Коллекция Исторического музея насчитывает около 800 памятников, относящихся к сундучным изделиям, созданным в различные периоды истории нашей страны. В основном это сундуки XVII–XVIII вв., именно тогда они были наиболее популярны и стали неотъемлемой частью интерьеров русских жилищ.
Сундук (от тюркского «сандык» — ящик, коробка) служит вместилищем для хранения вещей. Представляет собой четырёхугольный деревянный ящик, укреплённый железными стяжками, имеющий крышку, закрывающуюся на замок. Сундуки из коллекции ГИМ различаются не только по размеру, форме, способам отделки и оформления, но и по способу их использования.
В зале № 16 «Ремесло и торговля XVI–XVII вв.» можно увидеть сундук-скамью. Это один из самых и крупных сундуков, более полутора метров в длину и полуметра в ширину, массивный прямоугольный ящик, традиционно изготовленный из прочной сосны, укреплённый кованым железом, запирающийся на внутренний замок. Его основное отличие от других сундуков в том, что он совмещает в себе множество функций: хранилища для крупных объёмных вещей и бытовой утвари, сейфа для ценных вещей и скамьи для сидения. Поверхность его крышки специально немного увеличена относительно ящика сундука для комфортного размещения нескольких человек, более того, её можно было использовать и как спальное место.
Более распространённым вариантом вместительного сундука среднего размера является сундук-укладка, находящийся в 22-м зале «Российская империя в эпоху Петра I. Первая четверть XVIII в.». Слово «уклад» в древнерусском языке значило «дань, налог», т. е. было связано с материальными ценностями. Использовался сундук-укладка в качестве переносного хранилища для дорогих вещей. Часто сундуки-укладки использовались для сбора, хранения и перевозки приданого невесты, которое родители девочки начинали собирать со дня её рождения: «Невеста в колыбельку — приданое в коробейку». Приданое включало в себя огромное количество различных вещей: бельё, платья, постель, ткани, из которых женщина будет обшивать семью, «невестины дары» будущему мужу и его родне (полотенца и пояса), «свадебный убор» скруту (рубаху, сарафан, головной убор, плат, пояс, украшения), «украшение жилища» (до ста расшитых полотенец, ширинки, столешники, насундучники, настилальники-простыни, пологи и т. д.) и «смертный узел» — оберег от ранней смерти. Перед свадьбой сундук со всем приданым укладывался в телегу, имущество невесты переезжало вместе с ней в дом жениха.
В длительных путешествиях был незаменим менее громоздкий сундук-подголовок из 16-го зала. Он изготовлен из дуба и окован просечным железом, в сквозных узорах которого чётко угадываются растительные мотивы. По бокам сундука-подголовка расположены прочные железные ручки-скобы для удобной транспортировки. Неслучайно его верхняя крышка имеет скошенную форму — скат. На неё можно было подложить дорогую шубу или мешок с ценным товаром в качестве подушки и не беспокоиться во время сна за сохранность своего имущества.
Начиная с Петровских времён появляются и постепенно становятся популярными сундуки-баулы (от итальянского «баул» — чемодан для платья). Форма сундука-баула из 30-го зала музея «Дороги России», как и его название, была заимствована из Европы — это продолговатый деревянный сундук со скругленными углами. Он обит коровьей кожей, окован гладкими лужёными железными полосами, в основном использовался для перевозки одежды.
К дорожным сундукам также относится и небольшой латунный сундук-погребец, украшенный чеканкой. Погребец (от «погреб» — подземное помещение для хозяйственных надобностей или хранилище для съестных припасов) — специальный походный сундучок для напитков и еды, который раньше обязательно брали с собой в долгую дорогу.
Необычен и интересен по форме сундук-теремок из 16-го зала. Своё название он получил за схожесть с русским домом со светёлкой вверху — теремом (от греческого «теремнон» — дом, жилище). Это деревянный ящичек, почти квадратной формы, с откидной крышкой, напоминающей четырёхскатную крышу терема, венчает конструкцию удобная ручка на крышке. У сундука-теремка имеются два отделения: небольшое под крышкой и побольше в основной части, оба запирались на замок. В теремках хранили мелкие ценные вещи, личные и семейные документы.
Более сложная и особенная конструкция характерна для теремка-скрыни, который можно подробно рассмотреть в зале № 15 «Город и деревня в XVI и XVII вв.». Это прямоугольный ящик с откидной крышкой на петлях и двумя дверными створками на передней стороне. Внутри скрыня имеет два яруса: верхний ярус делится дощечками на небольшие ячейки, после подъёма крышки в них можно было положить вещи сверху, а нижний ярус закрывается дверцами с внутренними замками, в нём находится множество маленьких выдвижных ящичков. Использовались скрыни для хранения драгоценностей и рукописей.
Нередко сундуки изготавливались для хранения конкретных вещей, например, церковных ценностей или денег. Так сундук-денежник употреблялся для сбора и хранения денег, имеет восьмигранную форму, обит износостойкой кожей и укреплён по ребрам граней полосами железа. На откидной крышке находятся запор с накидной петлёй для навесного замка и небольшое прямоугольное отверстие — прорезь, чтобы внутрь можно было бросать деньги, не открывая замка. Для хранения особо ценных вещей в сундуке-денежнике было предусмотрено двойное дно.
