Они стояли в долине. Сплоченные ряды воинов приготовились к сражению. В центре лучники, с колчанами, наполненными стелами, за ними всадники в чешуйчатой броне, вооруженные копьями и мечами. Бронзовые шлемы заблестели в лучах восходящего солнца, так, что враги на мгновение прикрыли глаза, осознав, что перед ними серьезный противник – армия самого Русы сына Сардури владыки Ванского царства, страны могущественного народа урартов.
Молодой варварский вождь, наблюдавший с вершины холма за урартскими воинами, восхищенно вздохнул. У себя на родине, на северных склонах Кавказа он такого великолепия не встречал. Конечно, и там можно было показать воинскую доблесть в стычках между кланами соплеменников или с подступившими к предгорьям степняками. Но отбитая отара или даже конский табун не принесут вечной славы. И потому, когда однажды в родное село пришли кочевники-киммерийцы с предложением отправиться вместе в далекий поход на юг, за Кавказский хребет, юный воин не колебался.
Не колебался он и сейчас, когда перед ним и его дружиной стояла задача победить урартов, закованных в сияющую броню, и захватить добычу, которую они защищают. Варварский вождь хотел, чтобы о нем слагали песни. А еще он хотел такой шлем…
Бронзовые шлемы конца VIII – начала VII в. до н.э. даже среди богатейших древностей Кавказа — крайне редкая находка. На сегодняшний день их известно 26, но только 9 из них (включая фрагменты) хранятся в государственных музеях и доступны исследователям. Все шлемы предскифской эпохи относятся к единому типу. Они вырублены из тонкого бронзового листа, края которого соединялись внахлест и скреплялись бронзовыми скобами или заклепками. Технология крепления при помощи заклепок широко применялась в эпоху бронзы и раннего железа, а вот крепление скобами инновационный прием, характерный только для шлемов.
Немногие шлемы «ассирйского облика» обнаруженные в комплексах уверенно позволяют связать эти предметы с древностями кобанской культурно-исторической области. Однако еще Прасковья Сергеевна Уварова в 1900 г. на страницах своего фундаментального труда «Могильники Северного Кавказа» указала на близкое родство кобанских пластинчатых шлемов с бронзовыми литыми шлемами воинов государства Урарту. Урарты же восприняли эту форму защитного снаряжения от своих извечных врагов ассирийцев. Вероятно, идею создания конических головных уборов из металла жители северокавказских гор позаимствовали во время совместных с кочевниками-киммерийцами военных походов в Закавказье в конце VIII — начале VII вв. до н.э.
…во дворце Дур-Шаррукина, столицы Ассирии, царь Саргон II внимательно изучал донесения разведчиков. «Привет царю, моему господину – писал его сын Синахериб – Ассирия благополучна, храмы благополучны, все царские крепости благополучны, пусть сердце царя, моего господина, будет весьма довольно. Мне писали уккийцы: когда царь урартский пошел на страну Гамир, все его войско было побито, сам он, его наместники с их войском были отброшены… Вот сообщение уккийцев… Набули, наместник города Хальсу, писал мне – я писал страже пограничных крепостей относительно вестей об урартском царе. Когда он отправился в страну Гамир, все его войско было побито, трое из его начальников со своими отрядами убиты, сам же он бежал и вступил в собственную землю; его лагерь до сих пор не достигнут. Вот сообщение Набули…». Сердце сурового владыки Ассирии действительно было весьма довольно. Враг и сосед ослаблен. Можно начинать военный поход на север.
Вождя кавказских горцев, также был доволен. Урартское войско разбито, можно возвращаться домой с честью и богатой добычей. Шлем, правда, захватить не удалось, но не беда. Кузнецы его родины – прекрасные мастера, они сделают ничуть не хуже.