«Навеки вместе Киев с Москвою…» Памятники празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией в собрании Исторического музея Часть II

Как и другие важнейшие для общественно-политической жизни СССР юбилеи, 300-летие воссоединения Украины с Россией увековечилось в форме архитектурных сооружений (станция метро «Киевская» — кольцевая в Москве), в монументах (памятник в Переяславе-Хмельницком на Украине), в присвоении названий улицам, площадям, объектам (переименование улицы Маросейка в улицу Богдана Хмельницкого в Москве, наименование «Украиной» строившегося тогда на Дорогомиловской набережной высотного здания гостиницы и т. п.).

В ознаменование юбилея была создана и памятная медаль, экземпляр которой хранится в собрании фондов музея В. И. Ленина — части собрания Исторического музея.

Ещё 21 сентября 1953 г. Президиум ЦК поручил Министерству культуры СССР «разработать тематическое задание… мемориальной бронзовой медали на украинском и русском языках… для исторических музеев Москвы и Киева и для участников юбилейной сессии Верховного Совета РСФСР и юбилейной сессии Верховного Совета УССР».

Долго и мучительно обсуждались изображения, которые должны были появиться на юбилейной медали. В фондах Российского государственного архива литературы и искусства сохранилась стенограмма обсуждения проекта медали от 13 января 1954 г. широким художественно-экспертным советом (в т. ч. с участием представителя Исторического музея).

Перед участниками данного обсуждения встал вопрос, как соотнести в изображениях на медали роль в акте «воссоединения народов» выдающихся исторических личностей и народных масс. На этот счёт высказывались следующие мнения. Воссоединение — «дело не одного лица, а всей Переяславской Рады»; «фигуры, подразумевающие представителей двух народов — это одно, а когда мы даем предводителей — это неправильно. Если бы была медаль Богдана Хмельницкого — нормально, а здесь это будет неприемлемо»; «Богдана Хмельницкого нельзя [размещать. — Прим. авт.] на лицевой стороне медали»; не следует ставить «в одно положение» Богдана Хмельницкого и Бутурлина, т. к. «роль Бутурлина ограничивалась поручением, которое ему дал Алексей Михайлович», а лучше изобразить вместо этого «Богдана Хмельницкого и народ». После смерти Сталина с подачи высшего руководства страны началась постепенная борьба с созданным при нём не только культом самого вождя, но и культами выдающихся личностей в историческом прошлом страны. Практика возвеличивания отдельных исторических личностей заслоняла собой «ведущую историческую роль народных масс».

Медаль юбилея, отмечаемого в послесталинское время, не должна была повторять принцип медали предыдущего масштабного исторического юбилея — 800-летия Москвы, на лицевой стороне которой красовался профиль князя Юрия Долгорукого. (При этом Совет Министров СССР распорядился назвать медаль «по аналогии с названием медали “В память 800-летия Москвы”»).

Атмосфера преддверия новой антирелигиозной кампании также нашла своё отражение в рассматриваемом обсуждении проекта медали. Так, один из участников дискуссии сомневался: «Нужно ли церкви изображать?» (в сцене Переяславской Рады на утверждённой медали их не стали изображать).

В итоге 8 апреля 1954 г. Секретариат ЦК принял решение об утверждении рисунка медали по проекту художников В. М. Акимушкиной, А. И. Резниченко, И. П. Хотинока, оформленное Постановлением Совета Министров СССР «Об изготовлении медали в память 300-летия воссоединения Украины с Россией».

Медаль памятная «300 лет воссоединения Украины с Россией». Медальеры В. Акимушкина, А. Резниченко, И. Хотинок. СССР, Ленинградский монетный двор, 1954 г. Томпак золочёный, штамповка, гальваника.
Медаль памятная «300 лет воссоединения Украины с Россией». Медальеры В. Акимушкина, А. Резниченко, И. Хотинок. СССР, Ленинградский монетный двор, 1954 г. Томпак золочёный, штамповка, гальваника.

Символика изображений на аверсе (лицевой стороне) утверждённой медали: рукопожатие на фоне Кремля (рука русского на плече украинца), слова гимна: «Союз нерушимый республик свободных / Сплотила навеки Великая Русь», стоящие за «советскими» русским и украинцем исторические образы русского пахаря с сохой и украинского казака с косой. Это отражало преемственность вековых традиций дружбы двух народов и подчёркивало в ней роль русского народа как «старшего брата». Реверс медали — изображение Переяславской Рады, в центре можно видеть Б. Хмельницкого и В. Бутурлина, и дат «1654–1954» с надписью по краю «В память 300-летия воссоединения Украины с Россией». Наличие надписей на украинском языке подчёркивало отсутствие у РСФСР «имперских амбиций» и равноправие с ней УССР.

Возобладал ограниченный партийно-номенклатурный состав лиц, которым вручили памятные медали по решению, принятом не Советом Министров СССР, а политически усилившимся ЦК КПСС во главе с Н. С. Хрущёвым. Медали вручались членам ЦК КПСС и кандидатам в члены ЦК, 1-м и 2-м секретарям обкомов, 1-м секретарям горкомов и председателям горисполкомов областных центров, всем министрам, некоторым 1-м заместителям министров, депутатам Верховных Советов РСФСР и УССР, членам юбилейных комитетов в РСФСР и УССР, членам делегаций от союзных республик. Списки расширялись, пересогласовывались. Вручили около 1000 позолоченных настольных медных медалей в футлярах из карельской березы с серебряной накладкой с указанием названия медали либо с надписью «Участнику Юбилейной сессии Верховного Совета РСФСР/УССР, посвящённой 300-летию воссоединения Украины с Россией».

