «Березина» — Блог Исторического музея

К истории создания живописной панорамы «Березина»

Панорама, как особый вид изобразительного искусства, зародилась в Шотландии в конце XVIII века. Ее создателем считается эдинбургский художник Роберт Баркер, написавший в 1792 г. большое живописное полотно (4,8х13,7 метров) с изображением английского флота и разместивший его в круглом павильоне (ротонде). Последователями Баркера стали французские художники начала XIX в. Жак Муше, Дени Фонтен, Пьер Прево и Констан Буржуа, создавшие первую видовую панораму города Парижа, для которой было построено панорамное здание на бульваре Монмартра. Публика, лицезревшая «картины без границ» на специально выстроенном помосте, могла видеть строения, располагавшиеся не только в черте города, но и за его пределами. Успех панорамных произведений был огромным, скоро они появились в других городах – Лондоне, Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Варшаве.

В начале 1830-х гг. видовые панорамы уступили место батальному жанру, на долгие годы ставшему приоритетным в панорамном искусстве, а французский художник Жан-Шарль Ланглуа (1789–1870) по праву зарекомендовал себя «изобретателем военных панорам». Ему принадлежит авторство восьми батальных панорамных произведений.

Последователями Ланглуа стали: в Венгрии – Шандор Вагнер, в Германии – Вернер и Брахт, во Франции – Невиль и Эдуар Детай, в России – Франц Рубо, в Польше – Ян Стыка и Войцех Коссак, создавшие к столетию битвы под Рацлавицами (1893) живописную панораму, одну из немногих дошедших до наших дней.

В 1894 г. польский художник Юлиан Фалат, вдохновленный успехом панорамы «Рацлавица», написанной его соотечественниками Яном Стыкой и Войцехом Коссаком, решил создать аналогичное полотно на тему отступления Великой армии Наполеона из России, а именно: воспроизвести эпизод переправы через реку Березину в ноябре 1812 г.

В Отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея, в фонде произведений печатной графики, собранных на рубеже XIX–XX вв. помещиком Минской губернии Иваном Хрисанфовичем Колодеевым, среди разнообразного материала, посвященного событиям Отечественной войны 1812 года, есть отдельная папка с материалами по истории написания живописной панорамы «Березина» В. Коссака и Ю. Фалата.

Это ценнейший исторический и изобразительный источник, поскольку в целом виде панорама не сохранилась. Отдельные ее фрагменты хранятся в польских музеях и частных собраниях, а представить себе, как живописное полотно выглядело в оригинале, возможно на материалах из собрания И.Х. Колодеева.

Это, в первую очередь, репродуцированные гравюры из немецких журналов, польские почтовые открытки, фотографии начала прошлого века, сделанные с натуры неизвестным фотографом по заказу И.Х. Колодеева.

Переправа остатков баварской кавалерии. Фрагмент живописной панорамы «Березина» Фотовоспроизведение, 1899 г.
Переправа остатков баварской кавалерии. Фрагмент живописной панорамы «Березина» Фотовоспроизведение, 1899 г.

В папку вклеены и печатные издания, посвященные истории создания панорамы «Березина». Так, в польском иллюстрированном ежегоднике за 1898 г., воспроизведены не только отдельные фрагменты панорамы, но и даны основные биографические сведения о художниках, принимавших участие в ее создании. Любопытны брошюры с описанием панорамы на французском и русском языках.

Обложка книги «Березина. Переправа французских войск через р. Березину в 1812 году. Описание картины Юлиана Фалата и Войцеха Коссака» Варшава, 1898
Обложка книги «Березина. Переправа французских войск
через р. Березину в 1812 году. Описание картины Юлиана
Фалата и Войцеха Коссака» Варшава, 1898

Ценность другого русского издания в наличии отдельной вклейки размером 160,8 х 20,5 см с изображением полного видеоряда панорамы.

Панорама " Березина" Компьютерная реконструкция К.А. Меерова, 2012
Панорама » Березина»
Компьютерная реконструкция К.А. Меерова,
2012

Попробуем вспомнить, где и когда было написано полотно «Березина», кто его авторы, где оно экспонировалось и какова дальнейшая судьба уникального произведения живописи? Ответить на эти вопросы нам помогут документальные и изобразительные источники из коллекции И.Х. Колодеева.

