На украшениях эпохи древности часто можно встретить изображения различных животных: кошачий хищник, олень, горный баран и многие другие. Помимо обитателей суши, древние мастера на своих творениях любили изображать и морских обитателей. Одним из самых популярных образов времён античности был дельфин. В античной коллекции Исторического музея среди прочих золотых украшений, которые по описям связываются с крымским курганом Куль-Оба, хранится любопытная золотая бляшка (сейчас учёные считают, что она происходит из другого погребения этого региона). На ней изображено божество с трезубцем в правой руке, верхом на плывущем дельфине. В бляшке пробиты 5 отверстий, которые использовались для её крепления к одежде: она украшала парадное одеяние своего владельца. В этом памятнике интересна не только тонкость работы ювелира, но и изображённый на нём сюжет.
В собрании ГИМ имеются ещё 5 золотых бляшек, на которых представлено похожее изображение: морское божество, скорее всего Посейдон, который рассекает водную гладь верхом на дельфине.
Изображение Эрота на дельфине часто можно встретить на красноглиняных светильниках.
Этого обитателя моря изображали также на геммах (цветных камнях узорчатой текстуры) и изделиях из глины или гипса. Одиночное изображение дельфина встречается и на светильниках.
Изображение дельфина также оттиснуто на двух тончайших золотых бляшках из некрополя в Херсонесе, ныне находящихся в собрании Исторического музея.
И это только отдельные примеры! Почему же античные мастера так часто обращались к этому обитателю морей или изображали связанные с ним мифологические сцены? В сочинениях античных авторов, можно найти множество упоминаний этого удивительного животного в самых разных контекстах.
Дельфин часто выступал помощником богов. До нашего времени дошёл миф, согласно которому Посейдон был влюблён в Амфитриту, дочь старца Нерея, но та скрылась в одной из пещер Океана, избегая его любви. Тогда Посейдон послал на её поиски дельфина. Последний сумел убедить её вернуться и с почётом доставил Амфитриту будущему супругу. Бог так обрадовался этому, что в благодарность поместил дельфина среди звезд (отсюда происходит известное нам созвездие дельфина).
Дельфин был помощником другой дочери Нерея Фетиды, а также сына Посейдона от одной из нимф — Тарента. По легенде этот юноша потерпел кораблекрушение, но был спасён дельфином, которого послал его отец. Дельфин довез Тарента до юга Италии, где последний основал город и назвал его в свою честь. Впоследствии юноша на дельфине будет изображаться на монетах этого города.
Древние связывали дельфина не только с морскими божествами, но и с Аполлоном. В Гомеровском гимне в честь этого бога можно найти строки о том, как Аполлон, приняв образ дельфина, выпрыгнул из моря на корабль критских купцов из Кноса и помог им добраться до ближайшего порта. После этого на юго-западном склоне горы Парнас было основано Пифийское святилище Аполлона. Согласно гимну, поскольку Аполлон призвал людей к своему святилищу в образе дельфина, сам он стал величаться Дельфинием, а алтарь стал прозываться Дельфиний. Современные учёные считают, что Аполлон Дельфиний был древним божеством, берущим свои корни со времен рубежа II и I тыс. до н. э. и связанным с институтами самоуправления греческих городов и обрядов инициации эфебов (юношей, достигших совершеннолетия). Связь же с морскими путешествиями и дельфинами сформировалась, скорее, под влиянием народной этимологии. Однако такая параллель отражает представления греков времён архаики и классики об этом божестве и связи его с образом дельфина.
О чуде превращения в дельфинов, правда уже не богов, а людей, рассказано в Гомеровском гимне в честь Диониса. Когда этот бог путешествовал в образе прекрасного юноши, его похитили морские разбойники. Дионис так разгневался на них, что превратился в страшного льва и напал на команду:
Лев, к предводителю прыгнув, его растерзал. Остальные,
Как увидали, жестокой судьбы избегая, поспешно
Всею гурьбой с корабля поскакали в священное море
И превратились в дельфинов.
Даже на этих отдельных примерах видно, что дельфин — это не только помощник богов. Его образ фигурирует и в сюжетах, где боги совершают самые разные чудеса и перевоплощения, а порой он мог восприниматься как один из символов разных божественных культов.
Из этих же сюжетов прослеживается ещё одна интересная деталь: связь между дельфинами и людьми. Появление дельфина древние могли воспринимать как хороший знак для человека. Неслучайно в Соннике Артемидора и труде «О гадании» древнеримского философа Цицерона указывается, что сон с плывущем в море дельфином — хорошее предзнаменование. Такой знак мог указывать морякам, откуда подует ветер.
