Ампир в деталях: декоративные вазы XIX в. — Блог Исторического музея

Ампир в деталях: декоративные вазы XIX в.

Эпоха XIX столетия – это время расцвета культуры и творчества, время, когда появлялись новые направления в искусстве. Одним из таких направлений был ампир, распространившийся почти во всех странах Европы и нашедший своё отдельное место в России. Этот стиль отлично отражает богатую историю начала XIX в. В переводе с французского « empire » означает «империя». Ампир провозглашал величие императора, его могущество и власть. Родиной ампира является Франция, а главным идейным вдохновителем — Наполеон Бонапарт. После революции 1789 г. пережившая политические и социальные потрясения Франция увидела в Наполеоне фигуру величественного спасителя, отважного генерала, способного подарить стране новое будущее. Ампир как зеркало отражает культуру и общество XIX столетия. Более того, ампир играл и идеологическую роль. И в архитектуре, и в скульптуре, и в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве ампира невероятно сочетались символы военной доблести и сражений, а также сюжеты, провозглашавшие власть и силу монарха. Армия во главе с сильным императором подчёркивала могущество государства. Ещё одной отличительной чертой ампира является декорирование произведений в античном стиле. Все произведения ампира отличают элементы, которые можно найти в художественном искусстве Древней Греции и Древнего Рима: барельефы, колонны, арки, изображение богов, муз, батальных сцен, пальметт, лавровых листьев, мифических аллегорий.

Музей Отечественной войны 1812 года обладает богатой коллекцией памятников, среди которых есть и предметы декоративно-прикладного искусства, произведённые на мануфактурах Франции. Особого внимания заслуживают изысканные парные декоративные вазы в виде кувшина. Это изделие является ярчайшим образцом наполеоновского ампира, а каждая деталь ваз имеет символическое значение. Рассмотрим одну из их. Изделие с вытянутым горлом и округлым туловом. Рукоять S-образная имеет необычные декоративные крепления к тулову и к сливу. Ваза стоит на массивном квадратном основании, которое визуально уравновешивает пропорцию всех частей изделия. Необходимо сразу отметить, что вазы являются декоративными, их не использовали для хранения вина или оливкового масла. Такие композиционные монументальные позолоченные вазы служили украшением интерьера и подчёркивали высокий социальный статус их владельцев.

Самая яркая деталь декора, практически сразу бросающаяся в глаза, – на тулове рельефное изображение крылатой богини в красивых длинных одеждах. Она стоит на небольшом шаре и трубит в рог, а в другой руке держит лавровый венок. Все перечисленные атрибуты помогают узнать в её образе вестницу Зевса, богиню молвы Фаму. Её упоминания встречаются у Гомера, Гесиода, Софокла, Вергилия и Овидия. Согласно последнему, Фама, или Молва обитала между небом, землёй и морем, жилище её было расположено так, что Фама могла всё видеть и слышать. Её обитель была построена из золотистой меди, металла, отражающего звуки.

На обратной стороне рельеф крылатой богини, держащей в руках пальмовую ветвь и лавровый венок — атрибуты богини победы Виктории, символы триумфа, первенства, славы. Образы Фамы и Виктории являются излюбленными образами в ампире.

Изящная изогнутая рукоять имеет два интересных крепления к вазе: одно у слива, и другое у тулова. Первое крепление выполнено в форме головы петуха с раскрытым клювом. В произведениях ампира часто встречаются анималистические образы: львы, орлы, змеи, пчёлы, а также мифические существа — сфинксы или грифоны. Для декорирования данного кувшина мастер выбрал сильную бдительную птицу с выделяющимся гребнём. Это не только яркое украшение, но одновременно символ с несколькими значениями. К примеру, в античности петух служил образом солнца, рассвета, нового дня. В христианской традиции петух олицетворял воскресение, возрождение, очищение от зла. До прихода к власти Наполеона Бонапарта эта гордая птица была национальным символом Франции. Изображения петуха можно встретить и на многих произведениях декоративно-прикладного искусства Франции, среди которых есть бронзовые канделябры, хрустальные вазы, предметы посуды и статуэтки из фарфора.

Второе крепление изогнутой рукояти к тулову в виде рельефного изображения головы бога в венке из виноградных лоз. Вероятнее всего, это Дионис — сын Зевса, покровитель виноделия и театральных искусств. Похожая фигура головы античного божества помещена и под вытянутый слив вазы.

Торжественность и нарядность вазе придают орнаменты. Среди них узоры по периметру квадратного постамента, звёзды по кайме горла, означающие в геральдике мощь государства и силу правителя, роскошные завитки стеблей на рукояти, цветочная гирлянда у нижнего основания тулова. Сочетание помпезных завитков, растительных картушей и одновременно использование строгих повторяющихся геометрических узоров были излюбленными элементами украшения для мастеров, работавших в стиле ампир.

Цвет изделия и дорогой материал — позолоченная бронза — также говорят нам об ампире. Яркий блеск изделию придаёт толстый слой качественной позолоты. Возможно, этот предмет был выполнен по заказу на одном из лучших бронзолитейных мануфактур Франции. Мастера в первой трети XIX в. для придания произведениям выразительности и величественности использовали только дорогие и качественные материалы: красное дерево, фарфор, бисквит, мрамор, золото, бронзу.

Основную лепту в развитие стиля внесли талантливые французские архитекторы и художники Шарль Персье (1764–1838) и Пьер Фонтен (1762–1853). Именно они были авторами знаменитой Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже. Мастера совместно создавали интерьеры и проекты отделок Мальмезонского дворца, Тюильри, Сен-Клу, Фонтенбло и Лувра, а также загородных резиденций Бонапарта.

Персье и Фонтен — законодатели моды в Империи Наполеона, постепенно формировавшие стиль. Обожавшие культуру Древней Греции и Рима, они по крупицам собирали информацию об античных памятниках искусства. С 1801 по 1812 год ими была проделана колоссальная работа – создан «Свод типов внутреннего декоративного убранства, включающий всё, что касается мебели» («Recueil de décorations intérieures comprenant tout ce qui a rapport à l’ameublement»). Огромный по содержанию сборник включал в себя основные принципы декорирования пространства, рисунки, архитектурные чертежи, проекты мебели и посуды. Вероятно, и две парные декоративные вазы в виде кувшина были сделаны по образам, встречающихся в классической работе Персье и Фонтена.

Интерьеры дворцов и богатых домов Франции и России первой половины XIX в. украшали роскошные декоративные ансамбли, такие как парные вазы из экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года. Эффектные вазы являются эталонными предметами декоративного убранства в стиле ампир. Эти памятники помогают погрузиться в эпоху правления императоров Александра I и Наполеона Бонапарта.

 

Использованная литература:

  1. Булгакова A. B. Зарисовки усадебного быта. Ампир // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. Казань. № 4. 2014.
  2. Каталог Исторического музея. https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/2871243?query=%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%B0%201812&index=1
  3. Федотова Е. Д. Наполеоновский ампир. М., 2008.
  4. Шинтяпина Е. С. Историческое становление декоративных и орнаментальных доминант стиля ампира // Таврический научный обозреватель. № 8. 2016.