Смеясь в лицо опасности — Блог Исторического музея

Смеясь в лицо опасности

Сегодня мы обратимся к одним из самых необычных и задерживающих на себе взгляд памятников, которые встречаются в ходе раскопок античных городов Северного Причерноморья, Греции и обширной Римской империи. Вы узнаете, кто такие гриллы, почему они выглядят подобно монстрам на курьих ножках и какую роль они играли в жизни людей эпохи античности.

Гемма гностическая: фигура грифона—петуха, составленная из различных изображений. I—III вв. н.э. Ольвия, яшма
Гемма гностическая: фигура грифона—петуха, составленная из различных изображений. I—III вв. н.э. Ольвия, яшма

Обратимся к одному из изображений на яшмовой гемме (резном камне), которая была обнаружена на территории античного города Ольвия (северо-западное Причерноморье) и датируется первыми веками нашей эры. На первый взгляд может показаться, что античный мастер изобразил в профиль петуха. Однако если внимательно присмотреться к изображению, то оказывается, что оно состоит из многих деталей: туловище петуха явно напоминает грозный профиль бородатого мужчины, за спиной у него рог изобилия — символ достатка и удачи, а под рогом изобилия, по-видимому, голова барана, которая держит неясный предмет во рту (возможно, стебель пшеницы). Более того, шея и голова петуха напоминают фригийский колпак. Выходит, что изображение на гемме сложное, многокомпонентное и было тщательно продумано автором.

В исторической науке подобные многосоставные изображения принято называть гриллами. Самым популярным материалом для таких гемм были яшма, сард и сердолик.  Из этих камней изготовлены и предметы в коллекции Исторического музея. На вопрос о происхождении и назначении гриллов, несмотря на их многочисленность, долговечность и широкое распространение по всей античной Ойкумене, до сих пор нет однозначного ответа.

По одной из версий, название происходит от имени некоего Грилла, который был упомянут древнеримским писателем Плинием (XXXV, 114). Согласно истории, его портрет был написан в «в смешном виде» греческим художником Антифилом, жившим во второй половине IV в. до н. э. Из-за этой истории термин «грилл» обычно связывают с латинским словом «карикатура».

С другой стороны, Грилл фигурирует у Плутарха. Так древнегреческий писатель называет человека, которого богиня-колдунья Кирка превратила в животное. Так или иначе, данный термин историки стали применять к причудливым изображениям в живописи и глиптике. Есть авторы, которые считают, что лучше всего было бы называть подобные образы гибридами, или композитами, однако это могло бы вызвать путаницу, поскольку в античной мифологии существует много гибридных персонажей. Это всем известные кентавры, Минотавр, Пегас, Химера, сирены, грифоны и пр. Химерой в античности называли любое существо, части тела которого относятся к разным животным. Самая известная химера объединяла в себе черты льва, козы и змеи, но не в причудливой, а в пугающей манере, что очень отличала её от любого грилла.

Иконография у гриллов сложная, но есть определённые закономерности. Самыми простыми изображениями обычно являются комбинации из двух и более человекоподобных голов или, скорее лиц (масок и карикатур) в сочетаниях с животными. Чаще всего можно увидеть птиц, но встречаются и элементы лошадей, кабанов, коз, змей и даже дельфина либо слона. Кроме того, многие детали бывают незаметны при первом рассмотрении. При этом все разнородные элементы составляют цельную картинку и находятся каждый на своем месте.

Гемма с изображением: комбинация из голов человека и барана, на птичьих ногах, из которой <вырастает> хвост или хобот, наверху — крыса—кучер. II—III вв. н.э. Керкинитида, яшма.
Гемма с изображением: комбинация из голов человека и барана, на птичьих ногах, из которой <вырастает> хвост или хобот, наверху — крыса—кучер. II—III вв. н.э. Керкинитида, яшма.

Интерпретация сюжетов является отдельной проблемой. С одной стороны, она может показаться не проблемой вовсе — каждый элемент в отдельности был знакомым символом для людей античной эпохи. Рог изобилия буквально обещал владельцу жизнь в достатке, баранья голова и колосья пшеницы — изобилие мяса и хлеба, орёл с короной в клюве мог символизировать Победу, а петух как солнечный символ — богатство и т. д. Казалось бы, в одном небольшом украшении старались объединить все возможные символы благ. Данное мнение подтверждается тем, что редкие подписи на подобных геммах обычно являются пожеланиями добра и удачи, что характерно для резных камней-оберегов.

Перстень с геммой с комбинированным изображением птицы с крысой—кучером на спине. II—III вв. н.э. Пантикапей. Бронза и сердолик
Перстень с геммой с комбинированным изображением птицы с крысой—кучером на спине. II—III вв. н.э. Пантикапей. Бронза и сердолик

В большом количестве встречаются также изображения совсем с другим значением. Например, колокольчики и фаллосы являются самыми древними и сильными защитными символами от зла, дурного глаза в частности. Более того, на древних мозаиках, мраморных рельефах и резных камнях можно увидеть изображения сцен борьбы с «дурным глазом», главными его врагами там выступают карикатурные карлики, птицы, скорпионы, ящерицы, змеи, львы и собаки, т. е. все те существа из фрагментов которых и складываются гриллы.

Таким образом, гриллы могли быть сильными амулетами, которые объединяли благие пожелания и символы защиты. Исследователи в целом сходятся во мнении, что гриллы являются защитными амулетами, которые берегли благосостояние владельца от сглаза. Важно подчеркнуть, что нелепость собранного из отдельных элементов изображения тоже имела свое значение. В древности считалось, что отпугнуть зло можно многими способами, и смех был одним из них. Абсурдные, намеренно искажённые изображения на античных резных камнях, которые должны были вызвать насмешку в итоге выступали в роли сложных и тщательно продуманных защитных оберегов, которые носили с собой в виде перстней. Люди использовали эти украшения при жизни и старались унести с собой в загробный мир, чтобы грилл и там приносил им удачу и дарил защиту.

 

Автор — Черненко Виктория Геннадьевна, экскурсовод I категории экскурсионно–методического отдела

Литература:

  1. Любовь и эрос в античной культуреКаталог выставки.М., 2006.
  2. 2.Furtwängler A., Gemmen, II, Berlino-Lipsia 1900, p. 353 ss
    Cit. link:  https://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/furtwaengler1900bd3/0366
  3. Арсентьева Е.И., Горская О.В. Античные ювелирные изделия из частных собраний. Кольца и перстни. Каталог коллекции. – СПб.,Эрмитаж, 2019. – 196 с.
  4. Lapatin K. ‘Grylloi’ // Gems of Heaven: Recent Research on Engraved Gemstones in Late Antiquity c. AD 200 – 600. British Museum Research Publication 177.  – L.:  Trustees of the British Museum, 2011, P. 88 – 99.