В наши дни в российской армии насчитывается около полутысячи солдат и офицеров, навечно зачисленных в списки той или иной воинской части. Большинство из «обретших бессмертие» удостоились этой чести в годы Великой Отечественной войны. Но сама эта традиция появилась гораздо раньше – в 1840 году. Первым русским солдатом, имя которого было навсегда внесено в списки полка и выкликалось на каждой перекличке, стал Архип Осипов (1802–1840) – рядовой Тенгинского пехотного полка, который в годы Кавказской войны обессмертил себя подвигом во время защиты Михайловского укрепления Черноморской береговой линии 3 апреля (22 марта по ст. ст.) 1840 года.
Черноморская береговая линия была построена в 1830-е гг. с целью отрезать черкесам возможность получать контрабандой продовольствие, оружие и военные припасы из-за границы. Однако укрепления береговой линии не представляли собой серьезной угрозы для противника. Они были построены на скорую руку из подручного материала. Расположенные друг от друга на дальних расстояниях, укрепления не имели сухопутного сообщения. В вопросах обороны малочисленные гарнизоны, окруженные враждебно настроенными горцами, могли рассчитывать только на собственные силы. Турецкие суда практически беспрепятственно приставали к берегам, снабжали население военными припасами и увозили пленных для продажи в неволю.
В конце зимы 1840 г. горцы начали активные боевые действия против укреплений Черноморской линии. В феврале пали форты Лазаревский и Вельяминовский. 15 марта лазутчик сообщил гарнизону Михайловского форта, что около 11 тыс. черкесов планируют напасть на укрепление. Численность гарнизона составляла примерно 500 чел. Участники событий позже сообщили, что рядовой Осипов тогда заявил: «Я хочу сделать память России и в минуту неустойки наших подожгу пороховой погреб».
В ночь на 22 марта неприятель двинулся на укрепление. Офицеры и многие из нижних чинов, осознавая неизбежность гибели, надели чистое белье. Подавляя своей численностью, неприятель разделил гарнизон на две части. Главная схватка завязалась возле порохового погреба. Офицеры были перебиты. Начальство перешло в руки юнкеров и нижних чинов из дворян. На всех бастионах развевались красные значки горцев, знаменуя их победу. Осипов заметил, что черкесы толпой окружили пороховой погреб, рубили двери и разрывали крышу. Он сдержал своё слово и со словами «Пора, братцы! Кто останется жив – помните мое дело» взорвал погреб, а с ним и все укрепление.
Нападавшие стали убегать и только через некоторое время, видя, что удар не повторяется, вернулись, взяв в плен двух офицеров и 80 нижних чинов. Неприятель понес большие потери и назвал это место проклятым.
Известие о подвиге произвело впечатление в Петербурге. Император Николай I повелел провести расследование на предмет достоверности рассказов. Вернувшиеся из плена солдаты подтвердили, что именно Архип Осипов взорвал пороховой погреб и тем самым уничтожил значительную часть нападавших.
Для увековечения памяти о подвиге Архипа Осипова император повелел сохранить навсегда его имя в списках 1-й гренадерской роты Тенгинского пехотного полка, считая его первым рядовым и на всех перекличках, при произнесении имени Осипова, первому за ним рядовому отвечать: «погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».
В 1876 г. на месте бывшего форта был поставлен ажурный чугунный крест в память об Архипе Осипове. Русское селение, расположившееся на месте разрушенных валов, было названо Архипо-Осиповка. В 1881 г. во Владикавказе был воздвигнут монумент А. Осипову и командиру Михайловского укрепления штабс-капитану Н. К. Лико (уничтожен после 1917 г.).