О лифте в главном здании ГИМ — Блог Исторического музея

О лифте в главном здании ГИМ

Из трех функционирующих на сегодня в главном здании Государственного Исторического музея лифтов только один, установленный в музее в 1912 году фирмой «Stigler» («Cтиглер»), пережил капитальный ремонт и реставрацию здания 1986–1997 годов. И не просто пережил, а остался в новом реконструированном виде на своем первоначальном месте. Этот лифт – один из трех первых появившихся в Москве в начале XX века и в этом году ему исполнилось бы 102 года. Фирма «Cтиглер» была основана в 1860 году, ее электрические лифты запущены в массовое производство в 1898 году. Около 10 лет спустя эти производители стали пионерами в создании «готового» пассажирского лифта, т.е. полностью скомплектованных стандартных лифтов для многоквартирных домов. По свидетельствам современников лифты фирмы «Cтиглер» отличались большой комфортностью, интерьер и внешнее оформление кабин и ограждений шахты имели, как простейшее убранство, так и сложный орнаментальный декор, оформление экзотическими породами дерева, диваны и светильники.

На просторах интернета мы можем обнаружить иную дату установки лифта в Историческом музее – 1895 год. Однако это дата установки первого лифта в Московском Кремле. Император Александр III в 1893 году заказал лифт марки OTIS в свою резиденцию в Зимнем Дворце, а два года спустя подобный лифт был установлен и в императорском дворце Московского Кремля. Это были самые первые лифты, заработавшие в России. В Москве первый пассажирский лифт этой фирмы был установлен доме № 17 на Рождественском бульваре в 1901 году. В 1908 году в реконструированном после пожара московском торговом центре российского торгового дома «Мюр и Мерилиз» (1857–1922, совр. ЦУМ) были установлены два скоростных электрических лифта для покупателей. В 1915 году компания открыла в стране свое представительство. Вплоть до революции 1917 года большинство лифтов в Российской империи были лифтами OTIS.

Для справки следует заметить, что зодчие-строители нашего здания уже в конце XIX века запроектировали и построили в музее восемь шахт для больших грузовых подъемников, однако заказ и установка этого оборудования так и не были осуществлены в течение столетия «за недостаточностью средств». Только лишь в библиотеке музея в 1907 году на средства князя Николая Сергеевича Щербатова, который постоянно жертвовал денежные средства на нужды музея, были «устроены подъемники для книг» на верхнюю балюстраду. Эти подъемники были очень простыми, оснащенными ручным механизмом цепной передачи.

Так, первый библиотекарь музея Алексей Иванович Станкевич (1856–1922) в своих воспоминаниях сетует на то, что в 1910-е годы возраст уже сказывается и в библиотеку, которая располагалась тогда в современном 40-м зале музея, «мне подниматься и спускаться ежедневно по 156 (если не более) ступеням становилось тяжело, …а лифта… не было».

Техническую новинку – пассажирский лифт – в нашем музее завели для особо важных персон, «для удобства восхождения на верхние этажи здания, на высоту 14 метров». В преддверии празднования 300-летия дома Романовых директору Исторического музея князю Николаю Сергеевичу Щербатову удалось добиться финансирования на «устройство в музее подъемника», так как в календаре праздничных торжеств в Москве по случаю юбилея ожидалось посещение музея высочайшими лицами. Судя по всему, именно поэтому лифт стал именоваться «императорским».

В «исторических преданиях» нашего музея, т.е. в устной традиции среди сотрудников всегда говорилось, что начале XX века лифт предназначался для пользования только членами российского императорского дома, их гостями и первыми лицами государства, сотрудники музея и посетители им пользоваться не могли, поэтому он и был прозван в музее «императорским».

Документация на лифт венской фирмы «Cтиглер» сама по себе представляет ценность с исторической точки зрения. Из нее мы узнаем, что вначале лифт Исторического музея именовался даже не лифтом, а «подъемной машиной» либо просто «подъемником». «Подъемная машина» имела электрический привод, приводилась в движение тросами с лебедкой и имела следующие технические характеристики: вес клетки – 460 кг, вес противовеса – 620 кг, скорость движения – 0,5 метров в секунду. Деревянная кабина лифта была обшитая красным деревом. Выбирая материал для кабины, производители, очевидно, в первую очередь исходили из соображений прочности, а не роскоши, потому что красное дерево – природный материал, устойчивый к неблагоприятному влиянию окружающей среды.

