Кого жалит скорпион на перстне

Резные камни с изображениями, которые называют геммами, столетиями использовались людьми и высоко ценились за свою красоту и малые размеры. Многовековая история бытования таких изделий привела к тому, что мы знаем великое множество сюжетов: изображения богов и их атрибутов, сцены мифов, изображения животных и пр. Каждое изображение на гемме играло свою роль в жизни владельца, а некоторые изображения, как считают исследователи, могли в восприятии античных людей обладать магическими свойствами.

Сегодня речь пойдёт об одном из хорошо известных сюжетов в глиптике — скорпионе. В собрание Исторического музея входят изделия из разных материалов, обнаруженные на территории Северного Причерноморья. Мы попробуем установить, какое значение было у этого животного в эпоху античности.

Гемма(лазурит) с изображением: скорпион. III в. до н.э. — III в. н.э. Фанагория
Гемма(лазурит) с изображением: скорпион. III в. до н.э. — III в. н.э. Фанагория

Прежде всего необходимо сказать о вере в свойства самих камней,  из которых изготавливали геммы, которые служили вставками украшений, например, перстней. Гемма,  обнаруженная на территории античной Ольвии (северо-западное Причерноморье),  выполнена из жёлтой яшмы, а изделие из Фанагории (Таманский полуостров) — из ярко синего лазурита.

Нет доказательств, что у лазурита была какая-либо собственная магическая сила помимо его статуса редкого и экзотического камня, связанного с Египтом и Ближним Востоком. Плиний Старший писал, что есть три вида лазурита: египетский, скифский и кипрский, из которых самый лучший сорт скифский (XXXVIII.119). Фанагория, на территории которой была обнаружена гемма из лазурита, вела активную торговлю со скифами будучи второй (азиатской) столицей Боспорского царства.

Из греческих медицинских текстов известно, что яшма, в свою очередь, обладала лечебными, обезболивающими и прочими природными свойствами. Её измельчали и смешивали с жидкостями для питья или применяли в качестве мази. Способность устранять боль, возможно, наиболее важная черта всех видов яшмы. Считалось, что зелёные или белые полудрагоценные камни исцеляли боль в животе, небесно-голубые — плеврит, красные прекращали кишечные боли, а жёлтые помогали при укусах змей и скорпионов. Во всех этих случаях изображение на камне не имело значения, сила заключалась в нём самом. То есть сам камень (жёлтая яшма), видимо, был выбран неслучайно.

С появлением практики резьбы на камнях, мастера стали наносить изображения на полудрагоценные камни, обладающие собственным значением либо дополняющие свойства камня. Эта практика известна еще в Древнем Египте. Скорпион появляется на желтоватых драгоценных камнях со времен Хатшепсут (XV в. до н.э.). Это может быть связано с египетской богиней-скорпионом Селкет, чей образ с распростёртыми в знак защиты руками можно увидеть на саркофагах и ящиках для ритуальных сосудов. Изображения скорпионов появляются в амулетах на протяжении всей истории древнего Египта.

Греческие города, в том числе и поселения Северного Причерноморья,  активно контактировали с Египтом, что привело к проникновению в греко-римскую культуру ряда восточных культов и суеверий. До наших дней дошли так называемые магические папирусы эпохи эллинизма, времени, когда Египтом правила династия Птолемеев. Судя по ним и получившей распространение практики пользоваться амулетами, магия всегда сопровождала жизнь античных людей. Не стала исключением и вера в магические защитные свойства амулетов с изображением скорпионов.

В этом случае интересна гипотеза, объясняющая связь изображения скорпиона с жёлтой яшмой. Как оказалось, из нескольких видов скорпионов, обнаруженных в восточной части Средиземного моря, Малой Азии и Египте особенно боялись так называемого жёлтого палестинского скорпиона, который особенно опасен из-за своей маскировки и силы яда: он может убить маленького ребенка за считанные часы и вызвать паралич у взрослого человека на день или два. К тому же этот вид отличается агрессивным поведением. Возможно, жёлтый камень с изображением скорпиона был предназначен для того, чтобы не допускать нападения именно жёлтых скорпионов, защитить от их укусов. В таком случае оберег действовал по принципу “similia similibus„ — отталкивал себе подобное.

