Миниатюры и камеи одесских графов Толстых — Блог Исторического музея

Миниатюры и камеи одесских графов Толстых

В отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея хранится небольшая коллекция миниатюр и камей, поступившая в 1959 г. в качестве дара от хранителя Дома-музея Л.Н. Толстого в Ясной поляне Валентина Федоровича Булгакова.

Коллекция состоит из девяти портретов трех поколений одесской ветви графов Толстых, находившихся в дальнем родстве с писателем Л.Н. Толстым, но в Ясной поляне оказавшихся по воле случая. В.Ф. Булгаков объяснял, что во время его заведования Русским культурно-историческим музеем в Праге (далее РКИМ), размещавшимся в Збраславском замке, эта коллекция миниатюр и камей в 1935 г. была передана туда господином Боуром на временное хранение с тем, чтобы «по воскрешении России» все предметы были переданы в Одессу, где три поколения графов Толстых были благотворителями и меценатами города, почетными гражданами и попечителями многочисленных учреждений. Предметы были записаны в инвентарную книгу пражского музея и экспонировались в шкафу-витрине красного дерева в зале Русской старины.

В 1948 г. Булгаков сумел спасти часть коллекций этого музея, вывезя их в Советский Союз, где предметы были распределены по нескольким музеям и архивам согласно видам материалов: живописные работы и оригинальная графика – в Государственную Третьяковскую галерею и Государственный центральный Театральный музей имени А.А. Бахрушина, документальные материалы и библиотека – в Государственный архив Российской Федерации и Российский Государственный архив литературы и искусства, предметы декоративно-прикладного искусства – в Государственный исторический музей.

Представляется интересным проследить историю создания миниатюрных портретов Толстых и их судьбу на пути из России в эмиграцию и обратно, уже в Советский Союз.

В Швейцарии в 1927 г. ушел из жизни последний представитель семьи Толстых  ̶  граф Михаил Михайлович (младший), известный меценат и благотворитель г. Одессы. Его секретарем и единственным доверенным лицом в эмиграции был Николай Афанасьевич Боур, в течение 33 лет служивший главным управляющим имениями Толстых. С целью сохранения фамильных миниатюрных портретов он передал их в 1935 г. на временное хранение в единственный на тот момент русский музей в эмиграции, находившийся в 13 километрах от Праги.

Из документальных источников по истории национализации частных одесских коллекций известно, что после 1917 г. граф М.М. Толстой потерял все свои имения, был лишен графского титула, а в апреле 1919 г. вместе с матерью Еленой Григорьевной, урожденной Смирновой (1842 –1926) был выселен из собственного городского особняка на Сабанеевом мосту. Ему разрешили взять с собой немного вещей: «железные кровати, постельные принадлежности, 2 шкафа, 2 стола, посуду, немного угля, крупы, муки и настольные портреты близких со столов». Остальные предметы искусства были конфискованы. Поскольку живописные портреты членов семьи Толстых из собрания М.М. Толстого вывезены в эмиграцию не были и до настоящего времени хранятся в одесских художественных музеях, очевидно, что малоформатные предметы в виде миниатюр, фотографий и документов владельцу удалось сохранить, и они сопровождали его в Швейцарию. В их числе три мужских, один женский и пять детских портретов семьи М.М. Толстого, а именно: портрет прадеда по женской линии М.И. Комбурлея, бабушки Е.М. Толстой (урожденной Комбурлей), деда М.Д. Толстого, отца М. М. Толстого, брата Константина и свой собственный в детском возрасте.

Изучение комплекса миниатюрных портретов показало, что самые ранние из них – подписные, принадлежат работам известных европейских мастеров миниатюры: Доменико Босси (Domenico Bossi, 1765 ̶ 1853), Карла Кронноветтера (Carl Kronnowetter, 1795–1837), Августа фон Медвея (August von Medvey, 1814–1870) и Давида Галиера (David Baldassare Ginesio Gaglier,1806–1873).

