После введения Петром I в начале XVIII столетия европейского обмундирования вплоть до 1780-х гг., времени правления Екатерины II, не предпринимались попытки радикально изменить облик военных. Военная форма развивалась под влиянием светской моды, от чего по покрою мужская военная одежда практически не отличалась от гражданской. Затем, в 1790-х гг., при Павле I военная форма претерпевает серьёзные изменения. Далее речь пойдёт об отличиях между униформой нижних чинов пехоты периода позднего правления Екатерины II и Павла I, а также о том, чем руководствовались императоры при утверждении новых образцов мундиров.
Прежде чем приступить к сравнению мундиров конца XVIII в., обратимся к их предшественнику из начала столетия, с которого открылась новая глава в истории российской военной формы. На фотографии представлен суконный мундир рядового лейб-гвардии Преображенского полка времени правления Петра I (зал № 22). Мундир состоит из зелёно-красного кафтана и красного камзола. Оригинальная солдатская форма того периода не сохранилась, имеются лишь её изображения, поэтому перед нами мундир-реконструкция. Он был изготовлен более ста лет назад, но вполне соответствует канонам европейской мужской моды конца XVII – начала XVIII вв. Если говорить точнее, то при учреждении новой униформы Пётр I, вероятно, ориентировался на французские образцы, поскольку Франция являлась законодательницей европейской моды.
Застёгнутый на все пуговицы кафтан плотно сидит по фигуре, делая её более подтянутой. Рукава свободные, немного расширяются книзу, с широкими отложными обшлагами (отворотами), которые крепятся к рукавам несколькими пуговицами. Фалды кафтана полностью прикрывают ноги до колен, когда кафтан застёгнут на все пуговицы. Сзади фалды имеют разрез до талии, а также ряд складок, что делает кафтан слегка расклешённым. На левом плече имеется красный погон, который препятствовал сползанию кожаной перевязи патронной сумы (функцию знака различия по званиям, родам войск и проч. погоны тогда не выполняли). По бокам спереди имеются массивные клапаны карманов, которые застёгивались на несколько пуговиц.
Под кафтан надевался камзол. Он немного короче кафтана, не имеет отворотов на рукавах, воротника, складок на фалдах. В остальном камзол схож с кафтаном. Если кафтан летом носился нараспашку, то камзол — всегда застёгнутым. Помимо кафтана и камзола неотъемлемыми элементами костюма русского пехотинца при Петре I были чёрные фетровые шляпы-треуголки, штаны-кюлоты до колен, чулки с подвязками под коленями и ботинки, которые не различались на правый и левый. Солдаты отныне должны были брить лицо, носить длинные волосы до плеч и собирать их в хвост, который прятали в тканевый чёрный мешочек. Солдаты могли иметь также короткие стрижки по типу каре.
Кафтан — главный элемент мундира, по которому можно сравнить мундиры разных эпох, говорить об их сходствах и различиях. Для этого перенесёмся в последние десятилетия XVIII в.
В зале № 27, посвящённом внешней политике Российской империи второй половины XVIII в., расположены куртка от мундира рядового гарнизонных полков 1783–1786 гг. и кафтан рядового лейб-гвардии Преображенского полка 1797 г., из-под которого виден низ белого камзола. Это уже не реконструированные образцы, а самые ранние оригинальные мундиры в экспозиции музея.
Более поздний из этих двух мундиров, «павловский», по покрою, скорее, характерен для XVIII в. — длиною до колен, плотно облегает торс. Фалды его расходятся в стороны, пуговицы расположены в два ряда, от чего кафтан называется двубортным, имеются красный накладной воротник и такие же обшлага, декоративные клапаны карманов с пуговицами расположены по бокам. На левом плече — красный погон, который, как и в петровские времена, не позволяет сползти кожаной перевязи патронной сумы. Из признаков, по которым можно определить род войск, полк и воинское звание, здесь выделяется темно-зелёный цвет кафтана, характерный с петровских времён почти для всей армии, а красный цвет сукна для воротника и обшлагов служит отличительной чертой Преображенского полка. На рукавах, чуть выше обшлагов, пришито по паре тканевых петлиц с пуговицами, которые также относились к опознавательным знакам и отличались своим исполнением, наличием или отсутствием от полка к полку. Именно такой узор с двумя параллельными красными полосами на золотистом фоне относился к Преображенскому полку. При этом рисунок нарукавных петлиц у гвардейских полков дублировался в увеличенном виде на воротнике, что можно наблюдать на фотографиях данного кафтана.