Сундук-книжник относится к редким сундукам, так как изготавливались они специально для хранения книг, которые могли стоить целое состояние. Он имеет удлинённую прямоугольную форму (обычно изготавливался по размеру книжного листа) и плоскую крышу с выступающими краями, которые служили рукоятями. Такие сундуки, как и сами книги, изготавливались на заказ. Их могли себе позволить только очень состоятельные люди.
Заказать сундук в XVI–XVIII вв. можно было у мастеров в Холмогорах, Великом Устюге, Новгороде, в Выговской (Выгорецкой) пустыни, на берегах Онеги и Северной Двины, даже в мастерских Оружейной палаты Кремля, а купить готовое изделие в торговых рядах Москвы, Архангельска, Вологды, Владимира и других крупных городов или на известных ярмарках — Макарьевской (недалеко от Нижнего Новгорода), Ирбитской (в Сибири), Благовещенской (близ Архангельска). Изготавливали сундуки городские мастера-ремесленники: сундучник сколачивал деревянный корпус сундука, кузнец его оковывал железом, а живописец расписывал. Сундуки должны были быть не только крепкими, вместительными, но и красивыми.
Сундуки стоили недёшево, так как всегда богато украшались. Оковывались гладкими, выпуклыми или просечными полосами луженого или воронёного железа. Они накладывались на дерево или на специальную подкладку, обтягивавшую сундук, например, на дорогую кожу, яркую ткань, разноцветную бумагу или слюду, создавая красивые узоры.
Часто сундуки расписывались не только снаружи, но и внутри. Для росписи использовались яркие темперные краски на яичном желтке. Предпочтение отдавалось красным, зелёным, коричневым цветам. Перед росписью поверхность олифили или покрывали грунтом из рыбьего клея и мела, затем делили чёрной краской на фрагменты — получались рамки для картин. Сюжеты росписей были разнообразны: иллюстрации из литературных произведений с нравоучениями, жанровые сцены гуляний, праздников, свадеб, участниками которых были молодцы и девицы в нарядных костюмах, сцены богатырских сражений реальных героев и фантастических существ. Изображались мифологические существа: птица-сирин, алконосты, единороги, грифоны (могучие крылатые звери с птичьими головами), хищные львы с пышной гривой, открытой пастью. Грифоны и львы были выбраны неслучайно, они считались защитниками содержимого сундуков. Все сцены щедро дополнялись изображениями пышно растущих диковинных садов: трав, цветов и плодов.
К концу XVIII в. старинные северные центры сундучного производства постепенно перестают существовать и начинают развиваться промыслы в других городах России: Муроме, Вятке, Перми, Оренбурге, а также в средне- и южнорусских губерниях. Так в одной губернии к концу XIX в. могли изготавливаться до 50 тыс. сундуков в год, но сундучные изделия ремесленников XIX в. отличались от изделий XVI–XVIII в. Сужается их ассортимент, теряется интерес заказчиков к ларцам, скрыням, подголовкам. Продаются только сундуки, меняется и их оформление.
Как сундук стал самым распространённым предметом мебели на Руси? Сундуки существовали ещё в доисторические времена, они выдалбливались из единого куска твёрдого дерева, а потом появился способ изготовления
сундуков из деревянных панелей, стянутых для большей прочности железными полосами. Известно, что сундуки изготавливали в Древнем Египте. Они напоминали саркофаги, их использовали в Древней Греции, Древнем Риме и Китае для хранения вещей, в Византии их стали применять для сидения. В Европе сундуки получили широкое распространение в период раннего средневековья, именно они стали прообразом шкафов, а в эпоху Ренессанса превратились в настоящие произведения искусства. На Руси первые упоминания о сундуках-ларях появляются начиная с XI в. (Изборник Святослава 1076 г.), а самые ранние памятники из коллекции Исторического музея относятся к началу XVII в.
Сундуки оставались популярными на Руси на протяжении нескольких веков. Их можно было встретить и в крестьянской избе, и в боярских палатах. Сундуки размещали как в нежилых, так и в жилых помещениях: в сенях, клетях и подклетях, в горницах и светёлках, парадных комнатах. Даже после петровских реформ, с переходом на европейский образ жизни, сундук оставался неизменным атрибутом русского дома. Если в городе он начал сдавать свои позиции, в основном, оставаясь в мещанских домах, то в крестьянской деревне он ещё долгое время оставался символом достатка и богатства. Набитые добром сундуки располагались поодиночке или устанавливались в виде горки, т. е. ставились один на другой, и высота такой горки могла доходить до потолка: внизу находились самые большие и тяжёлые сундуки, а вверху — маленькие сундучки.
Использованная литература:
- Гончарова Н.Н. Русские расписные сундуки XVII–XVIII вв. в собрании Исторического музея. М., 2018. 312 с.