Ю. Фалат Афиша к выставке " Березина-Панорама" в Берлине, 1896
Ю. Фалат
Афиша к выставке » Березина-Панорама» в Берлине, 1896

Источники свидетельствуют, что в 1894 г. Ю. Фалат пригласил в Берлин Войцеха Коссака, к тому времени хорошо зарекомендовавшего себя в батальной живописи, и предложил ему совместный проект. Средства (160 тыс. крон) были собраны за сравнительно короткий срок, за 10 дней. Основную часть пожертвовали Роман Потоцкий, Антони Водзицкий и Карол Хомолацс. Предварительные работы по созданию панорамы были распределены следующим образом: Фалат выбирал в Берлине помещение для будущей панорамы, остановившись в итоге на здании по улице Herwarthstrasse, 4; он же занимался техническими и организационными вопросами. Коссаку принадлежала разработка теоретической части работы и выбор натуры. В сопровождении двух художников Вывюрского и Пулаского весной 1895 г. Коссак побывал на месте Березинской переправы, в Студенке и Брилях, и сделал многочисленные зарисовки.

Учитывая масштабность задуманного полотна (15х120 метров), к работе были привлечены еще четыре польских художника: Михал Вывюрский (Michal Wywiorski), Ян Станиславский (Jan Stanislawski), Антони Пиотровский (Antoni Piotrowski), Казимеж Пулаский (Kazimier Pulaski).

Ю.Фалат писал левый пейзаж, мост и толпы у деревни Студенка. Ему помогали Вывюрский, Станиславский, Пиотровский. Самую сложную часть, батальную, исполнил В. Коссак при помощи лишь одного помощника – К. Пулаского. Благодаря тому, что над полотном трудилась целая плеяда живописцев, оно было закончено в небывало короткий срок, за 16 месяцев.

10 января 1896 г. в Берлине состоялось торжественное открытие панорамы в присутствии императорской четы – Вильгельма II с супругой. После осмотра картины император пригласил к себе для беседы лишь одного художника – Фалата. Другому же автору панорамы В.Коссаку Вильгельм лишь с улыбкой заметил:  «Вы должны мне прочитать несколько лекций по истории мундиров, которую Вы так хорошо знаете». Коссак, будучи очень вспыльчивым человеком, воспринял это предложение, как пощечину, затаил личную обиду на своего соавтора, вылившуюся спустя несколько лет в дуэль.

По одной из версий, изложенной в книге польской писательницы Дороты Держановской, в 1900 г., во время экспонирования панорамы в варшавском Дворце художеств «Захента», художники случайно встретились в гардеробе. На оклик Фалата: «Войцех, как дела?!» – Коссак не отреагировал, сделав вид, что не слышит. И тогда Фалат, как ни в чем не бывало, ударил его по плечу. Коссак рассердился и скоро прислал к Фалату секундантов. Они стрелялись в Урсынове (ныне район Варшавы). Коссак стрелял первым и промахнулся, Фалат не сделал ни одного выстрела. На этом дуэль закончилась.

После неудавшейся дуэли отношения художников были окончательно испорчены, и судьба панорамы была невольно предрешена. Но это случится через семь лет, а пока панорама успешно экспонировалась в разных городах.

В ноябре 1899 г. «Березину» показывали в Краковском предместье г.Варшавы, о чем свидетельствуют сохранившиеся в коллекции И.Х. Колодеева афиши на русском и польском языках.

Афиши к выставке панорамы «Березина» в краковском предместье г. Варшавы, 1899
Афиши к выставке панорамы «Березина»
в краковском предместье г. Варшавы, 1899

В том же году отдельные эскизы панорамы демонстрировались в Санкт-Петербурге.

Ю. Фалат Афиша к выставке «Березина-Панорама» в Москве, 1901
Ю. Фалат
Афиша к выставке «Березина-Панорама» в Москве, 1901

В конце мая 1901 г. «Березину» привезли в Москву и разместили в круглом павильоне на Цветном бульваре, в том самом здании старого цирка, сохранившемся до наших дней. Газеты того времени писали о «Березине»:

«Это колоссальное полотно почти на 40 метров длиннее, чем
панорама «Голгофа» Некоторые места пейзажа поражают своей
жизненностью, правдивостью, – это сама природа. Впрочем, и сама
картина одного из наиболее драматических моментов похода Наполеона передана с большой талантливостью, с исторической точностью и с соблюдением возможного при данных размерах сходства исторических лиц».

После успешного показа в Москве «Березину» повезли в Киев и демонстрировали в круглом деревянном павильоне на Владимирской горке, специально выстроенном для панорам киевским дворянином Иваном Замараевым в 1902 году (не сохр.).

