Много раз Василий Блаженный поражал людей своими чудесами и даром провидения. Вот и летом 1547 года народ был удивлен поведением юродивого. У Крестовоздвиженского монастыря, что находился в районе улицы Воздвиженка, Василий стоял и то горько плакал, то громко смеялся. Когда его спросили, отчего он плачет, а потом неожиданно смеется, блаженный ответил:
«Большое несчастье произойдет отсюда – беда для всех. Но то зло добру дорогу расчистит».
В изумлении люди разошлись. А через несколько дней, 21 июня 1547 года, они стали свидетелями страшного московского пожара, названного позже «Великим». Произошло возгорание, по воспоминаниям очевидцев, от горящей свечи в церкви Крестовоздвиженского монастыря, у которого на днях слезно молился праведник. Быстрому распространению пламени по городу способствовала разыгравшаяся в тот день буря с ветром, и стоявшая жаркая засушливая погода.
Вот как описывает это происшествие автор «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин:
«Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезли, каменные распались, железо рдело как в горнице, медь текла. Рёв бури, треск огня, и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города. Спасали единственно жизнь: богатство праведное и неправедное гибло. Царские палаты, казна, сокровища, иконы, древние хартии, клинки, даже мощи святых истлели. К вечеру буря затихла, и в три часа ночи, угасло пламя; но развалины курились несколько дней, от Арбата и Неглинной до Яузы и до конца Великой улицы, Варварской, Покровской, Мясницкой, Дмитровской, Тверской… Люди с опаленными волосами, черными лицами, бродили как тени среди ужасов обширного пепелища: искали детей, родителей, остатков имений; не находили и выли как дикие звери».
В тот страшный пожар пострадало сильно открытое пространство, которое позже назовут Красной площадью. Долгое время оно так и называлось – «Пожар». По свидетельству летописей, здесь
«огнь все полиза».
Вскоре после свершившихся событий молодой, недавно венчанный на царство, государь Иван Васильевич Грозный, повелел всем жителям Москвы иметь во дворах чан с водой и летом печи в домах не топить, а пищу готовить в огороде, на специально для этих целей сооруженной печи. Развивается каменное строительство домов и начинает меняться планировка улиц. Кроме того, появляются первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались «водополивными трубами».
Так было положено начало пожарному делу и сбылось одно из пророчеств святого Василия, обретшего место упокоения у стен Покровского собора, в настоящее время более известного как храм Василия Блаженного.