А вы знаете, как выглядели первые железнодорожные билеты в России? Экспозиция Исторического музея даёт нам возможность с ними познакомиться. Первые железнодорожные билеты были выполнены из латуни и имели прямоугольную форму с закруглёнными углами, в народе их называли «жестянками», которые были рассчитаны на многоразовое использование. На «жестянках» были выбиты номер вагона, место, время отправления и название станции назначения. Пассажиры покупали их в кассе, а прибыв к месту назначения, при выходе из вагона сдавали билеты поездному кондуктору, который возвращал их снова в кассу. За недостачу билетов кондукторы, в свою очередь, наказывались штрафом. «Жестянки» появились вместе с открытием первой железной дороги в 1837 году. С этим большим событием связан ещё один интересный предмет, хранящийся в музее — стакан из ярко-красного «рубинового» стекла с изображением паровоза и надписью: «С.П. машина», нанесёнными техникой росписи золотом и серебром. Изготовлен стакан на Императорском стеклянном заводе в 1837 году.
Красное стекло самое сложное в производстве, поскольку содержит около десятка элементов, в том числе золото, присутствие которого обеспечивает изумительный рубиновый цвет. Императорский стеклянный завод изготавливал высококачественные художественные изделия для царского двора, а также славился выпуском памятной сувенирной продукции, посвящённой большим, знаковым событиям, происходившим в стране. Одним из таких стало открытие Царскосельской железной дороги.
30 октября 1837 года состоялось торжественное открытие первого железнодорожного пути общественного значения, соединявшего Санкт-Петербург и Царское Село. Первый поезд состоял из паровоза, впоследствии получившего имя «Проворный», и восьми вагонов. На открытии присутствовал император Николай I и почётные гости. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд плавно отошёл от перрона. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «Ура!» первый поезд прибыл на станцию Царское Село. Поездка от Петербурга до Царского Села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; максимальная скорость поезда достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. В последующие три дня в поездах от Петербурга до Царского Села и обратно ездили все желающие. Интересен тот факт, что полностью на паровую тягу поезда, курсирующие по Царскосельской железной дороге, перешли только в апреле 1838 года. До этого времени паровозы использовались только в выходные дни, поскольку в ту пору ещё недостаточно была налажена угледобывающая отрасль. По будням же поезд приводился в движение посредством конной тяги.
Первые пассажирские поезда имели в своём составе вагоны четырёх классов: закрытые вагоны первого и второго классов, открытые вагоны с крышей и без неё третьего и четвёртого классов соответственно. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся «берлинами»: это были крытые вагоны с мягкими сиденьями для восьми человек. Вместимость вагонов остальных классов составляла десять пассажиров. «Дилижансами» называли мягкие вагоны большей вместимости. Следующие классы были представлены открытыми повозками («линейками»). Повозки с крышами назывались «шарабаны», без крыши — «вагоны». Вагоны не имели отопления и освещения. Паровозы должны были иметь мощность в сорок лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами.
Строительство железной дороги в России было важно не только с точки зрения экономики и географии — это был ещё и значимый культурный проект. Вокзалы во второй половине XIX века должны были стать «маяками цивилизации»: например, в железнодорожных киосках продавали книги, а Министерство путей сообщения выпускало специальные законы, чтобы приучить пассажиров к порядку и благочинию.