Дельфины ценились людьми за их жизнелюбие и за то, что они не боятся человека. О любви дельфинов к музыке упоминает древнегреческий поэт Пиндар. Традиция сохранила много историй и легенд, как дельфины помогали людям. Наиболее известную в античное время историю о спасении дельфином человека описывает Геродот. Он рассказывает, что знаменитый поэт древности Арион нажил великое богатство, путешествуя по Италии и Сицилии. Когда он плыл из Тарента в Коринф, моряки захотели бросить его в море и забрать его сокровища себе. Арион взмолился о пощаде, но те были непреклонны и предложили ему либо самому лишить себя жизни, чтобы потом быть погребённым в земле, либо немедленно броситься в море. Оказавшись в таком положении, знаменитый поэт упросил моряков позволить ему спеть в последний раз. Те обрадовались, что услышат величайшего из поэтов. Когда Арион закончил свою песнь, он немедленно ринулся в морскую пучину, где его подхватил дельфин. Дельфин спас его, вынеся на берег, а впоследствии правитель Коринфа Периандр наказал моряков за их жестокие намерения.
Древнегреческий писатель и философ Плутарх донёс до нас легенду о том, что дельфин спас Телемаха, сына героя Троянской войны Одиссея, который выпал в море, будучи ребёнком. За это благодарный Одиссей нанёс изображение дельфина на свой щит. Плутарх передаёт также рассказ о двух соратниках Птолемея Сотера — Сотеле и Дионисии, которых египетский правитель отправил в Синопу, чтобы доставить статую бога Сераписа. По дороге в Александрию они попали в шторм и могли бы погибнуть, если бы не дельфин, который провёл их сквозь бурю. Сотел и Дионисий благополучно высадились в Кирре, городке близ Дельф.
Это лишь несколько историй из множества, записанных античными авторами, но уже на их примере можно сделать вывод, что древние почитали дельфина и воспринимали его как своего помощника или спасителя. Это неслучайно, поскольку, наблюдая за этим животным, человек часто подмечал в дельфине свойственные ему самому качества. Древнегреческий философ Аристотель в своём известном труде «История животных» пишет следующее о дельфинах: «Из морских [животных] больше всего рассказов передаётся о дельфинах, об их кротости и способности к приручению, а также о любовных вожделениях к мальчикам, и в Таренте, и в Карий, и в других местах. Когда около Карий один дельфин был пойман и изранен, то, по рассказам, множество дельфинов явилось в порт, пока рыбак не отпустил его; тогда все вместе ушли обратно. Маленьких дельфинов всегда сопровождает кто-нибудь из взрослых ради охраны. Видели как-то большое стадо дельфинов, вместе с малыми; немного отступя от них были видны ещё двое, они погружали и поднимали в воздух на спине небольшого мёртвого дельфинёнка, которого несли в глубокое место, как бы из жалости, чтобы его не сожрал какой-нибудь из прочих зверей». И хотя идея о «вожделении» мальчиков дельфинами явно почерпнута из мифологической традиции, замечания Аристотеля позволяют сделать вывод, что в дельфинах человека привлекала склонность к эмпатии. Убийство дельфина считалось тягчайшим преступлением, которое каралось богами. Если же дельфин попадал в сеть, его необходимо было освободить.
Неслучайно дельфинов изображали на монетах различных городов. Одним из ярчайших примеров может послужить античная монета декадрахма города Сиракузы с изображением головы нимфы Аретусы, чей пресноводный источник бил на острове Ортигия в гавани этого города. Профиль нимфы окружают 3 дельфина. Символически изначально дельфины могли обозначать морские волны, окружающие остров с источником, а впоследствии они превратились в декоративный элемент, который сопровождает изображение нимфы. В Ольвии долгое время использовались медные «монеты-дельфины». В IV в. до н. э. также были популярны монеты с изображением орла, сидящего на дельфине. И хотя такие денежные средства были предназначены для внутренней торговли и не использовались в международном денежном обороте, использование изображения дельфина в символике города демонстрирует особое отношение к нему.
Все эти факты доказывают, что дельфин был не только героем древних мифов, но и важной фигурой в античной символике. Древние греки и римляне относились к нему с почтением, а античные авторы сохранили множество рассказов о тех благодеяниях, которые он оказал человеку. Поэтому можно довольно уверенно сказать, что в эпоху древности дельфин воспринимался, как помощник не только богов, но и людей, за что его и любили изображать античные ювелиры.
Использованная литература:
- Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Шемаханская М.С. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба в собрании Исторического музея. Историко-технологическое исследование. М., 2014.
- Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Коваленко С.А., Шемаханская М.С. Золото Херсонеса Таврического. Ювелирные изделия из собрания Государственного исторического музея. М., 2017.
- Зограф А.Н. Античные монеты. М., 1951.
- Казаманова Л.Н. Введение в античную нумизматику. М., 1969.
- Пчелов Е.В. Символика дельфина. От Античности к Московскому царству // Мир животных в мифопоэтическом ракурсе. М., 2017.
- Топоров В.Н. Рыба // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1984. С. 391–393.
- Chrzanovski L. Zhuravlev D. Lamps from Chersonesos. In the State Historical Museum. M., 1998.
- Graf F. Apollon Delphinios. Museum Helveticum. Vol. 36, 1979. № P. 2–22.
- Wellmann M. Delphin // Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. IV, 2. 1901. Sp. 2504–2509.