Гемма (яшма) с изображением: скорпион. III в. до н.э. — III в. н.э. Ольвия
Гемма (яшма) с изображением: скорпион. III в. до н.э. — III в. н.э. Ольвия

С падением державы Птолемеев, в конце эллинизма (ок. 30 г . до н.э.) многие традиционные виды магии, особенно защитная магия против демонов и хтонических существ (змей и скорпионов), теряют свою популярность. На замену им приходят ранее не столь популярные гадания, зловредная магия и магия, сулившая личную выгоду. Переход от традиционных оберегов к «волшебным амулетам», безусловно, был связан с изменением спроса. Жители Запада, в частности обширной Римской империи, стремились использовать магию для достижения личных целей.  Они требовали привычные им амулеты в полудрагоценных камнях, но изображения на них должны были соответствовать тем магическим знаниям и практикам, которые ранее были лишь достоянием храмов Востока.  Это привело к резкому увеличению числа новых изображений на геммах, которые являлись также результатом смешения восточной и греческой мифологии и астрологии.

Драгоценный камень из жёлтой яшмы с изображением скорпиона с восемью ногами, которое порой сопровождается магической формулой, сохранял статус одного из самых популярных амулетов и в римском мире. Однако тот факт, что Скорпион является одним из знаков зодиака и в более позднее время его изображения изредка дополняются звёздами и полумесяцем, может свидетельствовать о попытках адаптировать традиционный сюжет к новым веяниям, связанным с ростом интереса к астрологии. Всё это значительно усложняет определение значения таких изделий в первые века нашей эры. Вера в связь между астрологией и магическим исцелением заметно развилась со временем. Согласно ей, каждый знак зодиака управлял особой частью человеческого тела. Область медицинской астрологии основывалась на вере в то, что «микрокосм» тела соответствует «макрокосму» планет и звёзд, что давало порядок, казалось бы, случайному течению жизни и здоровья. Каждый знак зодиака соответствовал области тела, начиная с Овна, управляющего головой, Тельца, управляющего областью горла, и так далее. Знаки продолжаются вниз по телу в их естественном положении заканчивая Рыбами, управляющими ногами. Поскольку область, отнесенная к Скорпиону, включала половые органы, разумно предположить, что некоторые из этих амулетов действительно могли быть предназначены для исцеления этой части тела. Зодиакальный знак Скорпиона обычно направлен вправо и обращен к Весам на Западе. Его также можно встретить лицом к Стрельцу, а иногда и к периферии. На амулетах из яшмы же скорпион изображен как вид сверху, вертикально ориентированный к вершине камня.

То есть в определенный момент защитную функцию амулета-скорпиона подменяет либо дополняет вера в целительные свойства сюжета и его связь с астрологией. Как мы отметили выше, амулеты со скорпионами являются очень древними. Астрологическое использование этих драгоценных камней представляет собой более позднюю и новую адаптацию или интерпретацию, порожденную появлением скорпиона в нескольких областях: защитной магии, лечебной магии и астрологии. Астрологический образ ещё более трансформируется, когда император Тиберий, рождённый под этим созвездием, делает его своего рода личным символом, который появляется на щитах его преторианских стражей.

Таким образом, скорпион на геммах мог быть защитным амулетом от укусов, своего рода медицинским средством или символом знака гороскопа владельца, а мог быть всем сразу.  Длительная история сюжета, частое сочетание изображения с определённым каменным материалом, его цветом, дополнения в виде магических надписей подразумевает более глубокое магическое содержание, чем просто гороскоп.

 

Автор — Черненко Виктория Геннадьевна, экскурсовод I категории экскурсионно–методического отдела

 

Литература:

  1. Gordon R. Archaeologies of Magical Gems // Gems of Heaven: Recent Research on Engraved Gemstones in Late Antiquity c. AD 200– British Museum Research Publication 177. – L.:  Trustees of the British Museum, 2011.  
  2. Richard H. Wilkinson.Die Welt der Götter im alten Ägypten: Glaube – Macht – Mythologie. — Stuttgart: Theiss, 2003