За годы эксплуатации лифт неоднократно модернизировался. Защитные ограждения вокруг шахты лифта «Cтиглер» были весьма небольшими. По этой причине в 1936 году с лифтом возникла первая серьезная проблема. К тому времени нормативы по ограждению лифтовых шахт стали более жесткими, и Инспекция котлонадзора требовала от музея их беспрекословного соблюдения. Тем не менее, это затруднение удалось преодолеть. Как указано в техническом журнале, «20 октября 1937 года шахта была ограждена со всех сторон и на всю высоту металлической сеткой».

Судя по отчетам, более-менее стабильно лифт работал до 1937 года. После этого периода начались перебои. Скорее всего, их можно объяснить наступлением в стране тяжелой экономической, политической ситуации или утратой контактов с фирмой-производителем. Руководство музея на протяжении десятилетий прилагало все усилия для того, чтобы «раритетный» механизм оставался на ходу.

Исключением стал период Великой Отечественной войны. В архивной документации сохранилось письмо тех лет, в котором музейщики обращались в надзирающие технические службы с просьбой разрешить разместить в машинном отделении лифта хранилище продуктов. Основания имелись: лифт все равно не работал – отсутствовали запчасти. Но эта просьба не была удовлетворена.

В последующие годы надзорные организации периодически выносили по лифту разнообразные запрещающие резолюции, а музей в меру своих сил старался устранить недочеты. Так, например, «1956 год – эксплуатация лифта строго запрещается. Подпись – Госгортехнадзор РСФСР». Далее записи носят более оптимистический характер: «1973 год – произведен годовой ремонт лифта», «1982 год – произведен малый капитальный ремонт лифта». Интересно, что малому капитальному ремонту предшествовало письмо киностудии «Мосфильм» от 1 августа 1980 года на имя директора музея. В обращении указывалось, что «киностудия берет на себя работы по капитальному ремонту лифта», так как лифт ГИМ сохранил исторический интерьер и внешний облик, необходимый как антураж для съемок.

8 февраля 1983 года прораб-контролер объединения «Мослифт» после проверки указал: «Ввиду отсутствия обслуживающего персонала работа лифта запрещена. Лифт опечатан». 16 июня 1987 года директор объединения «Мослифт» сообщает, что «лифт не может обеспечить безопасное пользование им, и подлежит замене, или может использоваться как экспонат музея без права перевозки пассажиров и грузов». В этом же году музей обратился в ЦПКБ по лифтам в/о «Союзлифтмаш» о выдаче «технического заключения о возможности восстановления единственного сохранившегося в СССР экземпляра лифта фирмы “Cтиглер”». Был подготовлен проект и смета на реставрацию кабины и замены подъемного механизма. В 1989 году предприятие «Лифтремонт» вновь провело обследование лифта-ветерана и выдало заключение, что «ремонт лифта нецелесообразен, требуется новая установка лифта», так как ни одно предприятие в стране не сможет выполнить изготовление и замену механизмов прошлого века. Этот вердикт поставил точку в существовании «императорского лифта» в его прежнем историческом виде.

Современный лифт – правопреемник лифта «Cтиглер» монтажа 1912 года. Работы по его созданию выполнили в 1989–1991 гг. специалисты австрийской фирмы «Freissler Otis» («Фрейслер Отис»), одной из старейших европейских фирм по изготовлению лифтов, основанной в 1870 году. Шахта получила стеклянное ограждение, а сам лифт превратился в современное подъемное устройство с гидравлическим приводом и грузоподъемностью 640 кг. Вместо прежней кабины начала XX века сейчас можно увидеть ее точную копию: восстановление оригинального интерьера с панелями из красного дерева и обитой бархатом скамейкой, оказалось, увы, невозможным. Новая кабина лифта с дизайном «под дерево» изготовлена по сохранившимся чертежам в соответствии с техническим заданием музея из негорючих материалов, поэтому отпала необходимость оснащать ее системой газового пожаротушения. А ирония судьбы такова, что в XXI веке преобразившийся «императорский» лифт поднимает в основном инвалидов и людей старшего возраста, и только изредка – особо важных персон.