Представленный на фотографии кафтан рядового Преображенского полка застёгнут «по-зимнему» на ряд пуговиц. Застёгивать кафтан могли и «по-летнему», то есть на несколько крючков по краю бортов на груди — так было свободнее дышать. Впрочем, прохладнее от этого сильно не становилось, так как снизу был камзол, под которым носили льняную рубаху.
Помимо кафтана, в комплект «павловского» мушкетёрского мундира входили: шинель, двубортный кафтан, камзол (похожий на современный жилет), штаны до колен, штиблеты (под ними носились чулки), башмаки, галстук, чёрная двуугольная шляпа, обшитая белой тесьмой с двумя кисточками в углах и кистью полкового цвета наверху. Данный набор оставался практически неизменным со времён введения европейской формы Петром I. Менялся лишь внешний вид этих вещей, хотя прошло почти 100 лет. Разве что при Павле I в армии повсеместно была введена шинель, которая упростила жизнь солдатам в холодное время года (со времён Петра I до павловского правления у них была епанча — накидка в виде полукруглого куска сукна до колен). И также лёгкой пехоте (егерям) вместо ботинок и чулок были положены чакчиры (длинные штаны), которые носили с сапогами, как это было заведено с самого появления этого рода войск в годы Семилетней войны (1756–1763).
Мундиры с течением времени стали изящнее и легче. Но к середине XVIII в. поддерживать надлежащий внешний вид солдату стало сложнее из-за особых причёсок, речь о которых пойдёт далее. Поэтому во второй половине XVIII столетия в ряде стран, в том числе и в России, постепенно предпринимались попытки сделать солдатский мундир более практичным и простым, а главное — недорогим.
Например, на европейский мундир конца XVII – начала XVIII вв., о котором говорилось в начале статьи, уходило относительно много сукна из-за массивных рукавов и фалд, а также длинного камзола с рукавами. И если государство вело много войн, то закупка материалов для мундиров ощутимо сказывалась на военных расходах. Количество войн в XVIII в. не уменьшалось, поэтому экономить оставалось лишь на мундирах. Первым «под нож» пошёл камзол, который лишился рукавов и укоротился к середине века, в то время как на кафтанах не экономили. Это объясняется тем, что в эпоху «войн в кружевах», как называют XVIII в., важнее было «держать фасон», а камзол, в отличие от кафтана, как раз был почти не виден из-под него, поэтому даже ткань на камзол шла более дешёвая или от старых кафтанов.
А как же практичность? О ней до второй половины XVIII в. высшие должностные лица армий и государств не сильно заботились, судя по тому, что мундиры становились повсеместно более нарядными и вычурными. Солдаты по-прежнему носили чулки с подвязками и ботинки на каблуке, а с 1730-х гг. во многих странах Европы обязаны были пудрить и укладывать специальным образом свои длинные волосы. Это неблагоприятно сказывалось как на их качестве жизни, так и на боеспособности, поскольку много сил и времени уходило на поддержание внешнего вида, несоблюдение которого грозило суровыми наказаниями. К тому же, с точки зрения гигиены, солдатские длинные и сложные причёски, требовавшие укладки с помощью средств на основе жира или воска, были нежелательны из-за блох и вшей, которые в казарменных и походных условиях заводились в волосах солдат.
Ещё в 1770-х гг. прославленный русский полководец П. А. Румянцев предлагал сделать военную форму более практичной, удобной и дешёвой. Г. А. Потёмкин, один из самых знаменитых государственных деятелей екатерининского времени, известный своим большим вкладом в освоение юга России, присоединение Крыма и создание Черноморского флота, развил идеи Румянцева и в 1783 г. в докладной записке Екатерине II, обосновывая необходимость изменить военную форму, помимо всего прочего писал: «Красота одежды воинской состоит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением: платье чтоб было солдату одеждою, а не в тягость. Всякое щёгольство должно уничтожить; ибо оно есть плод роскоши, требует много времени, иждивения и слуг, чего у солдата быть не может».
