Что нам известно об истории поступления картин В.В. Верещагина в Государственный исторический музей? Только то, что в 1912 г. картины были представлены на выставке в залах Исторического музея как дар императора Николая II Музею 1812 года и затем «вплоть до 1930 г. находились в государственных хранилищах». Вместе с тем история бытования целой серии «1812 год» от момента покупки до окончательного поступления на государственное хранение в Исторический музей заслуживает отдельного рассказа.
За более чем четверть века, с 1902 по 1930 гг., картины Верещагина перемещались семь раз (!) из одного места в другое в силу разных причин: тесноты помещений, изменения политической обстановки, многочисленных реорганизаций, проводимых Наркомпросом и др. Неофициальных «владельцев» серии было три: Государственный Русский музей (1902–1910), Музей 1812 года (1910–1919), Военно-исторический музей (1920–1926), но постоянного места хранения у картин не было. Они украшали стены московского губернаторского дома, потом полгода экспонировались в залах Исторического музея на юбилейной выставке 1912 г., в 1915 г. их перевезли в здание Арсенала в Кремле, а рамы от картин упаковали и оставили на хранение в подвальном помещении Музея изящных искусств. Через три года картины Верещагина перенесли в Большой Кремлевский дворец, еще через четыре года – вывезли в филиал Исторического музея (бывший Музей П.И. Щукина), потом – в хранилище Музейного фонда в Хоромном тупике, д.9 (бывший особняк Юсуповых). Только позже в открывшемся Военно-историческом музее посетители смогли увидеть всю серию картин Верещагина, развешанную в зимнем саду Юсуповского особняка. Осенью 1927 г., всего за несколько ноябрьских дней, на подводах было перевезено все имущество Музея 1812 года и Военно-исторического музея, в том числе серия живописных полотен В.В. Верещагина, на Красную площадь, дом 1, в подвалы Государственного исторического музея. В настоящее время в собрании ГИМ хранятся 18 из 20 картин Верещагина, отсутствуют две картины «В Кремле – пожар» и «Возвращение из Петровского дворца». Почему и когда была раскассирована серия? Попробуем проследить судьбу картин Верещагина с момента покупки императором Николаем II до начала 1930-х годов, когда серия В.В. Верещагина поступила в Исторический музей.
В январе 1900 г., в Петербурге, в залах Общества поощрения художников состоялась выставка произведений В.В. Верещагина, которую посетил император Николай II. Он обратил внимание на два полотна из цикла «1812 год», а именно: на «Отступление Наполеона из России по снежной дороге» и «Конец Бородинского сражения», но художник назначил за картины слишком высокие цены.
12 апреля 1901 г. представитель Верещагина Н.Собко попросил сообщить императору о согласии художника продать отдельные картины серии и одновременно ходатайствовать о возможном приобретении «всей коллекции, состоящей теперь уже из 20-ти картин за прежнюю и даже низшую цену с рассрочкой платежа не на 4, а на 8 лет».
Дальнейшие события связаны с выставкой работ художника, приуроченной к 90-летию победы в войне с Наполеоном I (США, декабрь 1901– октябрь 1902). Тяжелое материальное положение художника в тот период привело его к решению продать произведения в Нью-Йорке на аукционе. В архиве Государственного Эрмитажа хранится копия письма Верещагина от 1 мая 1902 г. из Вашингтона, обращенное к Николаю II: «Ваше Величество. Я очень не желал бы продавать здесь мои картины, относящиеся к эпохе 12 года ― скоро будет столетие этих событий и русские люди, наверное, пожалеют, что полотна мои не остались в России. Не назначаю цены за мои 20 картин и приму то, что Вашему Величеству угодно назначить, лишь бы они были в Русском музее».
В связи с этим вопрос о приобретении картин Русским музеем вновь был возбужден. Из письма барона В.Б. Фредерикса великому князю Георгию Михайловичу от 6 февраля 1903 г.: «Государю императору благоугодно было соизволить на приобретение 20 картин художника Верещагина, относящихся к эпохе Отечественной войны за цену 100 тысяч рублей, с уплатою их из Кабинета Его Величества».