Самый ранний миниатюрный портрет из коллекции Толстых датируется 1804 г. и принадлежит кисти итальянского художника Доменико Босси, работавшего в России непродолжительное время, с 1802 по 1812 годы. В российских музейных собраниях сохранилось несколько портретов Д. Босси, датируемых этим временем. Художник изобразил волынского губернатора тайного советника Михаила Ивановича Комбурлея (1761–1821) в возрасте 43 лет, во фраке с орденом Св. Владимира 3-й степени.

Доменико Иоганн Босси Портрет Михаила Ивановича Комбурлея. 1804 г. Кость, гуашь
Доменико Иоганн Босси
Портрет Михаила Ивановича Комбурлея. 1804 г.
Кость, гуашь

У Комбурлеев было две дочери – Екатерина и Елизавета. В собрании Толстых находился портрет младшей дочери Михаила Ивановича Екатерины Михайловны Толстой (1810–1866), выполненный австрийским миниатюристом польского происхождения Августом Медвеем в начале 1850-х годов.

Август фон Медвей Портрет графини Екатерины Михайловны Толстой. Начало 1850-х Кость, гуашь
Август фон Медвей
Портрет графини Екатерины Михайловны Толстой. Начало 1850-х
Кость, гуашь

Художник в это время работал в нескольких российских городах: Москве, Санкт-Петербурге и Одессе, где, очевидно, и был написан портрет бабушки графа М.М. Толстого (младшего).

В коллекции Толстых находился портрет и супруга графини Е.М. Толстой – графа Михаила Дмитриевича Толстого (1804–1891), положившего начало южной ветви графов Толстых.

Карл Кронноветтер Портрет графа Михаила Дмитриевича Толстого. Середина 1830-х Кость, гуашь
Карл Кронноветтер
Портрет графа Михаила Дмитриевича Толстого. Середина 1830-х
Кость, гуашь

Дед графа М.М. Толстого (младшего) был действительным статским советником, гласным Одесской городской Думы, президентом императорского Общества сельского хозяйства южной России и благотворителем. На миниатюре граф изображен в форме полковника гвардейской артиллерии, которым стал в 1832 г. Портрет написан в середине 1830-х годов австрийским художником Карлом Кронноветтером, работавшим в России с 1821 г.

У Екатерины Михайловны и Михаила Дмитриевича Толстых был единственный сын Михаил (1835–1898) – одесский общественный деятель, гласный городской Думы, камергер, меценат, директор Одесского театра. Сразу три портрета графа Михаила Михайловича (старшего) находилось в коллекции Толстых: две миниатюры и камея. На миниатюрных портретах Михаил изображен ребенком и отроком, на камее мы видим графа М.М. Толстого в старшем возрасте.

Неизвестный художник Портрет графа Михаила Михайловича Толстого-старшего. Конец 1830- х. Кость, гуашь
Неизвестный художник
Портрет графа Михаила Михайловича Толстого-старшего. Конец 1830-
х.
Кость, гуашь
Неизвестный автор. Портрет графа Михаила Михайловича Толстого-старшего. 1873 г. (?) Камея
Неизвестный автор.
Портрет графа Михаила Михайловича Толстого-старшего. 1873 г. (?)
Камея

Авторы двух портретов неизвестны, миниатюры и камея неподписные, а вот на портрете десятилетнего графа справа была обнаружена подпись «Gaglier». Смеем предположить, что автором мог быть итальянский миниатюрист Давид Галиер, сын флорентийского миниатюриста Гаэтано Галиера, и это авторство подтверждается сравнением с двумя другими подписными миниатюрами работы Давида Галиера 1830-х гг. в собрании ГИМ. В середине 1820-х гг. Давид Галиер обучался во Флоренции, в Академии изящных искусств у Пьетро Бенвенути, активно копировал итальянских мастеров в галерее Уффици. Работы Давида Галиера достаточно редки. Известно по крайней мере о нескольких его работах, сохранившихся в итальянских музеях Болоньи и Пизы, а также в частном американском собрании. Это делает значимым тот факт наличия в ГИМе редкой работы флорентийского миниатюриста Давида Галиера, исполнившего портрет графа М.М. Толстого (старшего) в отроческом возрасте.

