Личный страж матери богов

С давних времен лев олицетворял силу, богатство и царскую власть. Неслучайно фигура льва (вместе с фигурой единорога) украшает флюгер на крыше Исторического музея. Так, лев и единорог образуют пару хранителей музейных сокровищ. В Парадных сенях посетителей встречают скульптуры двух львов, которые держат в лапах щиты с вензелями императоров Александра II и Александра III, с чьими именами связано основание Исторического музея.

Представление о львах как об особых животных уходит корнями в глубь веков. Древнее искусство изображало льва преимущественно в двух видах — как хищного зверя, нападающего на животных, либо как спокойно сидящего или стоящего стража.

В интерьере зала № 6 Исторического музея воссоздан ступенчатый свод склепа кургана Куль-Оба (IV в. до н. э.), который был обнаружен в Крыму в XIX в. и приобрел широкую известность как скифское царское захоронение. Среди находок из кургана Куль-Оба встречаются и изображения льва в художественных изделиях из металла.

Бляшка нашивная: идущий лев. Около 350 г. до н. э.
Бляшка нашивная: идущий лев. Около 350 г. до н.э.
Бляшка нашивная: лежащий лев. Около 350 г. до н.э.
Бляшка нашивная: лежащий лев. Около 350 г. до н.э.

Археологи часто встречают подобные миниатюрные изображения льва в ходе археологических исследований памятников Северного Причерноморья. На территории города Пантикапей, столицы древнего Боспорского царства и его округи, были обнаружены в большом количестве амулеты из смальты, фаянса, гипсовые или алебастровые украшения саркофагов в виде этих величественных животных и пр. Изучение подобных предметов привело исследователей к мысли, что изображения львов в представлении людей прошлого обладали защитными свойствами. Основной функцией этого животного была охрана покоя погребённых, в частности защита от разграбления богатых захоронений представителей скифской и боспорской знати, поскольку лев ассоциировался с золотом и властью.

Лев также был спутником некоторых божеств эпохи античности. Среди изделий древних мастеров встречаются изображения женщины на троне со львёнком на коленях или у ног, ее голову украшает высокий головной убор калаф, а в руках чаша или фиала, иногда также тимпан (музыкальный инструмент). Изображенная является богиней Кибелой, самым известным воплощением верховного божества, более известным как богиня-мать. Ее называли «богиня на троне» или «богиня со львами» и пришла она из Фригии (Малая Азия) в Причерноморье, где ее культ получил широкое распространение в эпоху эллинизма.

Кибела ассоциировалась со многими популярными греческими богинями, которые считались покровительницами семьи и деторождения, как например Деметра и Гера. Существует мнение, что в греко-скифском искусстве доминировал образ женского божества, а потому культ матери богов и всего сущего быстро распространился среди греческого и варварского населения.

Статуя сидящей Кибелы. I в. до н. э. – I в. н. э.
Статуя сидящей Кибелы. I в. до н. э. – I в. н. э.

Во Фригии, Пафлагонии и других районах Малой Азии животные, а именно львы, олицетворяли силу природы. С древнейших времен лев являлся неизменным спутником Великой Матери богов Кибелы, либо символически олицетворял ее на различных предметах, в том числе на монетах.

Во многих греческих городах Кибела считалась охранительницей умерших, покровительницей производительных сил природы, зверей, растений и т. д., выступая в образе Верховной богини всего сущего. Все эти функции могли разделять и ее священные животные. Львы, как упоминалось ранее, зачастую изображались на предметах погребального инвентаря, они служили украшениями саркофагов и склепов, олицетворяя силу и защиту.

Терракотовая статуэтка Кибелы. II–III вв. н. э.
Терракотовая статуэтка Кибелы. II–III вв. н.э.

Предметы с изображениями львов были призваны уберечь погребение от осквернения и разграбления, а владельцев таких изделий при жизни от всяческих невзгод. Вера в защитные свойства тех или иных сюжетов изображений и их связь с почитаемыми божествами вела к созданию большого числа предметов, исполненных с высоким мастерством и восхищающих современного человека красотой и изяществом.

Выдающиеся образцы античного искусства служили источником вдохновения художников и скульпторов эпохи Ренессанса и Нового времени. Таковыми они остаются и в настоящее время.

Часы каминные «Кибела». Барран (Barrand). 1805–1810 гг.
Часы каминные «Кибела». Барран (Barrand). 1805–1810 гг.

 

 

Автор — Черненко Виктория Геннадьевна, экскурсовод I категории экскурсионно-методического отдела

 

Литература:

  1. Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Шемаханская М.С. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба в собрании Исторического музея. Историко-технологическое исследование. – М.: Исторический музей, 2014. С. 116–119
  2. Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства / Авт. статей: В.П. Толстиков, О.Ю. Самар. М., 2017. – 62 с.: ил
  3. Богатова О.В. Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности: К проблеме религиозного синкретизма в античности. дисс. … канд. ист. наук.СПб., 1998. С. 82
  4. Горончаровский В.А. К вопросу о культе Кибелы на Боспоре в первые векан.э. // Stratum plus. 1999. № 3. С. 224.
  5. Fedoseev N.F. The Necropolis of Kul Oba and Juz Oba / Ancient Greek Colonies in the Black Sea 2. Vol. II // BAR International Series 1675(II). Oxford, 2007. P. 982. Fig. 4. 5.
  6. Кучеревская Н.Л., Федосеев Н.Ф. Лев в искусстве Древнего Боспора Киммерийского // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Материалы IV боспорских чтений. Керчь, 2003. С. 160–164
  7. Черненко В.Г. Семантика изображений животных-защитников на геммах и перстнях Нижнего Дона //Вестник МОСК. УН-ТА. Сер. 8. История, 2019. № 5. С. 3–16.