В XVII-XVIII вв. шелковые тканые пояса были обязательным дополнением к парадному мужскому костюму в Перси, Турции, на Ближнем Востоке.
В Европе шелковые пояса были широко распространены в Речи Посполитой, Венгрии, на Балканах. На Руси узорные шелковые пояса входили в полный выходной наряд представителей высших слоев общества. После петровских реформ шелковые пояса продолжали носить приверженцы традиционной русской одежды – купцы, ремесленники, мещане и богатые крестьяне.
Длинные и широкие шелковые пояса носили поверх кафтана, обвив вокруг талии несколько раз и выпустив спереди узорные концы.
Первоначально шелковые пояса купцы привозили из стран востока, позднее во многих странах наладилось собственное производство. Ткацкие мастерские организовывали мастера – выходцы из Персии и Турции. Они обучали местных мастеров своему искусству. Так сложилась целая отрасль текстильного производства.
В музейных собраниях хранятся подлинные шедевры ручного шелкоткачества – узорные пояса.
Государственный исторический музей (Москва, Россия) хранит представительную коллекцию тканых шелковых поясов XVIII – первой половины XIX вв., насчитывающую 189 предметов. В собрание входят пояса из Персии, Турции и Египта. Значительную часть составляют пояса с текстильными метками русских мануфактур. Заметное место в коллекции занимают пояса, произведенные в Слуцке во второй половине XVIII – начале XIX века.
Коллекция шелковых тканых поясов была исследована и опубликована Лидией Ивановной Якуненой, заведующей отделом тканей ГИМ в 30—40-е гг. XX в. В 1960 г. Академия наук БССР издала книгу Л.И. Якуниной «Слуцкие пояса» на русском и белорусском языках[1]. Якунина относила время возникновения слуцкой мануфактуры к 50-м гг. XVIII в. Датировка была уточнена белорусским исследователем И. Н. Скворцовай, использовавшей материалы архива князя Михаила-Казимира Радзивилла.
Коллекция шелковых тканых поясов была собрана Петром Ивановичем Щукиным (1853—1912). в 1905 г. Щукин принял решение пожертвовать свое собрание прикладного и изобразительного искусства городу Москве, а московская городская Дума передала коллекцию Щукина Историческому музею. До конца жизни Петр Иванович оставался попечителем своего музея, продолжая содержать его и пополнять коллекции[2].
В отделе тканей ГИМ хранится 38 поясов с ткаными метками слуцкой мануфактуры. В настоящей статье собраны и проанализированы пояса с метками Иоанна и Леона Мажарских, сделавших изделия слуцкой персиарни (шелкоткацкая мастерская) подлинными произведениями искусства.
Князь Михаил Казимир Радзивил пригласил армянского мастера Ованеса Марджарянца возглавить слуцкую фабрику. С этого времени армянский мастер стал именоваться Яном Мажарским. В 1776 г. он получил право аренды слуцкой персиарни. Один из пунктов договора позволял мастеру в свободное от княжеских заказов время из своих материалов ткать пояса для продажи, благодаря чему он быстро разбогател. Скворцова справедливо считает, что Ян Мажарский начал ставить свою личную подпись именно на этих изделиях[3].
В период деятельности Яна Мажарского был создан тот тип шелкового пояса, который получил устойчивое обозначение «пояс слуцкий». В польской, белорусской научной литературе встречается термин «пояс кунтушовый», так как его носило дворянство – шляхта вместе с верхней одеждой с откидными рукавами — кунтушом.
Шелковые пояса ткали на ручных горизонтальных ткацких станах. Основа слуцкого пояса всегда шелковая, уток – либо шелковый, либо из золотной нити. Слуцкий пояс представляет собой длинное полотнище с выработанным узором. Длина колеблется от 2 до 4,5 м. Ширина – от 20 до 40 см. Пояса ткались однолицевые, двухлицевые и четырехлицевые.