Давид Галиер Портрет графа Михаила Михайловича Толстого-старшего. Ок. 1840 г. (?) Кость, гуашь
Давид Галиер
Портрет графа Михаила Михайловича Толстого-старшего. Ок. 1840 г.
(?)
Кость, гуашь

Граф Михаил Михайлович Толстой был женат по большой любви на Елене Григорьевне Смирновой. Венчание графа М.М. Толстого 32-х лет и одесской мещанки Е.Г. Смирновой 25-ти лет состоялось 16 октября 1867 г. в Петропавловской церкви предместья г. Одессы спустя несколько лет после рождения двух детей. Вступление в официальный брак позволило сыновьям, Константину и Михаилу, принять фамилию отца и «вступить во все права и преимущества, по роду и наследию законным детям принадлежащие». Вскоре после венчания Толстые уехали в длительное европейское путешествие в Швейцарию и Италию.

К сожалению, о старшем сыне Константине Михайловиче (1862–1890) сохранилось очень мало сведений. Известно, что он был женат на Елене Ивановне Ерамцевой и умер в Париже во время лечения.

Сохранился портрет-камея графа Константина Михайловича Толстого в возрасте 11–12 лет.

Неизвестный автор Портрет графа Константина Михайловича Толстого. 1873 г. (?) Камея
Неизвестный автор
Портрет графа Константина Михайловича Толстого. 1873 г. (?)
Камея

Возможно, он был исполнен в начале 1870-х годов в Италии, во время длительного путешествия Толстых.  Известно, по крайней мере, о трех живописных портретах Толстых, исполненных в Риме в 1873 и 1875 гг. и хранящихся ныне в одесских художественных музеях.

Примерно в это же время, а возможно и одновременно, родители заказали портрет младшего сына Михаила, когда тому было семь – восемь лет.

Неизвестный автор. Портрет графа Михаила Михайловича Толстого- младшего 1873 г. (?) Камея
Неизвестный автор.
Портрет графа Михаила Михайловича Толстого- младшего
1873 г. (?)
Камея

На нем прервется одесская ветвь рода Толстых. Почетный гражданин г. Одессы, благотворитель, подаривший городу уникальное собрание книг, состоявшее из 40 тысяч томов мировой классической литературы, иллюстрированных альбомов, справочников, журналов умер 30 августа 1927 г. в Женеве, не оставив наследников. Был похоронен на кладбище Saint-Georges (не сохр.)

В коллекции портретной миниатюры графов Толстых один портрет числился долгое время «мальчиком из семьи графов Толстых».

Неизвестный художник Портрет графа Михаила Михайловича- старшего. 1840-е Кость, гуашь
Неизвестный художник
Портрет графа Михаила Михайловича- старшего. 1840-е
Кость, гуашь

Благодаря архивным документам Пражского историко-культурного музея удалось установить имя ребенка. В инвентарной книге музея от 5 января 1935 года под № 14 записано: «Миниатюра  портрет графа Михаила Михайловича Толстого-старшего в отроческом возрасте. Бюст мальчика лет 12-ти, с рыжеватыми волосами, в черной куртке и в белой рубашке с широким отложным воротником. Лицо обращено влево. Автор неизвестен».

Таким образом, из девяти портретов графов Толстых, переданных в Исторический музей, четыре изображают Михаила Михайловича старшего, инициатора строительства Картинной галереи. Три поколения графов Толстых были собирателями произведений искусства. Частный музей Толстых включал произведения живописи русских и западноевропейских мастеров. После революции художественное собрание Толстых было национализировано и распределено по разным музеям, а здание бывшей Картинной галереи сегодня занимает одесский Дом ученых.

Прервалась одесская ветвь Толстых, оставив в напоминание о себе миниатюры, да и само искусство миниатюры ушло в прошлое, «нежное и уютное, как благоухание прежней эпохи. Умерло и поблекло, как старые жемчуга в железных тисках золотых оправ, унеслось, как ароматы старинных флаконов с духами».