С момента пуска к лифту «Cтиглер» был приставлен лифтер. Это обстоятельство в конце XIX века было связано с отсутствием у пассажиров навыков обращения со столь сложным и передовым для того времени механизмом. С развитием технологий лифты начали обходиться без лифтера, но после полной реконструкции лифта в ГИМ эту должность решили сохранить для того, чтобы воссоздать былой антураж. Да и сама конструкция кабины лифта с распашными дверями, которые закрываются руками, предусматривает обязательное наличие лифтера. В противном случае пришлось бы прибегнуть к автоматическим дверям, тем самым отступая от оригинала. Отпечаток текущей эпохи в кабине лифта проявился и в виде металлической панели управления и пластиковой телефонной трубки внутренней связи.

Сегодня наш уникальный лифт нужен как раз для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями могли без проблем попасть на выставки, проходящие в 40-м зале музея. Нижняя посадочная площадка лифта отделена от пола несколькими ступенями. Перепад высот составляет не более полутора метров, но для тех, кто передвигается в инвалидных колясках, и это может стать непреодолимым препятствием. Поэтому на полпути к лифту установлен автоматический итальянский подъемник для инвалидов. По первой же просьбе посетителей лифтер приведет его в действие и поможет расположиться на платформе.

Два других действующих сейчас лифта первоначальным строительным проектом зодчих-строителей Исторического музея не были предусмотрены. Чтобы оптимально разместить их и не нанести ущерб памятнику архитектуры XIX века, так как наш музей является объектом охраны культурного наследия России, строителям в конце XX века пришлось найти решения и выполнить дополнительные проектно-конструкторские работы.

Для лифта фирмы «Otis», в посетительской зоне у главного входа в здание, построена приставная шахта. При подъеме на этом лифте сквозь прозрачные стенки шахты открывается панорама внутреннего двора Государственного Исторического музея. Поскольку шахта выходит на улицу, промежутки между двойными стеклами в ней заполнены аргоном – газом, который по замыслу разработчиков устройства должен обеспечивать теплоизоляцию. Увы, как показала практика, аргоновое теплоизоляционное наполнение – решение не для российских морозов.

В процессе эксплуатации лифта специалисты Исторического музея столкнулись с тем, что при больших значениях отрицательных температур (от минус 15 и ниже) зимой смазка в лифте фирмы «Otis» застывала и лифт «вставал». Наверное, не случайно производитель рекомендует останавливать лифты данной серии при минус 15 . Летом нормальное «самочувствие» механизма тоже порой находилось под угрозой, потому что по проектным нормам система кондиционирования музея была рассчитана для кратковременной температуры не более 28 градусов тепла. Буквально 20 лет назад такая температура казалась чем-то невероятным, а сегодня…

Чтобы исправить положение, специалисты музея разработали технические решения, по которым к «критическим» местам лифта фирмы «Otis» подвели вентиляцию и обогрев. Теперь, даже зимой при минус 25  мороза на улице температура в стеклянной шахте составляет порядка плюс 20 . Разумеется, инженерные изменения согласованы со всеми надзорными органами.

До конца 1990-х годов в музее не было грузового лифта. Теперь в нашем распоряжении есть лифт производства ОАО «КМЗ» грузоподъемностью более полутонны.

Так как здание музея построено на площадке со сложным рельефом, у лифта «КМЗ» семь остановок, в то время как у лифта «Otis», находящегося в посетительской зоне музея, только пять.

ВА ОПИ ГИМ. Оп. 1. Ед. хр. 67, 70, 73, 120; Оп. 1ОКРиР. Ед. хр. 584, 585.

Отчет императорского Российского Исторического музея им. Имп. Александра III в Москве

за 1912 г. М., 1913.

А.И. Станкевич. Воспоминания / Подгот. т-та Н.Л. Зубова // Археографический ежегодник за 1997 год. М., 1997.

 Автор — Ирина Клюшкина,  старший научный сотрудник-хранитель фонда «Научно-ведомственный архив» отдела письменных источников ГИМ