В последний раз панораму «Березина» показали в Кракове в 1907 г. Затем, по одной из версий, Коссак разрезал ее на куски, подписал свои лучшие работы и распродал по частям. Поскольку Фалату принадлежала пейзажная часть картины, снежные поля и берега Березины, есть предположение, что работы Фалата были уничтожены. Возможно, эта версия не так уж далека от истины, поскольку из 10 сохранившихся на сегодняшний день фрагментов панорамы, только один принадлежит кисти Ю. Фалата.

До недавнего времени судьба панорамы «Березина» была неопределенна, мнения исследователей на этот счет расходились. В 1965 г. севастопольский архитектор В.П. Петропавловский утверждал, что панорама «Березина» экспонировалась в Киеве с 1908 г. до начала Первой мировой войны, потом была снята с экспозиции,

«свернута в рулон и закопана у стены внутри помещения. Со временем деревянное здание панорамы настолько обветшало, что в 1934 г. его вынуждены были снести. Во время разборки был обнаружен холст “Березины”, местонахождение которого в настоящее время неизвестно».

Однако киевские историки и краеведы этот миф развенчали, убедительно доказав, что в 1908 г. в Киеве демонстрировали другую панораму на тему наполеоновских войн, а именно «Поражение Наполеона в 1813 году» мюнхенского художника Вагнера.

Тем не менее, уже сейчас можно говорить, по крайней мере, о десяти уцелевших фрагментах панорамы «Березина», хранящихся в польских Национальных музеях: в Кракове, Познани, Варшаве и в областных музеях в Люблине и в Ополе. Это небольшие (учитывая, что само полотно было гигантских размеров 15х120 метров) картины размером в среднем полтора на два метра. По сообщению экскурсовода Национального музея г. Ополе Яна Филипчука, сколько точно фрагментов уцелело, они не знают:

«Несколько лет назад во Вроцлаве была выставка. Искали части
панорамы. Нашли десять. Шесть в музеях Польши и еще четыре – в других местах».

Хорошо известно, что картина «Отступление артиллерии» В. Коссака находится в частном собрании. Ее сюжет немного отличен от оригинала: на лафете появилось изображение женской фигуры, укутанной в теплые одежды, более живописен пейзаж с березой на переднем плане и заснеженным стогом сена – на дальнем, отсутствовавшие в панораме. Поэтому можно предположить два варианта истории написания этой картины: либо это один из подготовительных эскизов В. Коссака, либо дописанный позднее авторский фрагмент панорамы. В пользу последнего варианта говорит анализ картины В. Коссака под условным названием «Полевая кухня», считающимся одним из оригинальных фрагментов панорамы «Березина». Если обратить внимание на авторскую подпись художника в левом нижнем углу холста (1896 – 1913), сомнений в том, что автор неоднократно дописывал и переписывал картину, не остается, а значит, в чистом виде, оригинальным этот фрагмент быть не может. А вот картина другого создателя панорамы Ю. Фалата под условным названием «Деревня Брили», хранящаяся в Национальном музее в г. Познань, удачно вписалась в канву оригинального полотна, хотя именно этот фрагмент не был воспроизведен ни в указанных печатных изданиях, ни в фоторепродукциях И.Х. Колодеева.

Ю. Фалат. «Деревня Брили». Фрагмент панорамы
«Березина», 1895

Три картины («Сожжение знамен», «Два гусара», «Знаменосцы») кисти В. Коссака никаких сомнений в подлинности и причастности к панораме «Березина» не вызывают. А вот полотна К. Пулаского 1899 г. и В. Коссака 1885 г. не имеют отношения к «Березине» и являются вполне самостоятельными произведениями.

Таким образом, говорить о полной идентификации хранящихся в польских музеях и частных собраниях картин Ю. Фалата и В. Коссака и оригинальных фрагментов панорамы «Березина», на наш взгляд, преждевременно. Химико-технологическая экспертиза всех найденных фрагментов могла бы поставить точку в этом, пока еще нерешенном окончательно, вопросе.

Несомненно одно, что более 120 лет назад целой плеядой польских художников удалось создать уникальное полотно, запечатлевшее один из самых драматических моментов в истории Великой армии.

Сражение при Березине Литография с живописного оригинала Петера Гесса 1839 г.
Сражение при Березине
Литография с живописного оригинала Петера Гесса 1839 г.

Воспроизведения фрагментов панорамы:
1
2