В 19-м зале Исторического музея, посвящённом Русской православной церкви в XVI–XVII вв., находятся удивительной красоты церковные выносные фонари-иерусалимы второй половины XVII в. Они занимали особое место в храме и в церковном обиходе.
Фонарь (от греч. Φανάρι — свет, факел) выполнен в виде стилизованного девятиглавого храма и состоит из трёх ярусов: основания, корпуса со слюдяными оконцами и навершия. В основании трёхъярусного фонаря в нижнем ярусе находился металлический поддон с подставками для свечей. В среднем восьмигранном корпусе — рамки со слюдяными вставками, украшенными декоративными элементами. Количество граней корпуса могло быть различным. Так, в коллекции ГИМ имеется шестигранный выносной фонарь начала XVIII в.
За счёт горящих внутри фонаря свечей в центральной части выносного фонаря происходило свечение. Мерцающий свет просачивался наружу сквозь подсвеченную слюду и узоры металлических полос-подзоров, прижимающих слюдяные пластинки к каркасу. Слюда, использовавшаяся для изготовления фонаря, называлась мусковитом (от англ. muscovite — московский), или московским стеклом (в английском языке “muscovy glass”), поскольку в Средние века в Европу слюда поступала из Московского царства, или Московии, а добывалась на Кольском полуострове и в Восточной Сибири. Ценился мусковит за то, что благодаря кристаллической структуре он легко расщеплялся на тонкие пластины, был прозрачен как стекло, но был более прочен и обладал более высокой нагревостойкостью, (около 500 °C).
В навершии фонаря — шатровая кровля, похожая на покрытие церковной крыши, в виде фигурного девятибашенного завершения, увенчанного церковными главками и Голгофскими крестами (распятиями, стоящими на горе Голгофе, месте казни Иисуса Христа. Верхняя часть выносного фонаря изображала Небесный Иерусалим. Отсюда и пошло второе наименование церковного выносного фонаря — фонарь-иерусалим.
В зале музея, помимо большого девятиглавого выносного фонаря-иерусалима, можно увидеть семиглавый выносной фонарь второй половины XVII в., украшенный у глав изображениями херувимов (на иврите כְּרֻבִים, крувим, керувим) — крылатых небесных существ.
К сожалению, не все выносные фонари хорошо сохранились, некоторые дошли до нас не полностью. Так, в Историческом музее хранится лишь верхняя часть простого выносного фонаря конца XVII в. с пятью башенками.
Тяжёлые выносные церковные фонари подвешивались при помощи прута на вилке (расчалке), воткнутой в расписной шест (древко с круглыми яблоками — обоймами). Получалась громоздкая, но прочная конструкция, центр тяжести фонаря приходился на его середину, поэтому при наклоне он всегда оставался в вертикальном положении, что было важно, поскольку внутри находились зажжённые свечи. Важно понимать, что фонарь в храме — не столько осветительный прибор, сколько символ молитвы, общения с Богом и Божественным светом. Таким образом, выносной фонарь в определённом смысле служил выносной иконой.
Выносные фонари были неотъемлемой частью внутреннего убранства храма, хранились на почётном месте, использовались по назначению во время крестных ходов — торжественных церковных шествий с большим крестом впереди, с иконами и хоругвями, вокруг храма или из одного храма в другой по главным церковным праздникам, например на Пасху и в Пасхальную седмицу (неделю) или к святым местам и т. д. Иллюстрацией к сказанному может служить изображение крестного хода с выносом фонарей из церкви художника Александра Чикина. Репродукция его картины «Крестный ход в Пасхальную заутреню в сельской церкви» конца XIX – начала XX вв. хранится в коллекции Отдела изобразительных материалов Исторического музея.
Прообразом церковных выносных фонарей были простые дворовые фонари, подобные дворовому слюдяному фонарю второй половины XVIII в. Слюдяные фонари появились в Московском царстве в XVI–XVII вв., изготавливались из дерева, жести, олова и слюды, использовались внутри помещений и на вынос. На протяжении долгого времени жителям Москвы запрещалось передвигаться по городу ночью без фонарей, считалось, что такому прохожему было что скрывать, он приравнивался к преступнику и попадал в Стрелецкий приказ.