Итак, коллекция картин (20 полотен), изображающих войну 1812 года кисти Верещагина, была приобретена и временно помещена в Русском музее Императора Александра III. Картины Верещагина были выставлены в красивейшем Белоколонном зале, располагавшемся на втором этаже Михайловского дворца, и, как следует из недатированного письма графа Д.И.Толстого великому князю Георгию Михайловичу, «публика ими, по-видимому, интересуется».
К сожалению, мы не располагаем сведениями, как долго серия Верещагина экспонировалась в Белоколонном зале Михайловского дворца, но с 1908 г. начинают вестись переговоры между дирекцией Русского музея и комитетом Музея 1812 года о передаче картин в Москву.
В апреле 1908 г. последовало «ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение на временную передачу картин художника ВЕРЕЩАГИНА, относящихся к эпохе 1812 года, из Русского музея ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III», но прошло еще два года прежде чем это осуществилось.
7 июля 1910 г. картины прибыли в Москву и были приняты на хранение в доме генерал-губернатора смотрителем этого дома титулярным советником С. Козловым. На следующий день был составлен новый список картин Верещагина, в котором было уже не 20, а 19 полотен.
Картина В.В. Верещагина «В Петровском Дворце» была выдана на хранение в Потешный дворец Кремля, очевидно, для украшения двух экспозиционных залов Музея 1812 года. Таким образом выяснено, что одна картина В.В. Верещагина была искусственно оторвана от своей серии «1812» еще задолго до поступления в Государственный исторический музей. Этот факт важен для понимания необходимости сохранения целостности коллекций.
Забегая вперед, скажем, что другого полотна из серии «1812», а именно «Возвращение из Петровского дворца», мы лишились не по доброй воле, выдав картину в мае 1932 г. на постоянное хранение в Государственный культурно-исторический музей Армении (ныне Национальная галерея). С целью формирования русских и западных коллекций музея, основанного в 1921 г., помимо картины Верещагина, в Ереван были переданы произведения живописи и графики из Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи.
Из отчета Ревизионной комиссии весной 1911 г.: «19 масляных картин В.В. Верещагина хранятся в доме Генерал-Губернатора. Все картины на лицо, но 5 из них без рам. В каретном сарае дома сложено 5 укупорочных ящиков: при вскрытии одного из них найдена рама от картины в разобранном виде». Как видим, более сто лет назад не все полотна Верещагина приехали в Москву в рамах хорошей сохранности. Часть из них уже была в руинированном состоянии.
В юбилейный (1912) год празднования столетия годовщины Отечественной войны 1812 года в Историческом музее были выставлены все двадцать полотен В.В. Верещагина, в том числе «В Петровском дворце», хранившееся в Потешном дворце Кремля.
В феврале 1913 г. выставка в Историческом музее закрылась, но только в мае полотна Верещагина смогли вернуться «домой». Правда, было постановлено «снять с хранящихся в доме Московского Генерал-Губернатора картин В.В. Верещагина тяжелые рамы, во избежание падения картин, уложить в имеющиеся ящики, а картины повесить без рам».
18 июля 1914 г. комитет его императорского величества по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, высказал мнение, что картинам Верещагина, висящим в залах дома генерал-губернатора, «угрожает опасность быть попорченными от производящихся работ в мастерских комитета, помещающихся в тех же залах».
Весной 1916 г. картины Верещагина были перенесены из дома генерал-губернатора в канцелярию комитета, располагавшуюся в здании кремлевского Арсенала. Там их не смогли развесить «надлежащим образом» по причине тесноты занимаемых помещений и небольшой их высоте. Но новое временное хранение картин было более благоприятно, чем комнаты дома генерал-губернатора, где располагались швейные мастерские и склады белья.
Поздней осенью 1916 г. члены комитета были озабочены плохим состоянием противопожарной безопасности в местах хранения вещей Музея 1812 года. Наиболее опасными в пожарном отношении представлялись дом генерал-губернатора, где хранились библиотеки И.Х. Колодеева и В.И. Харкевича, а также канцелярия комитета в здании Арсенала, где хранились документы, гравюры и картины Верещагина.