При Яне Мажарском сложилась устойчивая структура художественного оформления пояса. Пояс имел орнаментированный средник, а наиболее сложный узор располагался на концах пояса. По длинным краям располагалась узкая орнаментальная кайма. Первоначально клейма ткались латинским шрифтом, а после 1793 г.- кириллицей.
Примером может служить пояс ГИМ 20094щ ТИ-8, 343 х 28 см. Выткан из цветного шелка и золотных нитей, односторонний, однолицевой. Средник — чешуйчатый, узкая кайма по длинным сторонам пояса с цветочным орнаментом, на концах в прямоугольник вписано фигурное клеймо с цветущим кустом. На одном конце по двум углам в вертикальном направлении, в две строки выткана метка: в верхней строке латинскими буквами «ME FICIT», в нижней – «SLUCIAE». На другом конце в две строки выткано: в верхней «IOANNES», в нижней «MADZARSKI».
Пояс ГИМ 20421щ ТИ-46, 304 х 30 см, односторонний, однолицевой, выткан из цветного шелка и золотных нитей, в среднике чередуются гладкие и орнаментальные полосы. На концах в прямоугольник вписано одно фигурное клеймо с цветущим кустом. Пояс без бахромы. В углах вытканы две птицы и две небольшие человеческие фигуры и фигурка животного. На поясе тканая метка «IOANNES MADZARSKI».
Точная дата перехода слуцкой фабрики под управление сына Яна Мажарского Леона не установлена. Якунина, польские и белорусские авторы, опираясь на архивные документы, приводят даты 1778 и 1779 гг. Однако Скворцова считает, что с большей вероятностью смена арендатора произошла в 1780 г[4]. Леон Мажарский арендовал слуцкую фабрику до 1807 г.
Период управления фабрикой Леоном Мажарским считается временем ее расцвета. Реформы 90-х гг. XVIII в. в Речи Посполитой сказались на положении самого Леона Мажарского. Конституция 3 мая 1791 г. открыла ему доступ в ряды шляхты, и в 1792 г. он стал камергером короля Станислава Августа[5].
Пояса с метками Леона Мажарского из коллекции ГИМ отличаются высочайшим техническим совершенством и непревзойденным художественным уровнем.
Пояс ГИМ 79511 ТИ-409, 374 х 35 см, односторонний, однолицевой, выткан золотными и серебряными нитями и цветным шелком. На концах два крупных орнаментальных овала, по длинным сторонам пояса узкие орнаментальные каймы, в среднике орнаментальные полосы, бахрома из золотных нитей, на концах тканая метка «ВЬ ГРАДЪ СЛУЦКЪ», «ЛЕО МАЖАРСКIЙ».
Пояс ГИМ 21941щ ТИ-39, 343 х 30 см, односторонний, двулицевой, на концах два цветущих куста в среднике орнаментальные полосы. Бахрома- плетеная, шелковая. Тканая метка «ВЬ ГРАДЪ СЛУЦКЪ», «ЛЕО МАЖАРСКIЙ»
В любой коллекции артефакты с клеймами, метками, подписями относятся к особому разряду музейных предметов. По аналогии с ними возможно определить широкий круг безымянных памятников. Значения поясов слуцкой фабрики с так называемыми «именными» и «городскими» метками состоит в том, что они позволили исследователям проследить всю историю возникновения и существования интереснейшего текстильного производства конца XVIII – начала XIX вв.
[1] Якунина Л.И. Слуцкие пояса. Минск, 1960.
[2] Любителям русской старины. Великий меценат России Петр Иванович Щукин. М, 2005. С. 11–14.
[3] Скворцова И. К вопросу о датировке слуцких поясов // Художественная культура армянских общин на землях Речи Посполитой: Материалы Международной научной конференции (Минск, 9-11 октября 2012) /Сост. И отв. Ред. И.Н. Скворцова. Минск, 2013. С.191-199
[4] Скворцова И. К вопросу о датировке слуцких… С. 193.
[5] Якунина Л.И. Слуцкие пояса… С. 73.