Икона Богоматерь «Знамение» — Блог Исторического музея

Икона Богоматерь «Знамение»

В центре композиции прямоугольной иконы – крест с  изображением Богоматери «Знамение»[1], вписанным в круг. По кругу расположена резная надпись с текстом молитвы Похвала Пресвятой Богородицы «Достойно есть»[2]. В четырех углах находятся изображения символов евангелистов в виде полуфигур ангела, орла, льва и тельца. Каждая из них держит Евангелие. Между фигурами – резные надписи имен евангелистов. Поля иконы узкие и гладкие. Тыльная сторона также гладкая.

Икона изготовлена из массива ольхи на одной доске без употребления шпонок. Изображение исполнено в технике барельефа с тонким и выразительным рисунком, который подчеркнут мягкой, скругленной резьбой. Фигуры имеют удлиненные пропорции с небольшими головками.  Складки одежды обозначены неглубокой моделировкой из сдвоенных линий. Крылья выполнены в виде тонких параллельных черт, разделенных поперечными бороздками.

Створа складня Богоматерь Знамение в окружении символов евангелистов Россия, Ростов Великий Середина XVI века Дерево (ольха), резьба 9,2х7,5х0,9 см Поступила в Исторический музей в 1930 г. в составе предметов, переданных из Института народов Востока (прежде находилась в собрании Московского археологического общества)
Створа складня Богоматерь Знамение в окружении символов евангелистов
Россия, Ростов Великий
Середина XVI века
Дерево (ольха), резьба
9,2х7,5х0,9 см
Поступила в Исторический музей в 1930 г. в составе предметов, переданных из Института народов Востока (прежде находилась в собрании Московского археологического общества)

В средней части иконы имеется глубокая выщербина со следом от ожога, повредившего часть текста с именами евангелистов и часть головы Богородицы.  Красочный слой отсутствует, однако на полях остались мельчайшие фрагменты позолоты. На полях и на торцах иконы — гвоздевые отверстия и следы креплений, которыми вероятно была укреплена басма. На правом торце находятся углубления для петель, что позволяет говорить о том, что представленная икона является левой створой складня.

Данная композиция представляет краткий вариант иллюстрации молитвы «Достойно есть…», существовавший до появления (около середины XVI века) развитой иконографии этого сюжета. Данная иконография восходит к композициям круглых панагий XVI в., с Богоматерью «Знамение» в окружении символов евангелистов[3], серафимов, херувимов и круговой надписью, часто с текстом «Достойно есть…». В XVI в. встречаются также и небольшие прямоугольные нагрудные иконы и складни из кости или дерева с аналогичной иконографией.

[1] Другое название этого иконографического типа Богоматерь Воплощение – изображение Богоматери с Предвечным младенцем в медальоне на груди. В основе иконографии – пророчество о воплощении Спасителя. Иконографический извод ведет свою историю с раннехристианского периода и впервые появляется на печатях имп. Маврикия в конце VI-начале XVII в. Особое развитие  получает в Византийском искусстве X-XII вв. в изображениях на печатях, монетах, наперсных крестах. Встречаются и другие наименования изображения Богородицы с образом Спасителя в медальоне перед грудью «Влахернитисса», «Платитера», «Великая Панагия». В русском искусстве иконография «Богородицы Знамение» в первую очередь связана с чудотворной иконой Божьей матери, через которую в 1170 г. Великий Новгород получил спасение от войск суздальского князя.  

Толкуя Апокалипсис и видение Иезекииля, учителя Церкви указали на символическую связь крылатых существ с евангелистами. В основу иконографии легли толкование блаженного Иеронима и святителя Иринея Лионского.

Распределение блаженного Иеронима принято в настоящее время в русской православной церкви:  Матфею был дан человек, потому что он показал человеческую природу Христа;  Луке – телец, символ жертвенности, он показал Христа как священника; Марку – лев, потому что он объявил о царском достоинстве Спасителя; Иоанну же дан был орел — за полет веры.

Однако существует и другое толкование этих символов. Оно принадлежит святителю Иринею Лионскому. Эта традиция сохранилась до сих пор на христианском Востоке, в храмах Малой Азии и у русских старообрядцев. В 1723 году вышли «Поморские ответы» — одно из важнейших апологетических сочинений старообрядцев. Среди прочего они утверждали альтернативную иконографию символов евангелистов:

«В древлецерковныхъ книгахъ печатныхъ святiи четыре евангелиста вообразахуся Матфей лицемъ человеческим, Марко лицемъ орлимъ, Лука телечимъ, Иоанн львовым…».

[2] По церковному преданию, текст песнопения «Достойно есть» создан архангелом Гавриилом, который был его первым исполнителем. В VIII веке молитва была дополнена Козьмой Маиумским и в этом виде сохранилась до наших дней. «Достойно есть» исполняется во время чинопоследования литургии Иоанн Златоуста между молитвой эпиклезы, призывающей Святого Духа на святые дары, и обрядом причащения.

[3] Иконографические символы, представляющие тетрамофор – четыре крылатые животные, упоминающиеся в видении пророка Иезекииля и в Откровении Иоанна Богослова: И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему… (Откр 4:6–8).