Эти доводы императрице Екатерине II показались разумными. Так, к 1786 г. вся армия от гвардии до отдалённых гарнизонов была переодета в новую форму. И если сначала мы рассмотрели гвардейский кафтан времён Павла I, то сейчас обратимся к более ранней по времени куртке, такого же зелёного, стандартного для армейской пехоты с петровских времён, цвета, которую носили солдаты гарнизонных войск. Выглядит куртка невзрачно не только потому, что это не гвардейская униформа. Простота является главной особенностью «потёмкинского» мундира. Данная куртка, значительно более короткая, чем рассмотренный ранее кафтан, застёгивалась на крючки (на представленных фото их не видно), а с помощью отстёгивающихся лацканов зелёного цвета, закреплённых рядами круглых металлических пуговиц, можно было, отвернув лацканы, застегнуть её и на пуговицы, чтобы было теплее. При этом короткие куртки были положены лишь нижним чинам, кафтаны офицеров по-прежнему оставались длинными. И это можно отнести к недостаткам данной мундирной реформы, поскольку офицеры стали более лёгкой целью для противника из-за своих сильно отличных от солдат мундиров.
При этом нельзя сказать, что «потёмкинские» мундиры были полностью лишены декоративных элементов: в то время ещё не было разделения на парадно-выходную, полевую и рабочую. По этой причине солдаты часто в одном и том же комплекте должны были и в казармах жить, и в парадах участвовать, и воевать, и работать (сменными были, как правило, только рубахи, чулки, имелся также нестроевой головной убор), поэтому нужно было с удобством и практичностью совместить нарядность. Требовалось также соблюсти некоторые традиции (хотя данная форма сильно отходит от традиций и эстетики XVIII в.), поэтому у этой куртки полы спереди несколько отогнуты назад и сзади имеют разрезы, что подчёркивает преемственность со старыми мундирами, как и накладные отвороты рукавов красного цвета, которые уже нельзя вывернуть, как на мундирах первой половины XVIII в. Воротник при этом был функциональным — отложным, а вот под узкими клапанами карманов на боках карманы отсутствовали. На внешних нижних сторонах рукавов также присутствуют по 4 петли для металлических пуговиц, большинство из которых, судя по всему, были утеряны — практического значения они тоже не имели, точно так же, как и 2 пуговицы сзади на талии. Декоративные элементы мундиров, как и их цвета, а также различные аксессуары служили как знаки различия родов войск полков и воинских званий.
Мундирный комплект 1783–1796 гг. состоял из фетровой каски с козырьком и с двумя суконными лопастями, опускающимися назад, или картуза с козырьком, суконной куртки, короткого жилета без рукавов, рубахи, просторных штанов-шаровар, коротких сапог, которые носили отныне с портянками, а не чулками. Есть также упоминания о специальной летней форме из полотна, вместе с которой даже в строю могли носить лёгкую шапку-конфедератку вместо каски, которая, между прочим, была слабым местом новой формы — единственным её достоинством был козырёк, спасавший от солнца.
Реформа 1783 г. изменила и солдатские причёски. До этой реформы солдаты должны были для парадов и заступления в караул специальным образом укладывать свои волосы, завив по букле на висках, сделав прямую косу сзади и обернув её черной лентой. При этом длина косы и положение буклей должны были строго соответствовать регламентам. В ранее упомянутой докладной записке Екатерине II Г. А. Потёмкина о причёсках говорится: «Завивать, пудриться, плесть косы, солдатское ли сие дело?.. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то готов». Поэтому вместо прежней прически вводилась относительно короткая и простая стрижка «под горшок» без всяких излишеств, но до бритья на лысо, как сейчас в армиях, не дошло. Затем Павел I, как любитель эстетики уходившего XVIII в., вновь вернул в армию косы и пудру.
Таким образом можно сделать вывод, что «потёмкинская» форма оказалась новаторской для своего времени даже за пределами России. Возможно, даже слишком, поскольку после смерти Екатерины II, которая во многом старалась по мере возможности проводить прогрессивную политику, произошёл сильный отход назад в виде изменения военной формы Павлом I, который в духе своего времени эстетику по-прежнему ставил выше практичности. Военная форма в период его правления хоть и выглядела наряднее и эффектнее «потёмкинской», но в плане удобства сильно проигрывала, а такие её элементы, как причёска, в конце XVIII в. выглядели откровенно устаревшими.