Значок. 300-летие воссоединения Украины с Россией. СССР, Московский монетный двор, 1954 г. Недрагоценный металл, эмаль, штамп
Значок. 300-летие воссоединения Украины с Россией. СССР, Московский монетный двор, 1954 г.
Недрагоценный металл, эмаль, штамп

Коллекция значков в отделе нумизматики Исторического музея хранит образец юбилейного значка, выпущенного в ознаменование празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией.

С разрешения отдела науки и культуры, а затем Секретариата ЦК, оформленного Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1954 г., Московский монетный двор выпустил 400 тыс. юбилейных значков, продаваемых по всему Советскому Союзу. Широкий выпуск значков в честь празднования данного юбилея играл в т. ч. и компенсационную функцию ввиду отсутствия выпуска медалей для нагрудного ношения.

Значки выпускались в двух видах: на обоих на фоне перекрещенных флагов РСФСР и УССР и Спасской башни в сиянии лучей на щите значилась надпись «300 лет воссоединения Украины с Россией» по-русски либо по-украински. Такой вариант выпуска значков подчёркивал равноправие народов, уважение к украинскому народу и его языку. Так, в юбилейных пропагандистских «Тезисах» прозвучала новая формулировка о «двух великих народах» [курсив мой. — Прим. авт.]. Важно отметить, что ещё совсем недавно, в сталинское время, было положено официально говорить только о русском народе как о великом. Присутствие же на значке изображения Спасской башни (характерное в своё время и для значков к 800-летию Москвы в 1947 г.) не должно было давать забыть союзным республикам о Москве как о политическом центре СССР.

Изображение юбилейного значка встречалось повсеместно: от оформления демонстраций трудящихся до программок праздничных постановок и других сувениров.

К празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией были выпущены не только значки, но и другая сувенирная продукция, в т. ч. юбилейные марки. В собрании фондов музея В. И. Ленина находится марка Почты СССР из серии «300-летие воссоединения Украины с Россией. 1654–1954» с изображением Государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко и соответствующей подписью на украинском языке. Для большинства марок серии было характерно преобладание украинских сюжетов (были марки с изображением памятника Т. Г. Шевченко в Киеве и на его могиле в Каневе, зданий Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, зданий Верховных Советов РСФСР и УССР). Такой выборкой изображений на марках не только подчёркивалось уважение Москвы как союзного центра к украинской культуре, но и сама УССР фактически представлялась наравне с РСФСР как государствообразующая республика для всего Советского Союза.

Марка почтовая СССР. 300-летие воссоединения Украины с Россией. С. Поманский, 1954 г. Бумага мелованная, автотипия.
Марка почтовая СССР. 300-летие воссоединения Украины с Россией. С. Поманский, 1954 г.
Бумага мелованная, автотипия.

По решению Секретариата ЦК КПСС от 8 апреля 1954 г. поручалось «Министерству промышленных товаров широкого потребления… изготовить на предприятиях товары народного потребления и художественные изделия, специально оформленные к юбилею, для массовой продажи населению». Образец такого рода продукции предприятия Главфанспичпром фабрики «Ревпуть» г. Злынка Брянской области — альбом со спичечными этикетками из 50 штук, на обложке которого изображён юбилейный значок.

Посредством изготовления сувениров и продукции с праздничной символикой память о юбилее должна была дойти до каждого советского гражданина, стать его личным достоянием.

300 лет воссоединения Украины с Россией. Альбом со спичечными этикетками фабрики «Ревпуть» СССР, Брянская обл., г. Злынка, 1954 г. Бумага, печать.
300 лет воссоединения Украины с Россией. Альбом со спичечными этикетками фабрики «Ревпуть»
СССР, Брянская обл., г. Злынка, 1954 г.
Бумага, печать.

Подведём общий итог обозрению памятников, связанных с празднованием 300-летия воссоединения Украины с Россией в собрании Исторического музея. Можно сказать, что представленные в коллекции музея памятники в различных формах выражают идею, прекрасно переданную в заключительных словах триумфально шедшей в те годы на советской сцене оперы «Богдан Хмельницкий» (музыка К. Ф. Данькевича, либретто А. Е. Корнейчука и В. Л. Василевской):

Навеки слава —
Народам-братьям слава!
Навеки вместе
Киев с Москвою златоглавой!

 

 

Источники и литература:

  1.  Знамя коммунизма (Одесса). 1954. 8 июня – 30 июня.
  2. Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 65: Труды Научной конференции Академии педагогических наук РСФСР и научно-исследовательских педагогических институтов Украинской ССР, посвящённой 300-летию воссоединения Украины с Россией 6–7 мая 1954 года. М., 1955.
  3. Львовская правда. 1954. 19 мая – 8 июня.
  4. Махнырёв А.Л. Куда дул ветер хрущёвской «оттепели»? Взгляд в зеркала двух исторических юбилеев. М., 2020.
  5. Московский художественный театр. 100 лет. Т. 2. Имена и документы. М., 1998.
  6. Советская культура. 1954. 13 мая, 4 сентября.

 

Автор — Антон Леонидович Махнырёв, к.и.н., экскурсовод 1-й категории Экскурсионно-методического отдела Исторического музея