Весной 1917 г. члены Комитета 1812 года были озабочены судьбой имущества музея, хранившегося в доме бывшего генерал-губернатора, отведенного под собрания рабочих и крестьянских депутатов. Там, в подвале, по-прежнему хранились библиотеки И.Х. Колодеева и В.И. Харкевича, и рамы от картин Верещагина. Было решено обратиться к председателю Комитета Общественных организаций Н.М. Кишкину ввиду приема Комиссией этой организации Дворцов и Кремля и обратиться за разрешением вывезти библиотеки, рамы от картин В.В. Верещагина в Музей изящных искусств.
В мае 1918 г. при Народном комиссариате просвещения создается Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Узнав о нахождении коллекций Музея 1812 года в сыром помещении Арсенала Кремля, Музейная секция постановила организовать перевозку всех предметов в Большой Кремлевский дворец под общим наблюдением И.Э. Грабаря.
Только в феврале следующего 1919 г. имущество Музея 1812 года было перевезено в Большой Кремлевский дворец. В описи вещей, вывезенных из Арсенала, помимо прочего, упоминаются 19 картин Верещагина.
А в мае 1919 г. по решению Коллегии музейного отдела Наркомпроса Музей 1812 года перешел в ведение Отдела по делам музеев, что на деле означало его фактическую ликвидацию.
К концу 1921 г. все фонды Музея 1812 г., кроме коллекций, хранившихся в Музее изящных искусств и Большом Кремлевском дворце, были сосредоточены в одном хранилище, располагавшемся в бывшем доме Юсупова у Красных ворот.
В мае 1923 г. в бывшей фельдъегерской комнате Большого Кремлевского дворца производился осмотр имущества Музея 1812 года. В тот же день на десяти подводах и двух фурах более 115 ящиков, в том числе ящики с 19 картинами Верещагина были вывезены в 1-ое филиальное отделение Российского Исторического музея на Малой Грузинской улице (бывший Музей П.И. Щукина).
В сентябре в Юсуповском особняке открылся для публики Военно-исторический музей, где эпоха наполеоновских войн была частично представлена собраниями бывшего Музея 1812 года.
Весной 1926 г. на хранение в Военно-историческом музее были приняты девятнадцать картин В.В. Верещагина: четырнадцать в рамах, и 5 – без них. Был составлен подробный путеводитель по залам музея, в котором указано, что «В Зимнем саду помещены картины русских баталистов, в том числе ряд известных картин Верещагина, посвященных 1812 году». Они были развешаны в отдельной галерее между залами русско-японской и мировой войн.
В декабре того же года Коллегия Главнауки посчитала нецелесообразным отдельное существование Военно-Исторического Музея, являющегося неотъемлемой частью Исторического Музея. В Исторический музей пришло распоряжение о свертывании коллекций Военно-Исторического музея с тем, чтобы помещения были освобождены в месячный срок.
Летом 1927 г. была назначена комиссия для организации упаковки и перевозки имущества Военно-Исторического музея. В списке предметов, готовых к отправке в Исторический музей, значилось 18 картин В.В. Верещагина. К концу года все коллекции Военно-Исторического музея были окончательно перевезены в Исторический музей.
В конце 1930 г. коллекции Военно-исторического музея получили учетный номер по Главной инвентарной книге. Записи о восемнадцати картинах В.В. Верещагина в инвентарную книгу фонда живописи вносились в 1950-е годы.
В последний раз картину «В Кремле пожар» видели 29 апреля 1926 г. В учетных документах Военно-исторического музея указаны размер картины (105х129 см), размер золоченой широкой рамы (177х154 см) и наличие дощечки с надписью. Местонахождение этого полотна не установлено до сих пор.
Государственный музей А.С. Пушкина приобрел несколько лет назад картину под названием «Наполеон у стен пылающей Москвы» (94,5 х 70 см). Но что это, копия неизвестного художника с оригинала В.В. Верещагина «В Кремле – пожар», или авторское повторение, сможет показать только химико-технологическая экспертиза.